Концепции происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 23:35, реферат

Описание работы

В политологии распространено второе определение. Государство понимается как организация политической власти, которая распространяется на всю территорию страны и ее население и располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает самостоятельностью при решении внутренних и внешних проблем. Существует несколько концепций происхождения государства.

Содержание работы

1.Концепции происхождения государства……………………………………2
2.Признаки и сущность государства…………………………………………..5
3.Функции государства…………………………………………………………7
4.Структура и формы государства…………………………………………….9
5.Правовое и социальное государство………………………………………..16
6.Государство и гражданское общество……………………………………...19

Файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ 2012.docx

— 50.38 Кб (Скачать файл)

Сущности современного демократического государства соответствует не только его правовая, но и социальная форма. Если сущностным содержанием правового  государства является защита свобод человека от ограничений со стороны  государства, то социальное государство, напротив, предполагает активную политику с целью обеспечения права, которое, вслед за русским философом В.С. Соловьевым, можно определить как  право на достойное существование. 
     Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством3. Считается, что такой тип государства складывается во второй половине ХХ в. в странах Запада во многом благодаря влиянию социальных экспериментов социалистических стран. Но первые признаки социального государства стали появляться с конца XIX в. в форме деятельности правительств по борьбе с бедностью и по улучшению положения рабочего класса. Германия стала первой страной, где были приняты социальные законы, предусматривающие страхование по старости, болезни, а также устанавливающие пенсии по старости. В США импульсом для социализации государства стали социальные преобразования В. Вильсона. Президент призвал отказаться от подхода к государству только как "ночному сторожу", задача которого - охрана собственности. По его мнению, активная деятельность государства в социально-экономической сфере может стать основой всеобщего благоденствия. Основные направления социальной политики американского государства были предопределены "Новым курсом" президента Ф. Рузвельта - программой выхода страны из глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг., названного "великой депрессией". 
     Компетенция современного социального государства гораздо шире и распространяется на образование, здравоохранение, рынок труда, систему социального страхования от таких классических рисков, как болезнь, безработица, возраст и др. В разных странах приняты программы, призванные гарантировать общедоступность и бесплатность здравоохранения, основного общего и среднего профессионального образования, помощь инвалидам, пенсионерам и другим социально уязвимым группам; программы по созданию новых рабочих мест и развитию системы переобучения безработных и по трудоустройству молодежи. Подобным образом государство гарантирует право своих граждан на "достойную жизнь", право на минимальный стандарт благополучия, а в идеале - примерно одинаковые для всех социальных групп стартовые возможности для реализации жизненных целей. 
     Внутреннюю политику социального государства можно охарактеризовать как средство утверждения социального компромисса в обществе. В перераспределении помощи от одних групп к другим (от работающих к пенсионерам и инвалидам, от высокодоходных граждан к малообеспеченным и т.д.) реализуются отношения солидарности. Другой целью социального государства является смягчение социального неравенства и поддержание стабильного социально-экономического положения граждан.

  • Эффективность социального государства находится в зависимости от ряда факторов. Среди них обычно выделяют:
    • высокий уровень экономического развития страны, экономический рост, что позволяет обеспечить перераспределение средств на социальные программы;
    • согласие основных политических сил о необходимом наборе социальных программ, реализуемых государством. Достижение подобного консенсуса позволяет сохранить преемственность социальной политики в случае прихода к власти других политических партий;
    • развитое чувство ответственности, законопослушности, общественной солидарности.

Реализация социальных прав человека позволяет характеризовать  политику государства в терминах социальной справедливости. Эти аспекты  всегда находятся в центре внимания политических партий и движений, являются важнейшей составной частью их программ. Социал-демократические и коммунистические партии настаивают на расширении социальных программ, в то время как правые партии критикуют социальное государство, связывая с ним такие явления, как разрастание бюрократического аппарата, рост массового иждивенчества, повышение налогов, что в итоге негативно сказывается на частной инициативе и может стать тормозом экономического развития. Например, неоконсерваторы отстаивают тезис об адресной социальной поддержке, что должно сократить количество получателей социальной помощи. 
     Действительно, в последние годы не только Россия, но и страны Запада столкнулись с рядом проблем в реализации государством своих социальных функций. Среди причин можно выделить и спад экономики ряда стран, и необходимость увеличения инвестиций в производство для его технического перевооружения, и тенденции к дебюрократизации управления. К этому следует добавить изменившуюся демографическую ситуацию в большинстве стран: увеличение доли пожилых людей по отношению к остальному населению. Обеспечение их права на достойное существование требует увеличения социальных расходов. Во многих странах эта проблема получает новое разрешение: не только государство, но и структуры гражданского общества берут на себя ответственность за распределение социальной помощи, создавая негосударственные формы социального страхования и социальной поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государство и  гражданское общество

Формирование правового  государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества. В  понятии "гражданское общество" отражена иная, нежели государство, сфера  социальной жизни - сфера частногражданской  жизни людей, где доминируют предприимчивость, инициатива и частный интерес. Гражданское общество - это сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют самостоятельно и автономно по отношению к государству. В государстве преобладают вертикальные отношения и иерархичные связи, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей - отношений конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. 
     Какое состояние системы социальных отношений можно определить как гражданское общество? В современной теории нет единого ответа. Одни исследователи считают возможным применить эпитет "гражданское" к догосударственному обществу (такой подход вряд ли является продуктивным, т.к. первобытное общество предполагало не автономию, а растворение индивида в родоплеменной группе); другие считают, что таковым оно становится, когда появляется государство; третьи связывают его с развитием капитализма в экономике и с преобразованием характера отношений между властью и населением, когда отношения между властью и подданными трансформировались в отношения между властью и гражданами.

  • К важнейшим условиям существования граж<span class="Normal__Char" style=" f

Информация о работе Концепции происхождения государства