Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 07:22, курсовая работа
Целью исследования является комплексный, взаимосвязанный анализ современного уровня кодификации и прогрессивного развития законодательства Российской Федерации, определение актуальных проблем и перспектив кодификации.
Основные задачи исследования:
1. Рассмотреть историю кодификации и прогрессивного развития законодательства с начала 90-х годов по настоящий момент.
2. Определить формы, виды и направления, а также специфику кодификации современного российского законодательства.
3. Рассмотреть проблемы и перспективы кодификации современного российского законодательства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……..3
ГЛАВА 1 Кодификация: понятие, виды……………………………………........6
1.1 Кодификация как форма систематизации права…………………….6
1.2 Виды кодификации……………………………………………………8
ГЛАВА 2 Кодификация современного законодательства Российской Федерации: проблемы и перспективы…………………………………………….13
2.1. Кодификация современного законодательства Российской Федерации……………………………………………………………………13
2.1 Проблемы кодификации современного законодательства Российской Федерации………………………………………………………………..…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….31
СПИСОК ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ................................34
высшего профессионального образования
Центросоюза Российской Федерации
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
Тема:
«Кодификация законодательства»
ВЫПОЛНИЛ:
Студент(ка) _1___курса Юр-10-011-Ч шифр (группа)
Газинский Максим Александрович
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
к. ю. н., доцент кафедры ТиИГиП
Антропов Роман Владимирович
Работа допущена к защите ____________________ ___________
Признать, что работа
выполнена и защищена с оценкой___________ _______________ ______
ЧИТА
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 Кодификация: понятие, виды……………………………………........6
ГЛАВА 2 Кодификация
современного законодательства Российской Федерации: проблемы
и перспективы…………………………………………….
2.1. Кодификация современного законодательства
Российской Федерации………………………………………………………
2.1 Проблемы кодификации
современного законодательства
Российской Федерации…………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....................
Введение
Актуальность данной темы исследования заключается в следующем: одна из главных особенностей развития российского законодательства в нынешних условиях - его кардинальное обновление. По своей содержательной характеристике новое законодательство должно соответствовать смыслу и целям осуществляемого в стране реформирования важнейших сфер общественной жизни. Поэтому и в работе по упорядочению законодательства на первый план выдвигается идея существенной модернизации нормативных правовых актов.
Провозглашение суверенитета Российской Федерации, разрушение Союза Советских Социалистических Республик и неудовлетворительное состояние законодательства послужили предпосылками начавшихся кодификационных работ. Задача кардинального обновления российского законодательства потребовала, прежде всего, принятия новых базовых системообразующих законов в главных отраслях законодательства. С начала 90-х гг. проводится большая, серьезная работа по радикальному обновлению некоторых действующих кодексов, созданию новых законов сводного характера. Существенное значение для обновления и упорядочения российского законодательства имело принятие Гражданского, Налогового, Бюджетного, Таможенного, Трудового, Уголовного, ряда процессуальных кодексов и др.
Вместе с тем можно разделить обоснованную обеспокоенность российских правоведов в отношении того, что создание многих кодексов не сопровождается проведением глубокой кодификации: нет программ кодификации, в результате за каждым кодексом "вдогонку" готовится пакет законов и подзаконных актов; остаются без изменений многие акты, теряющие смысл в связи с принятием кодексов; кодексы иногда бывают "тонкими" по объему регулирования, сказывается отсутствие единых принципов и методологических подходов.1 Нельзя не согласиться с тем, что пока не вполне ясны критерии выбора кодекса как одной из форм законов; на практике нередко кодекс "возникает" на пустом месте при отсутствии накопленного нормативного материала когда, по сути дела, нечего кодифицировать.2
Объект исследования – развитие и систематизация российского законодательства посредством кодификации. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, принятые после провозглашения суверенитета Российской Федерации, разрушения Союза Советских Социалистических Республик.
Анализ литературы: в отношении общих вопросов кодификации и прогрессивного развития российского законодательства, следует отметить весьма значительное количество работ таких видных специалистов как Тихомиров Ю.А., Сорокин В.В., Матузов Н.И., Баранов В.М., Топорнин Б.Н., Авдеенкова М.П., Баранов В.М., Баранов П.П., Венгеров А.Б., Власенко Н.А., Гойман-Червонюк В.И., Керимов Д.Р., Лукашева Е.А. и др.
Целью исследования является комплексный, взаимосвязанный анализ современного уровня кодификации и прогрессивного развития законодательства Российской Федерации, определение актуальных проблем и перспектив кодификации.
Основные задачи исследования:
Нормативную базу исследования составляют огромный массив российского законодательства, в частности, Гражданский, Гражданско-процессуальный, Арбитражный процессуальный, Уголовно-процессуальный, Налогового, Трудовой кодексы и другие.
При написании курсовой работы использовались сравнительно-правовой и исторический методы.
Структура курсовой работы обусловлена
логикой исследования темы, поставленными
задачами и целями и включает, помимо введения,
две главы, подглавы, заключение и библиографию.
ГЛАВА 1 Кодификация: понятие, виды
На современном этапе развития общества систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще на стадии их опубликования в официальных газетах, журналах или вестниках. В этих изданиях они располагаются по определенной системе (в зависимости от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы – нормативные – ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер.
Помимо указанной выше первичной формы, существует два основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.
Кодификация законодательства – это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними.
Кодификация – это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация – это форма совершенствования законодательства по существу и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т.д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления законодательства как свойства кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.
Кодификация – это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно – правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Кодификация сопровождается нормативных актов обработкой с целью придать нормативным материалам стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту и т.п.
Кодификация обладает рядом характерных черт:
1) в кодификационном акте
обычно формулируются нормы, регулирующие
наиболее важные, принципиальные
вопросы общественной жизни, определяющие
нормативные основы той или ино
2) такой акт регулирует
значительную и достаточно
3) будучи итогом
4) кодификация рассчитана
на создание более устойчивых,
стабильных норм, рассчитанных на
длительный срок их действия.
Эффективность
5) предмет кодификации
обычно определяется в
Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;
6) акт кодификации всегда
значителен по объему, имеет сложную
структуру. Это своеобразный укрупненный
блок законодательства, обеспечивающий
более четкое построение
1.2 Виды кодификации
Кодификация – это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.
Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации.
1. Первый вид – это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа «кодекса кодексов» (например, свод законов того или иного государства)
2. Отраслевая кодификация,
охватывающая законодательство
той или иной отрасли (например,
уголовный или гражданский
3. Специальная (комплексная) кодификация – это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.).
Специфическим видом систематизации законодательства является консолидация. Ее цель – устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности. Такие акты в нашей стране сегодня могли бы быть приняты по вопросам налоговой, пенсионной, приватизационной политики государства.
На базе консолидированного законодательства должны проводиться все инкорпорационные операции по формированию тех или иных сводных актов, где в доступной для всех форме дано полное и четкое представление о действующем законодательстве. Избавляя его от чрезмерной раздробленности, консолидация тем самым способствует объединению на этой основе общих положений текущего правотворчества в родственные группы. Особую актуальность эта форма систематизации приобрела в сфере ведомственного правотворчества.
Выделяют три основные виды кодификационных актов:
1. Основы законодательства – это нормативно – правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления;
2. Кодекс – наиболее
распространённый вид
Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.