Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:38, курсовая работа
Актуальность работы обусловлена тем, что именно компетенция Президента Российской Федерации, их широта и объем, взаимоотношения и границы с компетенцией других представителей власти, уже не раз за последнее десятилетие становились причиной конфликтов и даже кровопролития.
Практике государственного строительства в советский период до 1990 г. не был известен институт президента. Только в 1990 г. был учрежден пост Президента Советского Союза, который избирался не непосредственно населением, а Съездом народных депутатов Советского Союза.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Компетенция Президента Российской Федерации в отношении государственной власти…………………………………………………………………5
1.1 Компетенция Президента Российской Федерации в отношении законодательной власти………………………………………………………………………………….…5
1.2 Компетенция Президента Российской Федерации в отношении исполнительной власти……………………………………………………………………………………...8
1.3 Компетенция Президента Российской Федерации в отношении судебной власти…………………………………………………………………………………….12
2 Компетенция Президента Российской Федерации в иных сферах внутренней и внешней политике…………………………………………………………………….14
2.1 Компетенция Президента Российской Федерации в области обороны и безопасности…………………………………………………………………………….14
2.2 Компетенция Президента Российской Федерации во внешнеполитической сфере………………………………………………………………………………........15
2.3 Компетенция Президента Российской Федерации в отношении правового статуса личности………………………………………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………21
Глоссарий………………………………………………………………………..24
Список использованных источников………………………………………….27
Список сокращений…………………………………………………………….30
Воздействие Президента РФ на исполнительную власть наступает с самой процедуры назначения Председателя Правительства РФ.
Согласно п. «а» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ. С одной стороны, данное полномочие Президента РФ может быть, ориентировано на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия Государственной Думы с Правительством РФ, кандидатура Председателя которого согласовывается, с иной стороны, данное полномочие Президента РФ лишает парламент права самостоятельно формировать Правительство, и оставляет ему только преимущество выбора одной из предложенных кандидатур его Председателя.
Из комплексного рассмотрения процедуры назначения следует, что Председателем Правительства РФ будет конкретно- то лицо, которое Президент РФ решит видеть на данной должности, независимо от согласия Государственной Думы. Во-первых, ст. 111 Конституции РФ предоставляет Государственной Думе преимущество отклонить только две выставленные кандидатуры, так как, в случае отклонения третьей Президент распускает Государственную Думу и без помощи других назначает Председателя Правительства. При этом Конституционный Суд РФ в собственном Постановлении № 28-П от 11 декабря 1998 г. обозначил преимущество Президента представлять Государственной Думе все три раза одну и ту же кандидатуру. Таким образом, разрешено ратифицировать, что Президент РФ без помощи других (с соблюдением установленной процедуры) назначает Председателя Правительства России.
С принятием ФКЗ от 31 декабря 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» эта статья претерпела последующие смысловые конфигурации:
1)
Президент РФ был наделен
2)
Президент РФ получил
3)
Президент РФ получил
4) статья дала Президенту РФ преимущество увеличивать возможности в рамках осуществления функций Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и Председателя Совета безопасности РФ;
5) Правительство РФ вместо права осуществления управления названными органами (как это было в первой редакции) получило преимущество только координировать их деятельность.
В редакции рассматриваемой статьи, утвержденной Федеральным конституционным законодательством от 19 июня 2004 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», в связи с конфигурацией структуры федеральных органов исполнительной власти порядок руководства Президентом РФ перечисленными органами был изложен как «непосредственно и через соответственных федеральных министров». Кроме того, у Президента РФ возникло преимущество в случае конфигурации в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия соответственных федеральных законов перераспределять поставленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых он управляет.
Пока еще неуравновешенная многопартийная система, сложившаяся в стране, и соответствующее ей представительство в Думе исключают вероятность создания однопартийного правительства большинства. В итоге складывается феноменальная ситуация, когда в состав Правительства могут входить представители партийных фракций Думы, находящихся в оппозиции. Однако Президент, хотя и не чужд рвения, получить поддержки собственных действий в Думе, не связан какими-либо обещаниями перед партиями и вправе действовать без помощи других. Так, он единовластно принимает заключение об отставке Правительства и вправе этого не делать даже в критериях Выраженного Думой сомнения. Без роли Думы, а лишь по предписанию Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Он владеет преимуществом председательствовать на заседаниях Правительства, что не оставляет колебаний в его руководящем положении в исполнительной власти. Об этом же говорит и то, что не позже недельного срока после назначения Председатель Правительства должен представить Президенту на утверждение предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в базу всех рекомендаций на должности. Компетенция Президента РФ тесно связана с компетенцией Правительства РФ (см. Приложение).
К
отмеченным полномочиям Президента
примыкает его преимущество решающего
воздействия на назначение Председателя
Центрального банка РФ, хотя этот орган
в структуру исполнительной власти не
входит, занимая независимое положение.
Президент единовластно определяет и
представляет Государственной Думе кандидатуру
на должность Председателя Центрального
банка РФ и ставит вопрос перед Думой об
его освобождении от должности. Если же
Дума не утверждает кандидатуру, предложенную
Президентом, то последний может назначить
свою кандидатуру исполняющим обязанности
Председателя Центрального банка РФ, а
затем снова предложить эту кандидатуру
Думе. Следовательно, никакой орган не
имеет инициативного права в этом вопросе,
кроме Президента. Взаимодействие Президента
и Правительства регламентируется указами
от 10 июня 1994 г., в котором названы постановления
и распоряжения Правительства, требующие
подготовительного согласования с Администрацией
Президента РФ. Распоряжением Президента
РФ от 5 мая 1998 г. было запрещено такое взаимодействие
по всем иным вопросам.
1.3 Компетенция Президента Российской Федерации в отношении судебной власти
В соответствии с принципами деления властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов.6 Президент предлагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Назначает же перечисленных лиц Совет Федерации. К компетенции Президента относится назначение федеральных судей.
Президент еще участвует и в формировании неких остальных государственных органов. Так, он назначает 5 членов Центральной избирательной комиссии (одну третью часть), может представлять кандидатуры для назначения, Уполномоченного по правам человека7.
С данной компетенцией тесно соединено и преимущество Президента, влиять на назначение Генерального прокурора РФ. В соответствии с федеральным законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на данную должность, и он же вносит предписание об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначить исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ. Неоднократные случаи отклонения Советом Федерации кандидатур, предлагавшихся Президентом на должность Генерального прокурора РФ, как и судей Конституционного Суда РФ, приводили к долговременной задержке с формированием данных органов. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 1 декабря 1999 г. установил, что в случае возбуждения в отношении Генерального прокурора уголовного дела Президент должен издать акт о временном отстранении Генерального прокурора от должности на время расследования дела.
Также в возможности Президента РФ входит осуществление помилования осужденных. Помилование зафиксированно в Конституции Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. В статье 50 часть 3 Конституции сказано: «Каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания». Статья 71 Конституции устанавливает, что амнистия находится в ведении Российской Федерации. Другими словами, вопросы помилования может решать только верховная федеральная власть, то есть – Президент.
Уголовный кодекс уточняет конституционные нормы в отношении помилования. В статье 85 Кодекса говорится, что амнистия осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении персонально определенного лица. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от предстоящего отбывания наказания или назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено наиболее мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость. Статья 113 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливает меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы. В качестве одной из таковых мер выступает ходатайство о помиловании. Оно может быть возбуждено в отношении позитивно характеризующихся осужденных.
Помилование, как правило, не используется к осужденным:
а)совершившим умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
б)умышленно нарушающим установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
в)ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
г)которым
ранее производилась замена назначенного
судами наказания более мягким наказанием.
2 Компетенция Президента Российской Федерации в иных сферах внутренней и внешней политики
2.1 Компетенция Президента Российской Федерации в области обороны и безопасности
В военной области компетенция Президента довольно широка.
Согласно п. «ж» статьи 83 Конституции РФ Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется Федеральным законодательством.
Закон РФ от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности» гласит, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности исполняет Президент РФ.
Президент Российской Федерации: возглавляет Совет Безопасности РФ; контролирует и координирует активность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законодательством компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.
Совет министров РФ (Правительство РФ):
1)в пределах определенной законодательством компетенции гарантирует управление государственными органами обеспечения безопасности Российской Федерации;
2)организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Российской Федерации, иными подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов.
Совет Безопасности РФ является конституционным органом, исполняющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности.
Совет Безопасности РФ рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации. В областях обеспечения безопасности, стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и других видов безопасности. Охраны здоровья народонаселения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных обстановок и преодоления их последствий, снабжения стабильности и правопорядка и ответствен перед Верховным Советом РФ за положение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и страны от внешних и внутренних угроз.
Очень верно прописаны возможности Президента Федеральном законе «Об обороне».8 Федеральным законодательством «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (в редакции от 26 февраля 1997 г.) на Президента РФ возложена обязанность объявления общей или частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщением палатам Федерального Собрания. Военные полномочия Президента РФ очень широки, но они не исчерпывают всех возможностей органов государственной власти в области обороны. Так, к примеру, Совет Федерации и Государственная Дума рассматривают расходы на оборону, Совет Федерации утверждает указы Президента РФ о внедрении военного положения и т. д.
2.2 Компетенция Президента Российской Федерации во внешнеполитической сфере
Огромный смысл имеют представительские функции главы государства в сфере внешних сношений. Президент Российской Федерации считается постоянно выступающим от имени своего государства в силу своего положения и не нуждается в особом на то уполномочении.9
Компетенция Президента РФ в области внешней политики укреплена в ст. 86 Конституции РФ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. под управлением Президента России действует Совет по внешней политике при Президенте Российской Федерации, являющийся координационным органом, исполняющим предварительное рассмотрение и межведомственную проработку вопросов внешней политики, а еще подготовку соответственных предложений для Президента Российской Федерации. К главным задачам Совета относятся, в частности, подготовка советов по определению основ внешней политики Российской Федерации и осуществлению руководства ею в соответствии с возможностями Президента Российской Федерации, а еще разработка предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти в области внешней политики. Совет информирует Президента о внешнеполитических аспектах деятельности федеральных органов государственной власти, анализирует и предсказывает международную обстановку и исследует публичное мировоззрение по вопросам внешней политики в России, а еще участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам внешней политики Российской Федерации. В состав Совета входят по должности, в частности, руководители Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, помощник Президента Российской Федерации, координирующий вопросы внешнеполитической деятельности.
Информация о работе Компетенция Президента Российской Федерации