Кодификация законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 07:22, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является комплексный, взаимосвязанный анализ современного уровня кодификации и прогрессивного развития законодательства Российской Федерации, определение актуальных проблем и перспектив кодификации.
Основные задачи исследования:
1. Рассмотреть историю кодификации и прогрессивного развития законодательства с начала 90-х годов по настоящий момент.
2. Определить формы, виды и направления, а также специфику кодификации современного российского законодательства.
3. Рассмотреть проблемы и перспективы кодификации современного российского законодательства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……..3
ГЛАВА 1 Кодификация: понятие, виды……………………………………........6
1.1 Кодификация как форма систематизации права…………………….6
1.2 Виды кодификации……………………………………………………8
ГЛАВА 2 Кодификация современного законодательства Российской Федерации: проблемы и перспективы…………………………………………….13
2.1. Кодификация современного законодательства Российской Федерации……………………………………………………………………13
2.1 Проблемы кодификации современного законодательства Российской Федерации………………………………………………………………..…..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….31
СПИСОК ПРАВОВЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ................................34

Файлы: 1 файл

курсовик по тгп.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

В Основах законодательства СССР и республик 1991 г. имелись нормы, относящиеся к международному частному праву. Они содержались в разделе VII Основ. Но назывался этот раздел иначе: "Правоспособность иностранных граждан и юридических лиц. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров". Справедливости ради нужно сказать, что именно Основы 1991 г. дали импульс для дальнейшего развития международного частного права в России.

Принятие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации ознаменовало собой завершение первой в новейшей истории нашей страны кодификации гражданского законодательства. Начало этого процесса должно быть отнесено к 1990 г., когда работавшим в Союзном парламенте над новым законом о собственности юристам стало ясно, что без кардинального изменения гражданского законодательства (а значит, без нового Гражданского кодекса) в целом не может быть создана эффективная система правового регулирования подлинно рыночного экономического оборота. Первым шагом новой кодификации стало принятие в 1991 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, введенных в действие на территории России в 1992 г. Затем последовала часть первая ГК (1994 г.), посвященная лицам, праву собственности, общей части обязательственного права. Через год была принята часть вторая ГК (1995 г.), в которую вошли нормы о договорных и внедоговорных обязательствах. Спустя еще шесть лет была принята часть третья ГК (2001 г.), регулирующая наследственное право и международное частное право. Наконец, спустя пять лет была принята часть четвертая ГК (2006 г.), целиком посвященная отношениям, складывающимся в связи с созданием и использованием многообразных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Таким образом, за 15 лет была создана полномасштабная и полноценная кодификация цивилистических норм, посвященных традиционному для отечественного правопорядка кругу отношений - от общих положений гражданского законодательства до международного частного права.

Что касается собственно части четвертой ГК, то формально работа над проектом, получившим в декабре 2006 г. силу федерального закона, была начата в июне 2005 г., после того как распоряжением Администрации Президента РФ была образована рабочая группа, которой было поручено подготовить проект, предусматривающий кодификацию законодательства об интеллектуальной собственности. Столь малый для подобного законопроекта срок, однако, не должен вводить в заблуждение, поскольку разработка положений об интеллектуальной собственности для включения в новую кодификацию гражданского законодательства велась с небольшими перерывами постоянно с момента начала работы над такой кодификацией, т.е. с 1991 г. Теперь уже трудно подсчитать, сколько за эти 15 лет было подготовлено проектов и их вариантов. Однако можно вполне определенно говорить о четырех проектах.

Первый (1995 г.) и второй (1999 г.) проекты предусматривали включение в ГК помимо общих положений, распространяющихся на все виды интеллектуальных прав, также основных положений о каждом виде прав с сохранением действия специальных законов, принятых в этой сфере в 1992 - 1993 гг. (так называемая полносистемная схема). Эти проекты готовились в составе соответственно второй и третьей частей ГК. Третий проект (2003 г.) был подготовлен по инициативе Мининформпечати России и был построен по так называемой усеченной схеме, содержащей только общие положения об интеллектуальных правах, рассредоточенные к тому же по всему Кодексу. После отклонения указанных проектов в Исследовательском центре частного права был подготовлен четвертый проект (2004/2005 г.), построенный по исчерпывающей схеме, как правило, исключающей специальное законодательное регулирование интеллектуальных прав за рамками ГК. Именно этот проект после доработки был внесен в июле 2006 г. Президентом РФ на рассмотрение Федерального Собрания.

Все проекты, может быть, за исключением третьего, не получившего широкой известности, постоянно находились в поле зрения юридической общественности и правоприменителей как внутри страны, так и за ее пределами. Внимание это преимущественно было критическим, что немало способствовало усилиям разработчиков по созданию полноценного как по кругу охватываемых отношений, так и по степени детализации, а главное - современного регулирования интеллектуальных прав.

Кодификация гражданско-процессуального законодательства

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ) принят Государственной Думой 23 октября 2002 г., одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 г. и подписан Президентом Российской Федерации 14 ноября 2002 г.

На основании ст. 1 Федерального закона "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" ГПК РФ вступил в силу с 1 февраля 2003 г. Разрыв в сроке между публикацией и введением в действие обусловлен необходимостью изучения судьями и возможными участниками гражданского судопроизводства.

Кодификация налогового законодательства.

16.07.1998 была принята Государственной  Думой РФ первая часть Налогового  кодекса РФ, а 19.07.2000 – вторая часть Налогового кодекса. Налоговый кодекс - свод законодательных актов о налогообложении, объединенных в один целостный документ.

Некоторые кодексы не свободны от недостатков юридико-технического характера, в числе которых - отсутствие четко прописанных правовых механизмов реализации их норм. В результате применять нормы таких кодексов на практике оказывается достаточно сложно. Наиболее показательную картину в этом отношении дает кодификация налогового законодательства.

Проводимую в стране реформу налогового законодательства юристы иногда называют ускоренной кодификацией норм налогового законодательства. Анализируя правовые институты НК РФ, специалисты отмечают противоречивость некоторых его конструкций, устойчивые и в значительной степени негативные тенденции. Основные институты налогового законодательства имеют существенные расхождения между собой, отличаются преобладанием экономических положений над юридическими. 10

Кроме того, слабо проработана структура налогового регулирования как цельной системы, некоторые институты не согласовываются со сходными институтами БК РФ и КоАП РФ. К тому же структура статей и глав НК РФ чрезвычайно сложна. Все это приводит к снижению регулятивного потенциала норм Налогового кодекса.11

Специалисты отмечают, что НК РФ не включает принятые в мировой практике общепризнанные принципы налогового регулирования и контроля, такие, как принцип оптимизации налогообложения, принцип возвратности на национальную территорию капиталов и налогов, полученных за рубежом, и др.

Но если сравнить Налоговый кодекс РФ и предшествовавшее ему законодательство: Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и многочисленные законы об отдельных налогах. Очевидно, что при наличии ряда изъянов и серьезных юридико-технических недочетов, выявленных в тексте Налогового кодекса, его принятие тем не менее ознаменовало восхождение российского налогового законодательства на качественно новый уровень.

Кодификация уголовно-процессуального законодательства

Уголовно-процессуальный кодекс РФ вступил в силу 1 июля 2002 г. Согласно выводу Конституционного Суда: "Федеральный законодатель - в целях реализации конституционных принципов правового государства, равенства и единого режима законности, обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовной юстиции, - кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед иными федеральными законами в регулировании уголовно-процессуальных отношений"12.

Данный вывод Конституционного Суда весьма важен и не относится к конкретной сфере. Он имеет общее значение. Требование о приоритете УПК РФ в установлении порядка уголовного судопроизводства корреспондирует максимально кодифицированному состоянию уголовного права, обеспечивая наиболее адекватную процессуальную форму его реализации как права материального. При этом законодатель исходил из особой роли, которую выполняет в правовой системе РФ кодифицированный нормативный правовой акт, осуществляющий комплексное нормативное регулирование тех или иных отношений. Следовательно, федеральный законодатель в целях реализации конституционных принципов правового государства, равенства и единого режима законности, обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовной юстиции, кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет УПК РФ перед иными федеральными законами в регулировании уголовно-процессуальных отношений. Вместе с тем приоритет УПК РФ перед другими обычными федеральными законами не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования, которым является порядок производства по уголовным делам на территории РФ. Другими федеральными законами не должно осуществляться регулирование именно уголовно-процессуальных по своей правовой природе отношений.

Нельзя не отметить и слабые стороны УПК РФ. Не случайно за время действия УПК РФ были приняты федеральные законы, которыми в статьи Кодекса внесены многочисленные изменения. Как подчеркнул Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин «Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, едва принятые, были почти наполовину изменены, причем изменены так, что вместо одних недостатков в них появились другие». Кроме того, положения отдельных статей УПК РФ были признаны не соответствующими Конституции РФ.13

Кодификация трудового законодательства

Создание в России рыночной экономики требует разработки прочной правовой базы, которая гарантировала бы основные трудовые права работников.

Среди источников трудового права Конституция Российской Федерации является Основным Законом, актом, обладающим высшей юридической силой. Действующая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. Она является документом прямого действия и устанавливает основные положения правовой системы, закрепляет исходные начала, характерные для всех отраслей права, в том числе для трудового права.

После Конституции РФ среди законов в сфере труда важнейшим является Трудовой кодекс РФ. Это кодифицированный источник трудового права.

Трудовой кодекс РФ был принят Государственной Думой 21 декабря, одобрен Советом Федерации 26 декабря и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. С 1 февраля 2002 г. он вступил в силу. За всю историю России это четвертый кодекс. Предыдущие акты назывались кодексами законов о труде и были приняты в 1918, 1922 и 1971 гг. Последний просуществовал в России около 30 лет.

Сохраняя определенную преемственность норм, Трудовой кодекс РФ существенно отличается от всех предыдущих российских кодифицированных актов в сфере труда по своей структуре и содержанию, по месту и роли в системе регулирования трудовых отношений, по своим целям, по способам реализации и защиты его положений, а также значительным количеством отдельных норм, изложенных в нем.

Кодификация арбитражного процессуального законодательства

В 2008 г. исполнилось шесть лет с момента принятия и вступления в силу Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятого Государственной Думой 14 июня 2002 г., одобренного Советом Федерации 10 июля 2002 г. и подписанного Президентом Российской Федерации 24 июля 2002 г. Первая официальная публикация была осуществлена в "Парламентской газете" 27 июля 2002 г. На основании ст. 1 Федерального закона "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса" АПК РФ вступил в силу с 1 сентября 2002 г. Разрыв в сроке между публикацией и введением в действие обусловлен необходимостью изучения судьями и возможными участниками гражданского судопроизводства.

Это третий Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации начиная с 1992 г.: первый Арбитражный процессуальный кодекс от 5 марта 1992 г. N 2447-1  утратил силу со вступлением в силу Арбитражного процессуального кодекса от 5 мая 1995 г. N 70-ФЗ, который действовал до 1 сентября 2002 г., за исключением некоторых статей.

Кодификация бюджетного законодательства.

Бюджетный кодекс РФ был принят Государственной Думой ФС РФ 17.07.1998, который определил принципы и процедуры бюджетного процесса, исполнения бюджета, практики нецелевого использования бюджетных средств.

 До введения в действие  Кодекса урегулированные им вопросы  на законодательном уровне решались  в соответствии с Законом РСФСР  от 10 октября 1991 г. N 1734-1 "Об основах  бюджетного устройства и бюджетного  процесса в РСФСР", Законами РФ от 15 июля 1992 г. N 3303-1 "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу", от 13 ноября 1992 г. N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" и от 15 апреля 1993 г. N 4807-1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", Федеральными законами от 26 декабря 1994 г. N 76-ФЗ "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям" и от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".

2.1 Проблемы кодификации законодательства Российской Федерации

Активно развивающиеся современные общественные отношения, порождаемые новыми потребностями общества, требуют адекватного правового регулирования. Огромный массив законодательства, который также быстрыми темпами развивается и увеличивается, способствует скорее возникновению новых проблем, нежели полноценному регулированию общественных отношений. Тем самым количество законов, положений, приказов и иных актов растет, ориентироваться в таком объеме информации становится сложно даже юристам — людям профессионально подготовленным и подкованным. Что же говорить о простых гражданах, решивших самостоятельно разрешить свою ситуацию или возникший конфликт?

Помимо того, что российское законодательство, по сути, очень объемно, нередка ситуация, при которой нормы, регулирующие те или иные отношения, «разбросаны» по разным документам — это также затрудняет их использование. На поиск нужной нормы тратится очень много времени, а юриспруденция — это такая сфера деятельности, промедление в которой не допустимо. Все это приводит к тому, что проблема согласованности и взаимодействия норм, институтов и отраслей законодательства встает все острее. Таким образом, необходимость проведения такой формы систематизации  законодательства , как кодификация  — вполне очевидна.

Информация о работе Кодификация законодательства