Конституционно – правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:27, реферат

Описание работы

Одним из важнейших элементов, характеризующим конституционных основы взаимоотношений между Россией и ее субъектами, является конституционная ответственность должностных лиц субъектов РФ. Данная проблема в настоящее время недостаточно разработана как на уровне федерального конституционного регулирования, так и в текущем законотворчестве. В немалой степени причиной тому является теоретическая неразработанность в российской юридической науке вопроса о конституционной ответственности сторон федеративных отношений.

Файлы: 1 файл

Конституционно-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности..doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

а) попытки насильственного  изменения конституционного строя  Российской Федерации, захвата или  присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации.

Чрезвычайное положение  на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Введение чрезвычайного  положения на территории субъекта РФ является мерой сохранения государственного и правового единства Федерации. Примером использования данного механизма является введение чрезвычайного положения в соответствии с указами Президента РФ от 7 ноября 1991 г. в Чечено-Ингушской Республике, от 2 ноября 1992 г. на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики12.

2. Применение механизмов  прямого президентского правления.  Хотя в действующей Конституции РФ подобный институт не предусмотрен, его разработка возможна с учетом опыта некоторых федеративных государств (США, Индия). В России предлагается использовать механизмы прямого президентского правления в случае возникновения в результате антиконституционных действий органов государственной власти субъектов РФ непосредственной угрозы суверенитету, государственной и территориальной целостности РФ. Правовой режим прямого президентского правления должен быть четко определен в федеральном законе, с ограничением его срока в 1 год.

3. Перераспределение  полномочий между федеральными  органами власти и органами власти субъектов РФ.

Конституция РФ предусматривает  возможность передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления  части своих полномочий органам  исполнительной власти субъектов Федерации  и наоборот (ч.2 и 3 ст.78). Следует отметить, что если Конституция РФ в ст.78 устанавливает возможность передачи осуществления части полномочий лишь между исполнительными органами власти Федерации и ее субъектов, то Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов" значительно расширяет возможный субъектный состав участников договора. Данный Закон предусматривает возможность закрепления ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение положений договора, возможность одностороннего расторжения договора, а также обязанность возмещения ущерба, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением договора.

На основании вышеизложенного  можно констатировать очевидность необходимости детального изучения механизмов конституционной ответственности республики в составе Российской Федерации, так как эти механизмы выступают как обязательное условие утверждения в России институтов правового государства и народовластия. Выработка методов федерального воздействия представляется одной из существенных задач современной российской юридической науки.

 

 

 

 

 

Нормативный материал.

 

  1. Конституция РФ.
  2. Бюджетного кодекса РФ.
  3. "О чрезвычайном положении" Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ.
  4. "О Прокуратуре РФ" от 17 ноября 1995.
  5. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации" от 6 октября 1999.

 

 

Список литературы.

 

 

1.  Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в РФ. Красноярск: Сиб. юр. ин-т. МВД России, 1999.

2.     Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. 2000. N 1.  

3. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000.

4.    Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М., 2000.

5. Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. 2001. N 5.

1 СЗ РФ 1999. № 184.

2 СЗ РФ 2000. № 107.

3 Овсепян Ж.И. Критерии конституционной ответственности РФ // Северо-Кавказский юридический вестник. 2001. N 4.

4   Овсепян Ж.И. Критерии конституционной ответственности РФ // Северо-Кавказский юридический вестник. 2001. N 4.

5 Лучин В.О. Конституционные деликты // Государство и право. 2000. N 1. С. 14-19.

6 СЗ РФ 1999. № 184.

7 Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000. С. 236.

8 СЗ РФ 1995. № 168.

9 Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в РФ. Красноярск: Сиб. юр. ин-т. МВД России, 1999. С. 6, 8-20.

10 Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. М., 2000. С.110.

11 Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. 2001. N 5.

12 Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. 2001. N 5. С. 121.


Информация о работе Конституционно – правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности