Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:29, курсовая работа
Предметом данной курсовой работы является сущность государства, его классовые и общечеловеческие составляющие.
Данная курсовая работа направлена на решение следующих задач:
- рассмотрение и всестороннее изучение сущности государства;
- выделение из общего понимания сущности государства его классовые и общечеловеческие элементы;
- рассмотрение и изучение классового элемента сущности государства;
- изучение общечеловеческих факторов в сущности государства.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Происхождение государства и его сущность……………………………….5
2. Классовое в сущности государства………………………………………..18
3. Общечеловеческое в сущности государства………………………………21
Заключение……………………………………………………………………...23
Список используемой литературы……………………………………………26
Если при анализе сущности
государства останавливаться
Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы.
Наиболее наглядно классовые признаки в развитии государства описывает марксизм. Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества [ 2, 67 c.].
Вместе с тем возникшее
полтора века назад марксистское
понимание государства, которое
более семидесяти лет воспринималось
советским обществоведением как
единственно правильное и незыблемое,
с учетом исторического опыта
и современного уровня научных знаний
нуждается в критическом
В частности, следует признать ошибочной общепринятую в советской юридической, философской и политологической литературе трактовку государства исключительно с классовых позиций, исходя из основополагающих указаний классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделенном на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.
«Политическая власть в собственном смысле слова, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс, – это организованное насилие одного класса для подавления другого». «Государство, – утверждал Ф.Энгельс, – есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим». «Государство, – считал он, – есть орган господства определенного класса, который не может быть примирен со своим антиподом (с противоположным ему классом») [15, 48].
Хотя приведенные и
подобные им другие положения, выражавшие
суть марксистского понимания
Если рассматривать классовую природу, то необходимо вспомнить, что сами классы присущи не государству, а обществу. Не было в обществе классов – не было у государства функции их подавления. Не будет в обществе классов – и снова не будет у государства такой функции.
Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государства необоснованно отвергал как идеалистические и ненаучные многочисленные немарксистские учения о государстве от Аристотеля до Каутского, его нынешних последователей в западноевропейской социал-демократии и современных буржуазных теорий.
Если анализировать сущность государства, опираясь лишь на его классовые особенности, то обязательно надо изучать такое явление, как власть.
Власть – сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах её осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определённую функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи – как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи – как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвёртые – как организованную силу, способную подчинять воле определённой социальной общности других людей. Власть понимается также
как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.
Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. То есть, это отношения, возникающие при подчинении одних классов другим [ 4, 132 c.].
3. Общечеловеческое в сущности государства
Особенности общечеловеческих факторов в сущности государства рассматривали огромное количество учений, в том числе и в дореволюционной России (Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкии, Н.М. Коркунов, М.М. Сперанский, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич и др.). В большинстве своем эти учения представляют огромную духовную ценность, почти все они, в той или иной мере отражая многовековой опыт мирового развития, сходятся в понимании государства как института социального компромисса и достижения общего блага. Однако при всей привлекательности такого подхода он также односторонен: тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его классово-насильственной стороне, немарксистские теории так или иначе признают в государстве лишь другую его сторону – общесоциальную, общечеловеческую [ 6, 313 c.].
В этой связи особое внимание привлекает высказанная в «Капитале» мысль Маркса о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: и выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции.
К сожалению, данный тезис, затронутый
Марксом лишь мимоходом при рассмотрении
другого вопроса применительно
к рабовладельческому и буржуазному
государству, не получил дальнейшей
специальной разработки ни в самом
«Капитале», ни в более поздних
трудах Маркса, не повлиял на суть понимания
государства его
Между тем именно в приведенном суждении Маркса получает краткое синтезированное выражение наиболее существенное и ценное как в марксистском, так и в немарксистском подходе к государству; делается шаг в направлении преодоления односторонности в трактовке государства, понимания его как единства двух его тесно взаимосвязанных сторон – общечеловеческой и классовой.
И действительно, любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится прежде всего осуществление разнообразных коллективных потребностей общества: организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п.
Общечеловеческое
Заключение
Государство – это особая организация политической власти, которая управляет обществом с помощью права и специально созданного аппарата.
Согласно научным положениям марксизма государство по своей сущности – это организация политической власти общества в лице экономически господствующего класса. Положения марксизма обедняли и искажали представление о государстве, так как были односторонними и содержали понимание сущности государства и его социального назначения только с классовых позиций.
Марксистский подход к
понятию государства отвергал все
немарксистские учения о государстве,
большинство из которых говорили
о понятии государства как
института социального
Общечеловеческое
Однако, нельзя подходить к изучению сущности государства, делая акцент сугубо на его классовость, отвергая его общечеловеческую направленность и наоборот.
Государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Согласно этому оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач.
Только учитывая общечеловеческое и классовое в государстве, можно достигнуть научной объективности в его изучении, рассматривать его таким, каково оно есть в действительности.
Поэтому нельзя согласиться с теми, кто стремится к иной односторонности, предлагая полностью отказаться от классового подхода, ограничившись лишь общечеловеческим.
Следует иметь в виду,
что соотношение между
Соответственно в определенных условиях, например, в рабовладельческих и феодальных государствах, в буржуазных государствах периода промышленного капитализма, в некоторых буржуазных государствах эпохи монополистического капитала, особенно с тоталитарным режимом, а также в государствах диктатуры пролетариата, в характеристике сущности и социального назначения государства на первый план выступает классовое господство, насилие, подавление.
Раскрывая соотношение общесоциальных и классовых начал (сторон) государства в современных условиях, трудно не заметить, по общему правилу, приоритет общечеловеческих ценностей. Такая гуманистическая тенденция особенно наглядно проявляется в последние десятилетия в развитых государствах Америки и Европы и в современном Российском государстве.
Государство, представляющее собой преимущественно орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством закона, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда и т.д.
Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.
Список использованной литературы
1. Алексеев, С.С. Теория права. М., 2000, - 320 с.
2. Аржанов, М.А. Государство и право в их соотношении / М.А. Аржанов. – М., 1960, - 431 с.
3. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления : курс лекций / Г.В. Атаманчук. – М., 2001, - 243 с.
4. Бабурин, С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы / С.Н. Бабурин. – М., 1999, 412 с.
5. Борисов, В.В. Правовой порядок // Общая теория государства и права: Академический курс. В 2 т. / В.В. Борисов ; под ред. М.Н. Марченко. – М., 1998. – Т. 2.
6. Венгеров, А.Б. Теория государства и права. М., 2002, - 402 с.
7. Витрук, Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе / Н.В. Витрук. – М., 1979, - 211 с.
8. Григорьева, М.В. Теория государства и права: учебное пособие/ Тамбов: изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 304 с.
9. Егоров, А.Н. Аксиоматические основы теории права. М., 2004, - 447 с.,
10. Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы / Т.В. Кашанина. – М., 1999, - 362 с.
11. Комаров, С.А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. – М., 2000, - 480 с.
12. Краснов, М.А. Ответственность власти / М.А. Краснов. – М., 1997, - 197 с.
13. Лазарев, В.В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М., 1998, 314 с.
14. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. Соч. Т. 4, М., 1955, - 615 с.
15. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. – М., 1996, - 242 с.
16. Общая теория государства и права / под ред. В.В. Лазарева. – М., 1999.
Информация о работе Классовое и общечеловеческое в сущности государства