Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 23:35, реферат
В политологии распространено второе определение. Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и ее население и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем. Существует несколько концепций происхождения государства.
1.Концепции происхождения государства……………………………………2
2.Признаки и сущность государства…………………………………………..5
3.Функции государства…………………………………………………………7
4.Структура и формы государства…………………………………………….9
5.Правовое и социальное государство………………………………………..16
6.Государство и гражданское общество……………………………………...19
Сущности современного демократического
государства соответствует не только
его правовая, но и социальная форма.
Если сущностным содержанием правового
государства является защита свобод
человека от ограничений со стороны
государства, то социальное государство,
напротив, предполагает активную политику
с целью обеспечения права, которое,
вслед за русским философом В.С.
Соловьевым, можно определить как
право на достойное существование.
Социальное
государство - это государство,
стремящееся к обеспечению каждому гражданину
достойных условий существования, прав
на социальную защиту, на участие в управлении
производством3. Считается, что такой тип государства
складывается во второй половине ХХ в.
в странах Запада во многом благодаря
влиянию социальных экспериментов социалистических
стран. Но первые признаки социального
государства стали появляться с конца
XIX в. в форме деятельности правительств
по борьбе с бедностью и по улучшению положения
рабочего класса. Германия стала первой
страной, где были приняты социальные
законы, предусматривающие страхование
по старости, болезни, а также устанавливающие
пенсии по старости. В США импульсом для
социализации государства стали социальные
преобразования В. Вильсона. Президент
призвал отказаться от подхода к государству
только как "ночному сторожу", задача
которого - охрана собственности. По его
мнению, активная деятельность государства
в социально-экономической сфере может
стать основой всеобщего благоденствия.
Основные направления социальной политики
американского государства были предопределены
"Новым курсом" президента Ф. Рузвельта
- программой выхода страны из глубочайшего
экономического кризиса 1929-1933 гг., названного
"великой депрессией".
Компетенция современного социального
государства гораздо шире и распространяется
на образование, здравоохранение, рынок
труда, систему социального страхования
от таких классических рисков, как болезнь,
безработица, возраст и др. В разных странах
приняты программы, призванные гарантировать
общедоступность и бесплатность здравоохранения,
основного общего и среднего профессионального
образования, помощь инвалидам, пенсионерам
и другим социально уязвимым группам;
программы по созданию новых рабочих мест
и развитию системы переобучения безработных
и по трудоустройству молодежи. Подобным
образом государство гарантирует право
своих граждан на "достойную жизнь",
право на минимальный стандарт благополучия,
а в идеале - примерно одинаковые для всех
социальных групп стартовые возможности
для реализации жизненных целей.
Внутреннюю политику социального государства
можно охарактеризовать как средство
утверждения социального компромисса
в обществе. В перераспределении помощи
от одних групп к другим (от работающих
к пенсионерам и инвалидам, от высокодоходных
граждан к малообеспеченным и т.д.) реализуются
отношения солидарности. Другой целью
социального государства является смягчение
социального неравенства и поддержание
стабильного социально-экономического
положения граждан.
Реализация социальных прав
человека позволяет характеризовать
политику государства в терминах
социальной справедливости. Эти аспекты
всегда находятся в центре внимания
политических партий и движений, являются
важнейшей составной частью их программ.
Социал-демократические и
Действительно, в последние годы не только
Россия, но и страны Запада столкнулись
с рядом проблем в реализации государством
своих социальных функций. Среди причин
можно выделить и спад экономики ряда
стран, и необходимость увеличения инвестиций
в производство для его технического перевооружения,
и тенденции к дебюрократизации управления.
К этому следует добавить изменившуюся
демографическую ситуацию в большинстве
стран: увеличение доли пожилых людей
по отношению к остальному населению.
Обеспечение их права на достойное существование
требует увеличения социальных расходов.
Во многих странах эта проблема получает
новое разрешение: не только государство,
но и структуры гражданского общества
берут на себя ответственность за распределение
социальной помощи, создавая негосударственные
формы социального страхования и социальной
поддержки.
Государство и гражданское общество
Формирование правового
государства возможно лишь на основе
развитого гражданского общества. В
понятии "гражданское общество"
отражена иная, нежели государство, сфера
социальной жизни - сфера частногражданской
жизни людей, где доминируют предприимчивость,
инициатива и частный интерес. Гражданское
общество - это сфера социальной
жизни, в которой люди взаимодействуют
самостоятельно и автономно по отношению
к государству. В государстве преобладают
вертикальные отношения и иерархичные
связи, для гражданского общества характерно
преобладание горизонтальных связей -
отношений конкуренции и солидарности
между юридически свободными и равноправными
партнерами.
Какое состояние системы социальных отношений
можно определить как гражданское общество?
В современной теории нет единого ответа.
Одни исследователи считают возможным
применить эпитет "гражданское" к
догосударственному обществу (такой подход
вряд ли является продуктивным, т.к. первобытное
общество предполагало не автономию, а
растворение индивида в родоплеменной
группе); другие считают, что таковым оно
становится, когда появляется государство;
третьи связывают его с развитием капитализма
в экономике и с преобразованием характера
отношений между властью и населением,
когда отношения между властью и подданными
трансформировались в отношения между
властью и гражданами.