Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 23:35, реферат
В политологии распространено второе определение. Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и ее население и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем. Существует несколько концепций происхождения государства.
1.Концепции происхождения государства……………………………………2
2.Признаки и сущность государства…………………………………………..5
3.Функции государства…………………………………………………………7
4.Структура и формы государства…………………………………………….9
5.Правовое и социальное государство………………………………………..16
6.Государство и гражданское общество……………………………………...19
В чем смысл сохранения института монархии в этих странах? Это определенный общенациональный символ, в котором актуализируется историческая память народа.
В дуалистической
монархии полномочия монарха ограничены
в законодательной сфере, но достаточно
широки в сфере исполнительной власти,
парламент, наоборот, не имеет влияния
ни на формирование правительства, ни
на его состав и деятельность. Этот тип
монархии имеет тенденцию к перерастанию
в конституционную монархию либо в республику.
Республика (от
лат. res publicа - общественное дело) - форма
правления, при которой верховная государственная
власть осуществляется выборными органами,
избираемыми населением на определенный
срок.
Парламентская
республика. Эта форма правления мало чем
отличается от парламентской монархии
(некоторые политологи приводят пример
Великобритании как классического парламентского
правления). В основу правления положен
принцип: слабый президент - сильный парламент.
Президент, как и монарх, является формальным
главой государства, но его самостоятельная
роль невелика. Фактически исполнительная
власть сосредоточена в руках главы правительства.
Существенное место в балансе ветвей власти
принадлежит парламенту: он назначает
и смещает главу исполнительной власти,
формирует из своего состава правительство
и может высказывать ему недоверие. В то
же время президент может обладать правом
роспуска нижней палаты парламента, например
в Германии, а в Великобритании этим правом
обладает премьер-министр.
Президентская
республика. Классическим примером
данной формы правления являются США.
Эта форма правления строится по принципу:
сильный президент - сильный парламент,
что предполагает более последовательное
разделение полномочий законодательной
и исполнительной власти (в ряде стран
Латинской Америки, которые пытались скопировать
американскую модель, утвердились суперпрезидентские
республики, т.к. власть президента не
уравновешивается действительно сильным
парламентом). Президент одновременно
является главой государства и главой
исполнительной власти. Он избирается
всенародным голосованием и имеет фиксированный
срок полномочий. Президент назначает
правительство и определяет его состав.
По отношению к высшему представительному
органу (парламенту) президент имеет право
накладывать вето на его законодательные
акты. Право вето носит относительный
характер: парламент повторно проголосует
за отвергнутый закон, но чтобы преодолеть
президентское вето, сторонники закона
должны собрать 2/3 голосов. В исключительных
случаях, например когда президент обвиняется
в преступлениях и в нарушениях конституции,
парламент имеет право на импичмент - право
на возбуждение процесса досрочного освобождения
главы государства от должности и привлечения
его к судебной ответственности. Подобная
модель разделения властей способствует
укреплению их взаимозависимости и взаимоконтролю.
В ряде стран сложились формы правления,
которые с трудом подходят под вышеназванные
"чистые" формы. Их называют смешанными.
Эти модели могут быть самыми разнообразными:
одни из них тяготеют к парламентским
формам правления, другие - к президентским.
Объем полномочий президента
может варьироваться в
У политологов нет единого
мнения относительно формы правления,
сложившейся в современной
Ассамблейно-независимая
модель сложилась в Швейцарии. Хотя
парламент избирает правительство (Федеральный
Совет), он не может его отозвать, выразив
вотум недоверия. Правительство обладает
правом законодательной инициативы. Федеральный
Совет осуществляет функции "коллективного
президента". Ежегодно из его состава
избирается президент, который осуществляет
чисто представительские функции.
2.
Формы государственного
Основными формами государственного территориального устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация.
Унитарное (от лат. unitas - единство) государство предполагает распространение на всю его территорию единой системы права, органов государственной власти и управления, единого гражданства (Болгария, Великобритания, Венгрия). Местные органы управления не обладают какой-либо политической самостоятельностью, но могут быть самостоятельными в хозяйственной и социально-культурной сферах. Унитарные государства бывают централизованными (Дания, Швеция) и децентрализованными, что ближе к федеративной форме устройства (Испания, Франция). Децентрализованная форма предполагает большую автономность и широкие полномочия крупных регионов, которые могут иметь даже собственные парламенты и правительства.
Федерация (от лат. federatiо - союз, объединение) - это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.), обладающих определенной политической самостоятельностью в рамках распределения полномочий между общефедеральным центром и субъектами Федерации. Классическое возникновение федеративных государств осуществлялось "снизу" "вверх" через интеграцию ранее самостоятельных государственных образований в единое государство. Правда, инициатива "снизу" могла подкрепляться силовым воздействием: гражданская война в США (1861-1865 гг.), политика О. Бисмарка по объединению Германии.
Федеральные конституции (в более редких случаях - договор) устанавливают степень самостоятельности субъектов Федерации. Отношения между центром и субъектами строятся на основе фиксации пределов самостоятельности ее субъектов в различных сферах и распределения полномочий: часть из них является исключительной компетенцией федерального центра, другая - субъектов Федерации, третья - совместной компетенции. Субъекты Федерации могут иметь собственные конституции, правовую и судебную систему, свои органы власти и управления, свое гражданство. В большинстве случаев члены федерации не имеют права одностороннего выхода из союза. Как правило, в таких государствах существует дополнительное разделение самой законодательной власти между двумя палатами парламента. Одна палата является органом представительства субъектов федерации, другая - органом общефедерального представительства. В Федеральном Собрании российской Федерации эти функции соответственно выполняют Совет Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта (по одному от законодательного и исполнительного органа государственной власти), и Государственная Дума; в Федеративной Германии - Бундесрат и Бундестаг; в США - Сенат и Палата представителей.
· Федерации создаются по различным признакам:
Наконец,
федерация может представлять собой
смешанный тип, сочетая в себе
оба основания (современная Россия,
Пакистан). Разнотипный характер Российской
Федерации проявляется в
Сложность
федеративного построения России проявляется
также в том, что один субъект
Федерации (автономия) может входить
в состав другого субъекта (область,
край). Подобный принцип "два в
одном" порождает комплекс экономических
и административных проблем в
сложносоставленных регионах (Тюменская
область, Красноярский край и др.). На
волне суверенизации 90-х гг. резко
обострилась проблема децентрализации
подобных регионов, выразившаяся в
желании автономий стать
Таким
образом, федерализм - явление сложное
и противоречивое. Он может сочетать
в себе тенденцию к централизации
и децентрализации, центростремительные
и центробежные силы. Добавим к
сказанному выше, что центробежные
силы, раскалывающие федерацию, могут
определяться языковой, религиозной
и культурной гетерогенностью общества.
Центробежным противостоят центростремительные
силы, которые объединяют федерацию:
хозяйственно-экономические
Ряд ученых выделяют симметричные и асимметричные федерации. Первая означает полное равноправие всех субъектов, вторая предполагает, в силу каких-либо причин (например, с целью погасить тенденцию к сепаратизму), предоставление отдельным субъектам более широких прав в области налоговой политики, в сфере внешнеэкономической деятельности и др. К подобным государствам относят Бельгию, Индию, Испанию, Малайзию, Пакистан и Россию.
Конфедерация - союз юридически и политически независимых государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Такими целями являются оборона, внешняя политика, экономическое сотрудничество. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, собственное гражданство, валюту и законодательство. Конфедеративное государство неустойчиво и перерастает либо в федерацию (США в ХVIII в., Швейцария в XIII в., Германия ХIХ в.), либо распадается.
В
историческом прошлом мира встречалась
такая специфическая форма
В
настоящее время появляются новые
формы межгосударственных союзов, которые
трудно отнести к какой-либо конкретной
форме государственного устройства.
Примером может быть Содружество
независимых государств (СНГ) - более
аморфная, нежели конфедерация, форма
объединения государств. И напротив,
государства Европейского Сообщества,
создав единый рынок, единую валюту и
наднациональные политические органы
- Европарламент, Совет Евросоюза, Европейский
суд, выражают тенденцию к объединению
в специфическую
Правовое и социальное государство
Развитие демократии непосредственным
образом связано с