Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 09:01, курсовая работа
Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Конституционное право России как отрасль российского права……...5
1.1 Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации.5
1.2 Система конституционного права России……………………………...8
1.3 Роль конституционного права в демократических преобразованиях в России………………………………………………………………………. 11
2. Нормы конституционного права……………………………………….15
2.1 Конституционно-правовые отношения, их субъекты и
объекты…………………………………………………………………15
2.2 Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и
особенности…………………………………………………………….18
2.3 Санкции как форма выражения конституционно-правовой
ответственности……………………………………………………….. 20
3. Источники конституционного права…………………………………...23
3.1 Обзор основных источников конституционного права………………23
3.2 Конституция Российской Федерации – основной источник
конституционного права………………………………………………..25
3.3 Федеральные конституционные законы как источник
конституционного права………………………………………………..27
3.4 Федеральный договор как источник конституционного права……...28
3.5 Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как источники конституционного права…………………………………………………………………………30
3.6 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………31
Библиографический список……………………………………………...33
Конституционно-правовые
отношения, составляющие предмет конституционного
права, регулируются посредством конституционно-
Конституционно-правовые нормы -
это общеобязательное веление, выраженное
в виде государственно-властного предписания
и регулирующие общественные отношения,
составляющие предмет конституционного
права.
Особенностью конституционных норм
является своеобразие их структуры, часто
проявляющиеся в отсутствии трехэлементной
структуры (гипотезы, диспозиции, санкции),
свойственной большинству других норм
права. Это обусловлено тем обстоятельством,
что большинство конституционных норм
регулируют общественные отношения путем
указания наиболее общих установок, которые
в юридической литературе называются
исходящими (учредительными, отправными)
юридическими нормами.
Примером может быть ст. 1 Конституции
РФ: "Российская федерация - Россия есть
демократическое правовое государство
с республиканской формой правления";
ст. 17 Конституции РФ: "Основные права
и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения" и др.
В российском конституционном праве
имеется значительное количество норм,
состоящих из двух элементов: гипотезы
и диспозиции. Например, в п. 2 ст. 36 Конституции
РФ они выражены в следующей форме: "Владение,
пользование и распоряжение землей и другими
природными ресурсами осуществляется
их собственниками свободно (диспозиция),
если это не наносит ущерба окружающей
среде и не нарушает прав и законных интересов
иных лиц (гипотеза.
Для большинства конституционных
норм характерно отсутствие санкции.
Однако иногда санкции за нарушение норм
конституционного права содержатся в
какой-либо отдельной норме, или даже вообще
в нормах не конституционного, а договорного
или административного права. Например,
п. 3 ст. 41 Конституции РФ: "Сокрытие должностными
лицами фактов и обстоятельств, создающих
угрозу жизни и здоровью людей, влечет
за собой ответственность в соответствии
с федеральным законом".
Классификация норм конституционного
права России может проводится по следующим
основаниям:
1. По содержанию (по кругу регулируемых
общественных отношений).
Нормы закрепляющие:
1)основы конституционного строя Российской
Федерации;
2)основы правового статуса личности в
Российской Федерации;
3)федеративное устройство России;
4)систему органов государственной власти
и местного самоуправления.
2. По характеру имеющихся в нормах предписаний
(по способу воздействия на субъекты права).
1)управомочивающие, пример: п. 1 ст. 22 Конституции
РФ: "Каждый имеет право на свободу и
личную неприкосновенность".
2)обязывающие, например: ст. 57 Конституции
РФ: "Каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы".
3)запрещающие, например: п. 4 ст. 3 Конституции
РФ: "Никто не может присваивать власть
в Российской Федерации".
3. По территории действия.
1)действующие на территории всей Российской
Федерации; например: нормы Конституции
РФ, федеральных конституционных законов,
федеральных законов, в Указах Президента
РФ и т.д.
2)действующие на территории конкретных
субъектов Российской Федерации, например:
нормы Конституций республик, Уставов
законов и т.д.
3)действующие в пределах административно-
4. По юридической силе.
Нормы, закреплённые в:
1)Конституции РФ, федеральных конституционных
законах, федеральных законах;
2)Указах Президента РФ, постановлениях
Совета Федерации и Государственной Думы,
постановлениях Правительства РФ, постановлениях
Конституционного Суда РФ;
3)Конституциях республик в составе Российской
Федерации, Уставах краёв, областей, городов
федерального значения, и т.д.; законах
субъектов РФ и др.
4)отдельных актах органов местного самоуправления.
5. По степени определённости содержащихся
в них предписаний.
1)императивные, то есть такие, которые
не допускают никаких отступлений от сформулированных
в них правил. Например: п. 3 ст. 49 Конституции
РФ: "Неустранимые сомнения в виновности
лица толкуются в пользу обвиняемого".
2)диспозитивные, то есть такие, которые
допускают возможность выбора соответствующего
варианта поведения в зависимости от конкретных
условий. Например, ст. 33 Конституции РФ:
"Граждане РФ имеют право обращаться
лично, а также направлять индивидуальные
и коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления".
Под конституционно-правовым институтом
понимается определённая система норм
конституционного права, регулирующих
однородные и взаимосвязанные общественные
отношения и образующих относительно
самостоятельную группу.
Вывод. Проникновение в систему
связи между конституционными институтами
и нормами, их изучение и глубокий анализ,
работа с ними законодателя - всё это позволяет
обнаружить и устранить недостатки во
внутренней форме Конституции (отсутствие
нужных норм, необходимость их передвижения
из одного конституционного института
в другой, редакционные неточности) и перестроить
порядок взаимосвязи.
Санкции
как форма выражения конституци
Характерной чертой конституционно-правовой
ответственности, отличающей ее от других
видов юридической ответственности, является
своеобразие ее санкций.
Санкция — обязательный атрибут юридической
ответственности в конституционном праве.
«Юридическая ответственность — это реализация
санкции, указанной в юридической норме».
Именно санкция указывает на те неблагоприятные
последствия, которые применяются к нарушителю
конституционно-правовой нормы. Таким
образом, ответственность выступает в
качестве формы реализации соответствующих
санкций, а санкция — мерой этой ответственности.
В настоящее время государством используется
широкий круг мер конституционно-правовой
ответственности. В их число входят, прежде
всего, отмена или приостановление действия
актов государственных органов или их
отдельных положений.
Значение указанной формы государственного
воздействия состоит в том, что посредством
ее применения осуществляется принудительная
ликвидация незаконно возникших правоотношений
и восстановление нарушенного правопорядка.
Решение об отмене или приостановлении
акта содержит в себе отрицательную оценку
противоправных действий, приведших к
изданию противоречащего закону акта,
и служит предупреждению подобных правонарушений.
Она может устранять все правовые последствия
действия такого акта с момента его принятия.
Следует сказать, что отмена и приостановление
— близкие, но не совпадающие меры ответственности.
Приостановление — это та же отмена, но
под условием, ограниченная во времени,
не решающая окончательно судьбу акта
и не аннулирующая его действия в предшествующий
период.
Таким образом, отмена или приостановление
акта является санкцией, применяемой при
нарушении нормы права и содержащей в
себе меру юридической ответственности.
Ее распространенность породила в литературе
даже мнение о том, что отмену незаконных
актов можно считать самостоятельным
видом юридической ответственности.
Другой важной мерой конституционно-правовой
ответственности является досрочное прекращение
деятельности различных государственных
органов и должностных лиц. Так, согласно
Конституции РФ (п. 2 ст. 117) Президент РФ
может принять решение об отставке Правительства
РФ. Конституция предусматривает возможность
отрешения от должности Президента РФ
на основании выдвинутого Государственной
Думой обвинения в государственной измене
или совершении иного тяжкого преступления,
подтвержденного заключением Верховного
Суда РФ о наличии в действиях Президента
РФ признаков преступления и заключением
Конституционного Суда РФ о соблюдении
установленного порядка выдвижения обвинения
(ст. 93).
В соответствии с Конституцией РФ
(п. 2 ст. 129) Генеральный прокурор РФ освобождается
от должности Советом Федерации по представлению
Президента РФ.
Досрочное прекращение деятельности
государственных органов и должностных
лиц возникает как следствие их неправомерных
действий, нарушений правовых обязанностей
со стороны виновных субъектов. Эта мера
применяется с целью обеспечения определенного
поведения соответствующего органа в
целом или должностного лица и является
по своей сути принуждением. Следует заметить,
что отставка должностного лица как мера
конституционной ответственности порой
очень близка к дисциплинарной ответственности
и по форме, и по порядку применения.
Различие же состоит в том, что дисциплинарная
ответственность применяется за нарушения
трудовой дисциплины, невыполнение заданий,
а конституционно-правовая — имеет более
широкий арсенал оснований.
Кроме того, в ряде случаев нормы конституционного
права вообще не предусматривают возможности
принятия рассматриваемых санкций, а только
провозглашают существование ответственности.
Это обусловлено тем, что понятие «ответственность»
может употребляться в двух значениях.
Так, оно означает ответственность в смысле
ответственного поведения, подотчетности,
юридической компетентности. Именно в
таком значении этот термин используется
в нормативных актах, определяющих полномочия
государственных органов, других субъектов
конституционно-правовых отношений, их
взаимные контакты. Другое значение ответственности
связано с принятием специальных мер воздействия,
вытекающих из недолжного поведения субъектов
конституционно-правовых отношений. Наиболее
важные из них — конституционно-правовые
санкции.
Одной из конституционно-правовых
санкций, применяющихся к депутатам представительных
(законодательных) органов государственной
власти, а также к членам Совета Федерации
Федерального Собрания, является лишение
их полномочий по решению законодательного
органа.
Одной из мер конституционно-правовой
ответственности является аннулирование
юридических результатов тех или иных
конституционно-правовых действий.
Конституционно-правовое законодательство
предусматривает и такую меру конституционно-правовой
ответственности, как ограничение или
приостановление некоторых основных прав
граждан. Она применяется в связи с определенными
противоправными действиями граждан.
Так, согласно Конституции РФ (п. 3 ст. 32)
не имеют права избирать и быть избранными
граждане, содержащиеся в местах лишения
свободы по приговору суда. Эта санкция
является временным ограничением со стороны
государства некоторых правомочий граждан
Российской Федерации.
Например, согласно Конституции РФ
(п. 1 ст. 56), в условиях чрезвычайного положения
для обеспечения безопасности граждан
и защиты конституционного строя в соответствии
с федеральным конституционным законом
могут устанавливаться отдельные ограничения
прав и свобод с указанием пределов и срока
их действия. Однако не подлежат ограничению
права и свободы (п. 3 ст. 56), предусмотренные
ст. 20 (право на жизнь), ст. 21 (достоинство
личности), п. 1 ст. 23 (право на свободу и
личную неприкосновенность); ст. 24 (сбор,
хранение, использование и распространение
информации о частной жизни лица без его
согласия), ст. 28 (свобода совести, свобода
вероисповедания), п. 1 ст. 34 (право на свободное
использование своих способностей и имущества
для предпринимательской и иной деятельности),
п. 1 ст. 40 (право на жилище), ст. 46 (судебная
защита прав и свобод граждан), ст. 47 (право
на рассмотрение дела гражданина в том
суде и тем судьей, к подсудности которых
относится, право на рассмотрение дела
судом с участием присяжных заседателей),
ст. 48 (право на получение квалифицированной
юридической помощи), ст. 49 (презумпция
невиновности), ст. 50 (никто не может быть
повторно осужден за одно и то же преступление),
ст. 51 (никто не обязан свидетельствовать
против себя, своего супруга и близких
родственников), ст. 52 (права потерпевших
от преступлений и злоупотребления властью),
ст. 53 (право на возмещение государством
вреда, причиненного незаконными действиями),
ст. 54 (закон, устанавливающий или отягчающий
ответственность, обратной силы не имеет).
К мерам конституционно-правовой
ответственности действующее законодательство
относит и отмену решения о приеме в гражданство
Российской Федерации. Так, приобретение
гражданства незаконным путем влечет
отмену решения (в течение пяти лет) о приеме
в гражданство Российской Федерации в
случае установления в судебном порядке
факта представления заведомо ложных
сведений и фальшивых документов (ст. 24
Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации»).
Обращает на себя внимание и то, что в
настоящее время вопросы конституционно-правовой
ответственности решаются настолько неполно
и противоречиво, что перевод этой ответственности
из сферы формально- юридической в сферу
практическую представляется проблематичным
и фактически нереальным. Убедительным
свидетельством тому может служить, в
частности, процедура отрешения Президента
РФ от должности, которая настолько сложна
и во многих отношениях неопределенна,
что делает нереальным применение к нему
конституционно-правовой ответственности.
Вывод.
Все это говорит о том, что система санкций,
используемых для защиты норм конституционного
права, нуждается в совершенствовании.
Думается, что этому способствовало бы
принятие ряда законодательных актов,
включая упоминавшийся Федеральный закон
«О конституционной ответственности»,
а также Закон «Об ответственности должностных
лиц государства», предложение о принятии
которого уже высказывалось в литературе.
Источники конституционного права
Обзор основных источников конституционного права
Система нормативных правовых
актов, являющихся источниками конституционного
права, многообразна и включает в себя
несколько их видов.
Особое место занимает Конституция
Российской Федерации. Она является основным
источником отрасли конституционного
права. К числу источников конституционного
права, устанавливающих нормы общефедерального
значения, относятся федеральные конституционные
законы и федеральные законы. Они различаются:
-по юридической силе;
-по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
-по порядку принятия;
-по возможности
применения в отношении них отлагательного
вето Президентом Российской Федерации.
Следующий источник конституционного
права образуют три договора о разграничении
предметов ведения и полномочий между
федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов
от 31 марта 1992 г., которые объединяются
общим наименованием Федеративный договор,
действующий в части, не противоречащей
Конституции Российской Федерации.
Характеризуя виды источников права,
следует выделить такой специфичный вид,
обусловленный федеративным устройством,
как договоры о разграничении или взаимном
делегировании предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти
Российской Федерации и ее субъектов,
заключаемые на основании упомянутого
пункта 3 статьи 2 Конституции Российской
Федерации.
Значительной частью источников конституционного
права являются постановления Конституционного
Суда Российской Федерации о толковании
Конституции Российской Федерации, выносимые
на основании пункта 5 статьи 125 Конституции.
Эти постановления также содержат нормы
конституционного характера.
К числу прочих источников конституционного
права Российской Федерации относятся
Регламенты палат Федерального Собрания,
положения о различных вспомогательных
организациях, образуемых органами законодательной
и исполнительной власти (Положения о
комитетах Совета Федерации и Государственной
Думы, о представителях Президента в субъектах
Российской Федерации и т. д.)
К источникам конституционного права,
действующих только на территории субъектов
Российской Федерации, относятся, прежде
всего, конституции республик и уставы
других субъектов Федерации, принятые
их законодательными (представительными)
органами. Эти акты содержат нормы, в обобщённой
форме закрепляющие правовой статус данного
субъекта Федерации, компетенцию, структуру
органов государственной власти и органов
местного самоуправления.
Источниками конституционного
права являются также международно-правовые
нормы, которые содержатся в международных
договорах, имеющих обязательную силу
для Российской Федерации.
Как известно, согласно пункту 4 статьи
15 Конституции, общепризнанные принципы
и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью её правовой системы.
Вывод. Незавершённость процесса формирования на основе новой Конституции системы конституционного права России объясняет такую особенность видов источников конституционного права, как действие некоторых законов бывшего Союза ССР, в той части, в какой они не противоречат Конституции Российской Федерации и другим законам.
Конституция Российской Федерации - основной источник конституционного права.
Конституция Российской
Федерации, принятая всенародным голосованием
12 декабря и вступившая в силу
25 декабря 1993 г., с изменениями, которые
внесены в статью 65 двумя Указами
Президента Российской Федерации на основании
пункта 2 ее же статьи 137, истолкованной
Конституционным Судом Российской Федерации
в постановлении от 28 ноября 1995 г. представляет
собой основной источник конституционного
права и вообще всего права России.
1) нормы, устанавливаемые
в Конституции, имеют
2) в Конституции устанавливаются
государственно-правовые нормы
3) Конституция как источник права характеризуется и широтой содержания выраженных в ней норм. Они охватывают устройство государства, его сущность и формы, определяют субъекты власти, механизм её реализации, принципы участия в управлении всех субъектов политической деятельности. В Конституции закреплены и принципы экономической структуры общества, формы собственности, способы охраны прав всех субъектов экономической жизни. Таким образом, нормы Конституции касаются всех сфер жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной. Такой широтой содержания своих норм Конституция отличается от всех иных источников конституционного права;
4) Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ст. 15);
5) в Конституции определяются многие другие виды источников федерального уровня. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования;
6) значение Конституции
как основного источника
7) Конституция по сравнению
с другими источниками
Вывод.
Конституция Российской Федерации как
основной источник конституционного права
служит формой установления норм, составляющих
ядро данной отрасли, всего государственно-правового
регулирования общественных отношений,
входящих в её предмет.
Федеральные конституционные законы как источник конституционного права
Следующим источником конституционного
права России являются федеральные
конституционные законы.
Согласно пункту 1 статьи 108 Конституции,
федеральные конституционные законы принимаются
по вопросам, предусмотренным Конституцией.
Вопросы, подлежащие, согласно Конституции,
урегулированию федеральными конституционными
законами, упоминаются в 13 ее статьях.
Это:
-чрезвычайное положение (ст. 56, 88);
-военное положение (п. 3 ст. 87);
-образование новых субъектов Российской
Федерации (п. 1 ст. 137);
-порядок принятия в Российскую Федерацию
новых субъектов (п. 2 ст. 65, п. 1 ст. 137);
-порядок изменения статуса субъектов
Российской Федерации (п. 5 ст. 66);
-описание и порядок официального использования
государственных символов - государственного
флага, герба, гимна (п. 1 ст. 70);
-порядок назначения референдума (п. "в"
ст. 84);
-статус Уполномоченного по правам человека
(п. "д." п. 1 ст. 103);
-порядок деятельности Правительства
Российской Федерации (п. 2 ст. 114);
-судебная система (п. З ст. 118, п. З ст. 128);
-порядок созыва Конституционного Собрания
(п. 2 ст. 135).
Вывод. Пока что действуют всего три федеральных конституционных закона: один, как упоминалось, регулирует федеральный референдум, а два - институты судебной власти, причем не в полной мере. Указать Промедление с принятием остальных таких законов отрицательно сказывается на демократическом развитии нашего государства.
Федеральный договор как источник конституционного права
Четвёртую часть источников конституционного права образуют три договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим наименованием Федеративный договор. Эти договоры оформили превращение России в действительную федерацию (до этого она была федерацией лишь по названию, а вопрос о том, кто является ее субъектами был совершенно неясен и практического значения не имел). Федеративный договор был включен 21 апреля 1992 г. в качестве приложения в действовавшую тогда Конституцию Российской Федерации - России, а его основные положения вошли в состав ее текста.
Информация о работе Конституционное право – ведущая отрасль системы права России