Кодификация законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является комплексный, взаимосвязанный анализ современного уровня кодификации и прогрессивного развития законодательства Российской Федерации, определение актуальных проблем и перспектив кодификации.
Основные задачи исследования:
1. Рассмотреть историю кодификации и прогрессивного развития законодательства с начала 90-х годов по настоящий момент.
2. Определить формы, виды и направления, а также специфику кодификации современного российского законодательства.
3. Рассмотреть проблемы и перспективы кодификации современного российского законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……..3
ГЛАВА 1 Кодификация: понятие, виды……………………………………........6
1.1 Кодификация как форма систематизации права…………………….6
1.2 Виды кодификации……………………………………………………8
ГЛАВА 2 Кодификация современного законодательства Российской Федерации: проблемы и перспективы…………………………………………….13
2.1. Кодификация современного законодательства Российской Федерации……………………………………………………………………13
2.1 Проблемы кодификации современного законодательства Российской Федерации………………………………………………………………..…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….31
СПИСОК ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ................................34

Файлы: 1 файл

курсовик по тгп.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс – это как бы самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, – и общие принципы, регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.

Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют «общая часть» или «общие положения», где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу.

3. Устав, положение – это  кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством). На основании наличия кодифицированного акта формируется та или иная законодательная отрасль. Однако наличие кодифицированного акта как одного из критериев отрасли законодательства не нужно понимать узко . Это не обязательно основы законодательства или кодексы, может быть и группа кодифицированных актов, которые в совокупности определяют отрасль (так обстоит дело, например, в законодательстве об охране природы). Но один кодифицированный акт или несколько необходимы для признания конкретной группы норм отраслью законодательства. Отсюда, разумеется, не следует, что до принятия кодифицированного акта об отрасли вообще нельзя говорить. Развитие и становление отрасли – процесс длительный, многоплановый, его признаками являются нацеленность группы правовых норм на регулирование определенных общественных отношений (предмет), использование своеобразного сочетания известных процессов и средств правового регулирования (метод). Принятие кодифицированного акта или нескольких актов завершают процесс образования отрасли.

Совокупность правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления кодификации. Обоснование новой отрасли, отыскание ее предмета и метода – задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации – удел практики.

Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны. Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи – совершенствовать и содержание, и форму законодательства. В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: кодификация представляет собой такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Для кодификации характерны следующие черты:

1) она представляет собой  наиболее сложную и совершенную  форму систематизации;

2) по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права;

3) кодификацию всегда  осуществляют только компетентные  государственные органы на основании  конституционных или других законных  полномочий;

4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

5) кодификация всегда  вносит элемент новизны в правовое  регулирование (это всегда некая  «правовая реформа») и зачастую  связана с крупными социальными  преобразованиями;

6) результатом кодификации  является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Кодификация современного законодательства Российской Федерации: проблемы и перспективы

2.1 Кодификация современного  законодательства Российской Федерации

Современное состояние правовой системы России характеризуется динамичным развитием основных блоков системы законодательства, призванных обеспечить радикальные социально-экономические преобразования. Сегодня в России принимается в среднем около 150 законов в год. Следствием ускоренных темпов законотворческой деятельности явились определенная хаотичность, бессистемность в принятии нормативных правовых актов. В таких условиях перед законодателем вполне обоснованно встает вопрос о целесообразности проведения работ по кодификации законодательства, подвергающегося ломке и обновлению. Действительно, будет ли такая работа эффективной, если учесть неустойчивый, нестабильный характер правового регулирования (как, впрочем, и характер самих общественных отношений, подвергающихся правовому воздействию) в переходные периоды?

По логике вещей систематизацию, как и крупную кодификацию, следует осуществлять после того, как нормативный материал достаточно стабилизировался, ибо, в известном смысле, это не только "субъективная акция", но и вполне объяснимая закономерность развития правовой системы. Нужно время, чтобы созданное в значительной своей части заново законодательство устоялось, стабилизировалось. Этим отчасти объясняется тот факт, что в условиях коренной ломки законодательства проблемы кодификации и объединения нормативных правовых актов оказываются как бы в тени. Некоторые юристы полагают даже, что принятие кодексов в переходных условиях является ошибкой, и предлагают на принятие кодексов - за исключением процессуальных кодифицированных актов - объявить своего рода мораторий.3 Кодекс, принятый в переходных условиях, по их мнению, в принципе не может являть собой согласованную систему правовых мер. Есть ли смысл в принятии крупноблочных, устойчивых кодифицированных актов права, замечает, например, В.В. Сорокин, если преобразования, итоги которых они призваны закрепить, еще не завершены?4

Едва ли можно спорить с тем, что кодификация играет колоссальную роль в развитии законодательства как согласованной устойчивой системы. Поэтому начинать предварительные кодификационные работы нужно уже в переходный период, постепенно укрупняя нормативный материал, вовлекая в процесс кодификации все новые уровни и пласты законодательства. Но верно и то, что наибольшую отдачу, максимальный эффект дает кодификация, осуществляемая в условиях достаточно развитой, сложившейся, стабильной правовой системы.

Нельзя игнорировать и тот факт, что в переходные периоды сами кодификационные акты несколько утрачивают свое важнейшее качество - быть опорным, устойчивым элементом правовой системы. В условиях быстрых экономических и социальных перемен законодательство "обречено" на частые изменения, свидетелями чему мы и являемся. Принятые в таких условиях кодексы нередко демонстрируют свои слабые стороны, дефекты; в них приходится почти сразу после принятия вносить многочисленные изменения.

Далеко не всякий кодекс является единственным источником права в своей отрасли, далеко не во всяком отраслевом кодексе особенная часть исчерпывает все конкретные правовые предписания этой отрасли. Любой нормативный правовой акт, действует в определенной иерархически структурированной системе, находясь в тех или иных системных связях с другими актами. В практике российского законотворчества фактически действует принцип приоритета кодекса над отраслевыми законами. При разных вариантах решения проблемы в разных кодексах - практика идет по пути наделения кодексов более высокой, по сравнению с обычными федеральными законами, юридической силой. Но с формально-юридической позиции нормы кодекса не обладают приоритетом в иерархии правовых норм. По юридической силе, по процедуре принятия кодексы - те же федеральные законы и, следовательно, подчиняются утвердившемуся в теории и практике правотворчества правилу о приоритете среди актов одинаковой юридической силы акта, который принят позднее. Кроме того Конституционный Суд РФ подчеркивает, что «ни один федеральный закон в силу статьи 76 Конституции Российской Федерации не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой»5. При этом КС РФ указывает на то, что «Конституцией РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в конкретном случае - федеральных законов»6.

В ходе последней волны кодификаций в нашей стране получила достаточное распространение практика указания в тексте самого кодекса, что в случае противоречия его положений нормам вновь создаваемого законодательства действуют положения кодекса. Например, в действующем Трудовом кодексе РФ (ч. 8 ст. 5) определено, что в случае противоречий между Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс. Согласно п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ, гражданское законодательство состоит из самого ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Такой же иерархический приоритет установлен, например, в Бюджетном кодексе и некоторых других кодексах. При создании кодексов могут применяться и другие юридические конструкции, подчеркивающие их юридический приоритет среди других актов, равных по юридической силе: "законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов", "нормы права, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу", "в случае противоречия между Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы права, применяется Кодекс" и т.д.

С развитием правовой системы под влиянием тех или иных факторов возникают новые формы кодификации. Например, с развитием новых форм саморегуляции появляются кодексы, которые "выходят" за рамки традиционных кодексов. Это - корпоративные кодексы по профессиям (например, Профессиональный кодекс нотариусов Москвы, Кодекс этики профессионального участника рынка ценных бумаг и др.), кодексы, принятые ассоциациями банков, производителей и т.п., международными экономическими структурами. Действуют также Кодекс врачебной этики РФ (одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей, 1997 г.), Этический кодекс медицинской сестры России (принят Российской ассоциацией медицинских сестер, 1997 г.).7

Существует такое мнение, что как таковая кодификация российского конституционного права отсутствует. В частности, такого мнения придёрживается С.В. Дорохин, мотивируя тем, что «вследствие отсутствия кодификации конституционного права единого перечня способов защиты нарушенных конституционных прав не существует».8Действительно, возможные способы защиты конституционных прав закреплены в различных нормативных актах. К числу таких способов относятся: обжалование действия или решения, нарушающего конституционные права и свободы граждан; признание недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающего конституционные права и свободы граждан; признание несоответствующим Конституции РФ нормативного акта органа государственной власти и другие способы. Но я не могу согласиться с таким мнением, поскольку, именно конституционные права закреплены в Конституции Российской Федерацией, (которая является кодифицированной). А вот уже «перечень способов защиты нарушенных конституционных прав»9 относится не к материальному, а к процессуальному праву. И в зависимости от того, как  и в какой мере были нарушены конституционные права, в соответствии с этим и выполняются те или иные процессуальные действия.   

Далее мною будут исследованы некоторые кодифицированные законы  в частности.

Кодификация гражданского законодательства

Основным нормативным правовым актом регулирующим гражданско-правовые отношения является Гражданский кодекс Российской Федерации, является одним из наиболее крупных законов.

Часть первая была введенна в действие с 1 января 1995 г. Опираясь на положения Конституции РФ, ГК РФ определяет основные правовые устои экономики рыночного типа: равенство и механизм использования различных форм собственности, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, свободу договора, позволяющую предпринимателям самостоятельно определять своих контрагентов и условия хозяйственных связей. Нормы ГК РФ усиливают защиту имущественных прав как предпринимателей, так и граждан.

С 1 марта 1996 г. вступила в действие часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации, принятая Государственной Думой 22 декабря 1995 г.

Прежде всего, это Закон, упорядочивающий рыночные отношения. Гражданский кодекс, другие гражданские законы направлены на придание рынку современного, цивилизованного характера.

Это находит свое выражение прежде всего в том, что Гражданский кодекс Российской Федерации, разработанный на основе отечественного и мирового опыта, данных современной коммерческой деятельности, международных документов, упорядочивает отношения рынка, содержит отработанное юридическое регулирование многообразных и сложных рыночных отношений, имущественных и личных неимущественных прав граждан, других субъектов.

До принятия второй части ГК нормы об отдельных видах договоров и других обязательств содержались в формально не отмененных положениях раздела III Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. и многочисленных правительственных и ведомственных актах, принятых до проведения экономических реформ и подчиненных принципам административно управляемой экономики.

С 1 марта 2002 г. введена в действие часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой сосредоточены весьма важные для граждан России, да и иностранных граждан также, во многом новые (по сравнению с Гражданским кодексом РСФСР 1964 г.) нормы и институты, регламентирующие наследственное и международное частное право.

Прежде всего обращает на себя внимание регулируемое третьей частью Гражданского кодекса наследование по завещанию. Нормы о наследовании по завещанию изложены ранее норм о наследовании по закону (в отличие от Гражданского кодекса РСФСР 1964 г.). Таким образом, установлен приоритет свободного волеизъявления личности.

Впервые в России в Гражданском кодексе в качестве самостоятельного раздела представлен крупный блок норм и институтов под общим наименованием "Международное частное право". Таким образом, в России на уровне федерального закона закреплено это широко распространенное в зарубежных странах понятие в тесной связи с гражданским правом.

Информация о работе Кодификация законодательства