Компетенция Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена тем, что именно компетенция Президента Российской Федерации, их широта и объем, взаимоотношения и границы с компетенцией других представителей власти, уже не раз за последнее десятилетие становились причиной конфликтов и даже кровопролития.
Практике государственного строительства в советский период до 1990 г. не был известен институт президента. Только в 1990 г. был учрежден пост Президента Советского Союза, который избирался не непосредственно населением, а Съездом народных депутатов Советского Союза.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Компетенция Президента Российской Федерации в отношении государственной власти…………………………………………………………………5
1.1 Компетенция Президента Российской Федерации в отношении законодательной власти………………………………………………………………………………….…5
1.2 Компетенция Президента Российской Федерации в отношении исполнительной власти……………………………………………………………………………………...8
1.3 Компетенция Президента Российской Федерации в отношении судебной власти…………………………………………………………………………………….12
2 Компетенция Президента Российской Федерации в иных сферах внутренней и внешней политике…………………………………………………………………….14
2.1 Компетенция Президента Российской Федерации в области обороны и безопасности…………………………………………………………………………….14
2.2 Компетенция Президента Российской Федерации во внешнеполитической сфере………………………………………………………………………………........15
2.3 Компетенция Президента Российской Федерации в отношении правового статуса личности………………………………………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………21
Глоссарий………………………………………………………………………..24
Список использованных источников………………………………………….27
Список сокращений…………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

Курсовая Шустов Илья Компетенция Президента РФ.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

     Согласно  п. «а», Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает  стратегический внешнеполитический курс и непосредственно руководит его исполнением. Осуществляя политический курс, Президент непосредственно инструктирует Министра иностранных дел по принципиальным вопросам, устанавливает прямые контакты с главами остальных стран, постоянно ведет телефонные переговоры с главами государств и премьер-министрами некоторых сопредельных стран и других государств, участвует лично в важных интернациональных совещаниях и т.д.

     В соответствии с п. «б» Президент  лично ведет переговоры по принципиальным вопросам с главами стран и правительств других государств. По уполномочию Президента дипломатические переговоры могут вести назначенные им лица или делегации. Он лично подписывает принципиальные международные контракты от имени РФ, для этого Президенту не нужно обладать никаким уполномочивающим на то документом. Президент еще может уполномочить поставить подпись в договоре определенное лицо (обычно главу делегации), но этому лицу необходимо иметь соответствующий документ от имени главы государства.

     В соответствии с п. «г» Президент  принимает верительные и отзывные грамоты (особые документы в форме  официальных писем) аккредитуемых (т.е. доверенных) при нем иностранных дипломатических представителей (послов, посланников и др.). Эти грамоты адресуются от главы иностранного государства к главе (Президенту) России. В верительных грамотах указывается, что определенному лицу (послу) поручено представлять интересы своего государства, его словам и действиям надлежит «верить» (отсюда и название «верительная грамота»).

     При вручении грамот традиционно находится Министр иностранных дел. Речи не произносятся. Дипломатический представитель именует себя, государство, главу своего государства, вручает грамоту Президенту России и кратко представляет своих ближайших служащих. Часто для вручения грамот собирается некоторое количество новых послов. После вручения грамот Президент России традиционно имеет краткую беседу с новым послом (послами). Отзывные грамоты заканчивают выполнение полномочий конкретного дипломатического представителя.10

     2.3 Компетенция Президента  Российской Федерации  в отношении правового  статуса личности

     Президент РФ занимает особенное, приоритетное место в системе органов государственной власти по обеспечению прав человека, так как, являясь персонифицированным представителем страны, провозгласившего права и свободы высшей ценностью и общенациональным приоритетом, гарантирует бесперебойную работу всего государственного механизма на благо человека и несет за это ответственность.

     Свою  компетенцию в области прав человека глава страны реализует как лично, так и через взаимодействие со всей системой органов государственной власти методом определения главных направлений политики страны, правотворчество, участие в формировании и функционировании органов государственной власти, осуществление президентского контроля и наложение конституционной ответственности. Такие возможности глава государства осуществляет с помощью специальных инструментов: программных заявлений к народу, посланий Федеральному Собранию; установления приоритетных направлений деятельности государства; утверждения концептуальных документов в более принципиальных сферах государственной жизни; инициирования программ развития в отдельных отраслях и сферах государственного строительства.

     Одним из главных государственно-политических документов, издаваемых главой страны и носящих стратегический характер, являются его послания Федеральному Собранию (ежегодные и бюджетные). Особенностью российского законодательства является то, что оно создается на базе норм Конституции РФ с учетом ежегодных посланий Президента РФ, в которых глава государства задает парламенту приоритеты законодательной деятельности.

     К числу возможностей Президента относится заключение вопросов гражданства и предоставления политического убежища. В Конституции не конкретизируется, какие непосредственно вопросы гражданства решаются Президентом РФ. Это отрегулировано Федеральным Законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». В соответствии с ним Президент решает вопросы приема в гражданство иностранцев, граждан бывшего СССР, лиц без гражданства, принимает решения по вопросу о возобновлении гражданства, дает разрешения на выход их гражданства, дает разрешение гражданину РФ владеть гражданством другого государства, отменяет решение о приеме в гражданство.11

     Заметим, что республики, входящие в РФ, закрепляют родное гражданство, но так как, оно даже в таком случае является и гражданством РФ, они не вправе принимать тех или иных лиц в родное гражданство.

     Предоставление  Президентом политического укрытия осуществляется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с общепризнанами нормами международного права. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых по политическим убеждениям, а также за действия (или бездействие) не признаваемые в РФ преступлением.12 Вопросы о предоставлении политического укрытия в РФ решаются в соответствии с Положением о порядке предоставления политического убежища, утвержденным Указом Президента от 21 июля 1997 г.

     Президент РФ вознаграждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие особые звания. Государственные награды и положения о них установлены указами Президента РФ.

     Президент РФ осуществляет помилование осужденных за уголовные преступления. Помилование не следует путать с амнистией, право на которую принадлежит Государственной Думе.

     Многогранная  активность Президента исполняется через правовые акты, каковыми согласно Конституции РФ являются указы и постановления. После распада СССР, подобные модификации и демократические преобразования неизбежно порождали общие черты организации и функционирования института президентской власти.13 Так, во всех странах СНГ, как и в России, президенты наделены конституциями правом издавать собственные нормативные акты - указы и распоряжения, имеющие силу закона.14 Указ – это законный акт, относящийся к неопределенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций и, кроме того, действующий в долговременном плане.15 Указы нормативного характера могут издаваться Президентом, как по предметам ведения Российской Федерации, так и по предметам совокупного ведения Российской Федерации и ее субъектов.16

     Заключение

     В заключение подчеркнем, что хотя Конституция в ст. 80 и 82 придает огромный смысл координационным и арбитражным направлениям деятельности Президента РФ, но из содержания остальных ее положений следует, что приоритет отдан все - же административным полномочиям главы страны (в области внешней политики, обороны, кадров).

     Президент как общественно-политический фаворит, устанавливающий главные направления внутренней и внешней политики государства, не может быть беспристрастным и непредвзятым при оценке своего политического курса. Его основная задача состоит, прежде всего, в том, чтоб воплотить свою политическую программу через исполнительную власть, то есть через Правительство и остальные, исполнительные государственные органы, которые ему конкретно или опосредованно подчиняются и которые он практически формирует. В этом смысле арбитражная и посредническая функции российского Президента уходят как бы на второй план при возникновении напряженности между законодательными органами и Правительством РФ, так как федеральная исполнительная власть проводит в жизнь общественно - политический курс Президента. Это, кстати, до последнего времени было видно из противостояния Президента РФ и Государственной Думы.

     В правовом государстве статус главы  государства максимально точно  определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.

     Наличие широких возможностей, рычагов действия на все ветви власти дает основание говорить, как уже подмечалось, о выведении Президента РФ из общей системы деления властей, возвышении над всеми ее отраслями. Давая возможность снабдить единство разделенных ветвей государственной власти, подобная организация института президентства вместе с тем ослабляет систему «сдержек и противовесов», контроль за деятельностью главы государства со стороны остальных федеральных органов, и, прежде всего парламента.

     Действительно, Правительство по российской Конституции 1993 года выступает, по сути дела, «президентской командой». Сами функции главы государства у российского Президента неотделимы от его функций неформального главы исполнительной власти. Формально таким титулом он не обладает, но практически у Президента в руках все важные управленческие рычаги.

На сегодняшний день особое значение приобрела проблема создания механизма, обеспечивающего самостоятельное функционирование всех ветвей власти, защищающего законодательный орган от возможного злоупотребления правом роспуска, представляющего законодательной власти реальные возможности контролировать власть исполнительную.

Наиболее  приемлемым является способ решения  данной задачи, состоящий в уменьшении (перераспределении) президентских  полномочий. Необходимо постепенное  совершенствование президентской  власти в России. Прежде всего, требует изменений конституционное положение, регламентирующее взаимоотношения Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в процессе формирования Правительства РФ, а точнее назначения на должность его Председателя.

     Резюмируем сказанное. Конечно, Конституция обязана содержать определенные нормативные гарантии от того, чтобы, в каждом случае, не допустить легального оформления авторитарного режима. И, прежде всего речь должна идти о порядке согласования (между Президентом и представительным органом) важнейших назначений, а также о верховенстве законов над президентскими указами. В то же время, для стран, по тем или иным причинам ослабленных, с высокой степенью фрагментации политического диапазона, опасно перенесение всей тяжести забот по формированию исполнительной «ветви» на парламент.

     Именно  поэтому роль Президента, соответствующая  парламентарной республике, представляется нам неприемлемой в контексте современных задач российского государства. Образ Президента, вырисовывающийся из этих рассуждений, логически должен отражать рвение к некоей «золотой середине».

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Чрезвычайное  положение один из институтов конституционного права; особый режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные специальным законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
2 Субъекты РФ государственно-правовые образования, образующие в совокупности Российскую Федерацию. Конституция РФ устанавливает шесть видов С. РФ - республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ
3 Президент РФ согласно ст. 80 Конституции РФ глава российского государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина
4 Оборона по определению  ФЗ «Об обороне» от 24 апреля 1996 г. «система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории»
5 Законодательная власть в соответствии с теорией разделения властей  одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия
6 Демократия в современном  понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека
7 Исполнительная  власть в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а иногда и законодательные полномочия, а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия
8 Конституция представляет  собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой
9 Правительство РФ высший орган  исполнительной власти. Состоит из Председателя П. РФ, его заместителей и федеральных министров
10 Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей  самостоятельная и независимая сфера публичной власти. Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел  в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права, нормотворческих, контрольных полномочий и некоторых других, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия

Информация о работе Компетенция Президента Российской Федерации