Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:04, курсовая работа
Формирование России как демократического федеративного государства повлекло за собой существенное изменение правовых основ взаимодействия между центральными и региональными органами государственной власти.
В ходе реформы системы государственной власти РФ начала 90-х гг. были сформированы принципиально новые политико-правовые институты - в частности, института главы администрации (губернатора) государственно-территориальных образований (края, области, города федерального значения) и национальных государственных образований (автономные округа, автономная область) в составе РФ - субъектов Российской Федерации.
Введение.
Статус высшего должностного лица субъекта РФ.
Порядок избрания.
Компетенция высшего должностного лица субъекта РФ.
Прекращение полномочий.
Заключение.
Список используемой литературы.
Так же исполнительный орган обеспечивает исполнение бюджета субъекта России и готовить отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта России для представления их высшим должностным лицом субъекта в законодательный орган субъекта.
Высшее должностное лицо субъекта на основании и во исполнение Конституции России и федерального законодательства издает указы (постановления) и распоряжения. Акты высшего должностного лица субъекта и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта России принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте России.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения. Однако в Федеральном законе от 29 июля 2000 г. N 106-ФЗ не определено, когда высшее должностное лицо субъекта РФ приобретает право роспуска законодательного органа субъекта РФ: после собственного обращения в суд (в соответствии со ст.251 ГПК РФ он наделен правом обращения в суд общей юрисдикции с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части) или же имеет возможность по своему усмотрению и желанию принять участие в процедуре роспуска после второй стадии.
Анализ новелл, внесенных Федеральным законом от 29 июля 2000 г., Постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. N 8-П позволяет утверждать, что высшее должностное лицо субъекта РФ вправе по своему решению участвовать в процессе роспуска законодательного органа субъекта РФ, предусмотренного п.4 ст.9 Федерального закона от 6 октября 1999 г., независимо от того, кто (гражданин, организация, прокурор) обратился в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части, и издать указ (постановление) о досрочном прекращении полномочий законодательного органа субъекта РФ в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции России, федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения Федерации и ее субъектов, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а законодательный орган субъекта не устранил их в течение 120 дней со дня вступления в силу судебного решения. Здесь не требуется решения суда, устанавливающего факт уклонения от исполнения решения суда о признании противоречащим федеральному закону нормативного правового акта законодательного органа субъекта РФ.
В связи с таким имеющимся у высшего должностного лица субъекта РФ правом резонно возникает вопрос: а имеет ли моральное право высшее должностное лицо распустить законодательный орган субъекта РФ? Ведь в соответствии со ст.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. конституция (устав), закон субъекта РФ принимаются законодательным его органом, после чего высшее должностное лицо обязано обнародовать их путем подписания или издания специального акта. Следовательно, высшее должностное лицо, подписав тот или иной законодательный акт субъекта РФ, противоречащий Конституции России, федеральным законам, сам принимает деятельное участие в этом процессе.
Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о досрочном прекращении полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается в форме указа (постановления).
В случаях, когда высшее должностное лицо субъекта временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное конституцией (уставом) субъекта России.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий. Член Совета Федерации - представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации должен быть назначен не позднее трех месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в том числе в случае досрочного прекращения полномочий предыдущего высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кандидаты для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации обязаны представить соответственно в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
а) сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения);
б) сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.
Высшее должностное лицо субъекта РФ участвует в процессе своей деятельности в вопросах о помиловании лиц осужденных и находящихся в местах лишения свободы. Так согласно Приказа Минюста РФ от 11 февраля 2002 г. N47 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" в случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение администрация учреждения, из которого убывает осужденный, незамедлительно по телеграфу или факсимильной связи уведомляет об этом территориальный орган юстиции, который приобщает уведомление к материалам, поступившим с ходатайством о помиловании. Если ходатайство о помиловании находится в комиссии по вопросам помилования, у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или направлено в Администрацию Президента Российской Федерации, то территориальный орган незамедлительно направляет уведомление о переводе осужденного в другое учреждение с указанием нового адреса нахождения осужденного в ту инстанцию, где находится ходатайство.
О состоявшемся судебном решении в связи с рассмотрением вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного, ходатайствующего о помиловании, о замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания или о прекращении в отношении него уголовного преследования по реабилитирующим основаниям администрация учреждения сообщает в территориальный орган юстиции, который в зависимости от того, где находится ходатайство о помиловании, незамедлительно информирует об этом комиссию по вопросам помилования, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или Администрацию Президента Российской Федерации.
Прекращение полномочий.
Основания и процедура досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта России, в соответствии с действующим законодательством, полномочия высшего должностного лица субъекта прекращаются досрочно в следующих случаях:
а) его смерти;
б) отрешения его от должности Президентом России в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта;
в) его отставки по собственному желанию:
г) отрешения его от должности Президентом России в связи с утратой доверия Президента России, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством:
д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным:
е) признания
его судом безвестно
ж) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда:
з) его выезда за пределы России на постоянное место жительства:
и) утраты нм гражданства России.
Решение о досрочном
прекращении полномочий высшего
должностного лица субъекта принимается
законодательным органом
Законодательный орган субъекта вправе выразить недоверие высшему должностному лицу субъекта, например, в случае издания им актов, противоречащих Конституции России, федеральным законам, Конституции (уставу) и законам субъекта России, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, а также в других случаях.
Для принятия решения
о недоверии высшему
а) инициатива о постановке вопроса о недоверии должна быть поддержана не менее чем одной третью от общего числа депутатов законодательного органа субъекта:
б) за решение о недоверии должны проголосовать две трети от общего числа депутатов законодательного органа субъекта.
В двухпалатном законодательном органе субъекта решение о недоверии высшему должностному лицу субъекта принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат по инициативе одной трети от установленного числа депутатов палаты, наделенной конституцией (уставом) субъекта России правом инициирования вопроса о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта.
Принятое решение законодательного органа субъекта о недоверии высшему должностному лицу субъекта направляется на рассмотрение Президента России для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица субъекта от должности.
В случае положительного решения Президентом России данного вопроса в отставку отправляется также высший исполнительный орган субъекта (правительство, администрация и т. д.), которое возглавляло отрешенное от должности высшее должностное лицо субъекта.
В случае досрочного
прекращения полномочий высшего
должностного лица субъекта предложение
о кандидатуре высшего
Статья
29.1. Федерального закона от 6 октября
1999 г. N 184-ФЗ
"Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации" (с изменениями от 29 июля
2000 г., 8 февраля 2001 г., 7 мая, 24 июля, 11 декабря
2002 г., 4 июля 2003 г., 19 июня, 11, 29 декабря 2004
г., 21 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня 2006 г.) предусматривает
ответственность высшего должностного
лица субъекта РФ предусмотренную
федеральными законами и законами субъекта
Российской Федерации.
Президент Российской
Федерации выносит
а) издания высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
б) уклонения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение двух месяцев со дня издания указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.
Информация о работе Компетенция высшего должностного лица субъекта РФ