Компетенция высшего должностного лица субъекта РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Формирование России как демократического федеративного государства повлекло за собой существенное изменение правовых основ взаимодействия между центральными и региональными органами государственной власти.
В ходе реформы системы государственной власти РФ начала 90-х гг. были сформированы принципиально новые политико-правовые институты - в частности, института главы администрации (губернатора) государственно-территориальных образований (края, области, города федерального значения) и национальных государственных образований (автономные округа, автономная область) в составе РФ - субъектов Российской Федерации.

Содержание работы

Введение.
Статус высшего должностного лица субъекта РФ.

Порядок избрания.

Компетенция высшего должностного лица субъекта РФ.

Прекращение полномочий.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая КП.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

План

    1. Введение.
    2. Статус высшего должностного лица субъекта РФ.

 

    1. Порядок избрания.

 

    1. Компетенция высшего должностного лица субъекта РФ.

 

    1. Прекращение полномочий.
    2. Заключение.
    3. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Формирование  России как демократического федеративного государства повлекло за собой существенное изменение правовых основ взаимодействия между центральными и региональными органами государственной власти.  
В ходе реформы системы государственной власти РФ начала 90-х гг. были сформированы принципиально новые политико-правовые институты - в частности, института главы администрации (губернатора) государственно-территориальных образований (края, области, города федерального значения) и национальных государственных образований (автономные округа, автономная область) в составе РФ - субъектов Российской Федерации.

Особую актуальность теме настоящей курсовой работе придает  факт принятия в 2000г. пакета нормативных  актов (указ Президента РФ от 13 мая 2000г. №849 «О полномочном представителе  Президента РФ в федеральном округе», Федеральный закон от 29 июля 2000г. №106-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 5 августа 2000г. №113-Ф3 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», указ Президента РФ от 1 сентября 2000г. №1602 «О Государственном Совете Российской Федерации» и др.), которые в существенной степени изменили характер взаимоотношений высшего должностного лица субъекта РФ с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и иными органами власти федерального уровня.

Представляется  необходимым и анализ норм регионального  законодательства в аспекте определения правовых основ организации института главы администрации субъекта РФ, изучение моделей вышеуказанного института в различных субъектах Российской Федерации.  
Вообще, на теоретическом уровне необходимо провести комплексное научное исследование с целью изучения правового статуса главы администрации субъекта РФ, выявления тенденций развития института главы администрации субъекта РФ, определения комплекса проблем правового статуса главы администрации субъекта РФ и формирования пакета предложений по изменению и совершенствованию как федерального, так и регионального законодательства.

Исследуемые вопросы  являются составной частью комплекса  серьёзных проблем в сфере  обеспечения единства Российской Федерации, укрепления правовой основы федерализма, создания нормативных (в том числе конституционных) предпосылок для построения оптимальной модели взаимоотношений органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ. Таким образом, настоящая  
курсовая работа посвящена исследованию конституционно-правового статуса главы администраций субъектов РФ (далее высшего должностного лица субъекта РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статус высшего должностного лица субъекта РФ.

 

Прежде чем  исследовать конституционно-правовой статус высшего должностного лица субъекта Федерации, сформулируем его понятие. Слово «статус» (в переводе с латинского – положение, состояние), широко используемое в праве, в том числе конституционном, обозначает оформленное нормативным актом положение (отсюда правовое положение) органа, организации, объединения, должностного лица, личности (гражданина). Статус характеризует их природу, место в системе общественных отношений и субъектов права, важнейшие права и обязанности, формы и порядок их реализации и принимаемые при этом акты или совершаемые действия.

Определения правового  статуса высшего должностного лица субъекта РФ, данные в юридической литературе, весьма противоречивы. Можно встретить, например, такую дефиницию: «Президент республики – это глава государства, высшее должностное лицо, символ и гарант народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина». В этом определении отсутствует один из важнейших признаков – выборность Президента, т. е. избрание его на определенный срок гражданами либо их представителями.

В принятом в 1995 г. Федеральном законе «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих. В то же время в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», также принятом в 1995 г., определение этой важной категории государственных служащих, увы, отсутствует. В ст. 1 указанного Закона лишь раскрывается понятие государственной должности и содержатся указания на основные элементы ее правового статуса.

Ученые-правоведы, к сожалению, не сумели выработать более или менее согласованную позицию в доктринальном толковании понятия «должностное лицо», несмотря на неоднократные попытки.

Существует  и другая правовая категория –  «представитель власти». Некоторые  авторы, например Г.И. Петров, рассматривают  это понятие в широком смысле: представители власти наделены властными полномочиями не только внутри своего аппарата, но и вне данного органа по отношению к субъектам, не подчиненным им по службе». Иные ученые (В.М. Манохин, Ю.М. Козлов и др.) считают иначе: полномочия, которыми наделены представители власти, носят именно публичный характер, поскольку касаются граждан, не связанных с данными лицами служебными отношениями.

При рассмотрении статуса высшего должностного лица субъекта РФ следует исходить из общетеоретического понятия статуса субъекта права. В связи с этим нужно иметь в виду два важных момента: во-первых, соотношение понятий «статус высшего должностного лица» и «конституционный статус высшего должностного лица» и, во-вторых, взаимосвязь правового статуса высшего должностного лица с правовым положением гражданина вообще.

По этому  поводу Л.Д. Воеводин и другие авторы отмечают, что правовой статус высшего  должностного лица является основной частью статуса этого лица. Конституционный  статус высшего должностного лица, в свою очередь, составляет ядро правового статуса, что обусловлено назначением и самой природой Конституции России, которая призвана закреплять основополагающие, руководящие начала организации государства и общества, регулировать основные, наиболее существенные общественные отношения.

При рассмотрении вопроса о правовом положении  высшего должностного лица следует  учитывать, что, согласно общей теории права, правовой статус высшего должностного лица является специальным и существует на основе общего правового статуса гражданина, личности.

Раскрывая сущность правового статуса применительно  к личности, ведущие ученые-теоретики  подчеркивали, что его основой  являются общие (конституционные) права  и обязанности.

Специалисты, занимающиеся изучением вопросов личности (Н.В. Витрук, В.И. Новоселов, В.А. Патюлин и др.), углубили, по мнению авторов, понимание данной категории, выделив различные виды правового статуса. Они считают, что общий правовой статус личности включает в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам (как общие конституционные, так и общие отраслевые права и обязанности личности). Специальные правовые статусы (у В.А. Палютина – модусы) личности – права и обязанности, конкретизирующие и выполняющие общие права и обязанности с учетом социального, служебного и иного положения личности. Исходя из этого делается вывод, что одно и то же лицо может быть одновременно носителем различных специальных правовых статусов в зависимости от занимаемых им социальных позиций.

Таким образом, под правовым статусом высшего должностного лица субъекта РФ следует понимать урегулированное нормами права положение гражданина, выступающего в качестве исполнительного органа субъекта Федерации. Данное определение можно назвать определением в широком смысле, так как оно характеризует правовое положение высшего должностного лица как гражданина и как члена высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации.

Анализ нормативной  основы правового статуса высшего  должностного лица субъекта Федерации, прежде всего норм, содержащихся в Конституциях Республики, Уставах краев (областей) и в юридической литературе, позволяет сделать вывод о том, что целью деятельности высшего должностного лица является защита прав и свобод личности; вообще, все органы государственной власти обязаны обеспечивать реализацию установленных Конституцией прав и свобод человека и гражданина. Но для высшего должностного лица конституционная безопасность как направление деятельности имеет приоритетное значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок избрания.

 

Порядок избрания высшего должностного лица субъекта   РФ указан в ст.18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ 
"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями от 29 июля 2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря 2002 г., 4 июля 2003 г., 19 июня, 11, 29 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня 2006 г.)

Высшим должностным лицом субъекта может быть гражданин России, достигший 30 лет. Для лица, занимающего должность высшего должностного лица субъекта, установлены законодательные ограничения относительно возможности выполнения им иной, помимо непосредственной, трудовой деятельности.  Он не может быть одновременно депутатом Государственной Думы,  Федерального Собрания России, членом Совета Федерации Федерального Собрания России, судьей, замещать иные государственные должности России, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта России или государственные должности государственной службы субъекта России, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством России.

В процедуре  наделения полномочиями высшего  должностного лица субъекта принимают  участие два органа государственной  власти - Президента России и законодательный орган субъекта. Президент России представляет кандидатуру высшего должностного лица законодательному органу субъекта (не позднее чем за 35 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта), а законодательный орган наделяет его полномочиями, то есть дает согласие на замещение должности высшего должностного лица субъекта предложенной Президентом России кандидатурой.

В случае, если конституцией (уставом) субъекта России предусмотрен двухпалатный законодательный орган субъекта, решение о наделении гражданина России полномочиями высшего должностного лица субъекта принимается на совместном заседании палат.

Процедура назначения высшего должностного лица состоит  из двух стадий предварительной и основной.

На предварительной  стадии происходит отбор будущих  кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта в недрах Администрации Президента России, до ее представления законодательному органу субъекта. Никакого участия на данной стадии сам законодательный орган субъекта не принимает.

Содержательно предварительную стадию регламентирует «Положение О порядке рассмотрения кандидатур на должность, высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта России», утвержденное Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта России». Кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта представляются Президенту России Руководителем Администрации Президента России. Ему, в свою очередь, предложение по данным кандидатурам (не менее, чем по двум) вносятся полномочным представителем Президента России в соответствующем федеральном округе.

Указанные предложения  вносятся не позднее чем за 90 дней до дня истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта, а в случае досрочного прекращения его полномочий - в течение 10 дней.

Руководитель  Администрации Президента России рассматривает предложения по кандидатурам на должность высшего должностного лица субъекта, проводит необходимые консультации и представляет кандидатуры и соответствующие документы Президенту России. В случае отклонения Президентом России представленных кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта новые кандидатуры представляются Руководителем Администрации Президента России в установленные Президентом России сроки, обеспечивающие соблюдение норм федерального законодательства.

Не поддерживаются и не представляются Президенту России кандидатуры на должность высшего  должностного лица субъекта, которые  не могут быть приняты на государственную  гражданскую службу России по основаниям, установленным федеральным законодательством.

К предложению по кандидатуре на должность высшего должностного лица субъекта прилагаются:

1) копия декларации  о доходах гражданина, кандидатура  которого представляется на должность высшего должностного лица субъекта России, и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, с отметкой соответствующего  налогового органа о принятии декларации на рассмотрение; 

Информация о работе Компетенция высшего должностного лица субъекта РФ