Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 09:01, курсовая работа
Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Конституционное право России как отрасль российского права……...5
1.1 Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации.5
1.2 Система конституционного права России……………………………...8
1.3 Роль конституционного права в демократических преобразованиях в России………………………………………………………………………. 11
2. Нормы конституционного права……………………………………….15
2.1 Конституционно-правовые отношения, их субъекты и
объекты…………………………………………………………………15
2.2 Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и
особенности…………………………………………………………….18
2.3 Санкции как форма выражения конституционно-правовой
ответственности……………………………………………………….. 20
3. Источники конституционного права…………………………………...23
3.1 Обзор основных источников конституционного права………………23
3.2 Конституция Российской Федерации – основной источник
конституционного права………………………………………………..25
3.3 Федеральные конституционные законы как источник
конституционного права………………………………………………..27
3.4 Федеральный договор как источник конституционного права……...28
3.5 Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как источники конституционного права…………………………………………………………………………30
3.6 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………31
Библиографический список……………………………………………...33
Вывод. Положения конституционного права развиваются и конкретизируются другими отраслями, а последние в свою очередь идеи и принципы из конституционного права.
Система конституционного права России
Являясь составной частью единой
системы права Российской Федерации, конституционное
право само представляет сложную систему,
складывающуюся в процессе дифференциации
и интеграции, входящих в его состав правовых
норм.
Система конституционного права зависит,
прежде всего, от его содержания.
Будучи единой, по содержанию отраслью
права, конституционное право характеризуется
вместе с тем внутренней расчлененностью,
дифференциацией на относительно автономные,
но связанные между собой части — правовые
нормы и правовые институты, которые могут
образовывать в свою очередь другие объединения,
составляющие вторичные структуры.
Система конституционного права охватывает
все конституционно-правовые нормы, тогда
как система конституции — только часть
из них. Поэтому система конституции не
может, да и не должна обязательно включать
все элементы системы конституционного
права. Известно, например, что одним из
элементов системы конституционного права
обычно принято считать избирательное
право. Однако в системе действующей Конституции
РФ оно отсутствует.
Известно, что система конституционного
права, как и система конституции, создана
посредством группировки правовых норм
на основе единства их содержания и специфики
регулируемых общественных отношений.
Наконец, как известно, система конституционного
права может складываться и развиваться
в условиях, когда писаная конституция
отсутствует (например, в Великобритании).
Система конституционного права, как
и система конституции, не остаются неизменными.
Они развиваются, поскольку должны обеспечивать
необходимый уровень правового воздействия
на общественные отношения в соответствии
с потребностями социальной реальности.
При этом система конституционного права
является более подвижной, более подверженной
изменениям с учетом этих потребностей.
Наиболее существенные изменения
система конституционного права претерпевает
в условиях, когда вносятся существенные,
подчас коренные изменения в систему конституции.
Например, после принятия в 1993 г. Конституции
РФ, которая определила новые концепции
общественного развития, заложила новые
принципы конституционно-правового регулирования,
ввела новые правовые институты, существенные
изменения претерпела и система конституционного
права России.
Соотношение системы конституционного
права с системой конституции является
частью более общей проблемы — соотношения
системы права и системы законодательства.
Первое место в системе конституционного
права занимают нормы института, закрепляющего
основы конституционного строя, поскольку
они содержат начала правового регулирования,
которое осуществляется нормами других
институтов конституционного права. Входящие
в этот институт нормы регулируют общественные
отношения, определяющие принципы, на
которых основано устройство государства
и общества (суверенитет государства,
форма правления, форма государственного
устройства, субъекты государственной
власти и способы ее реализации).
Следующее место занимает институт
гражданства, объединяющий правовые нормы,
регулирующие отношения, связанные с гражданством.
Обладание гражданством является предпосылкой
распространения на данное лицо всех прав
и свобод, признаваемых законом, защиты
лица государством как внутри страны,
так и за ее пределами.
За институтом гражданства следует
институт, определяющий основы правового
статуса человека и гражданина. Его место
обусловлено им, что человек, его права
и свободы признаются высшей ценностью
в государстве и обществе, главной целью
функционирования всех государственных
и общественных структур. Нормы конституционного
права, входящие в этот институт, определяют
основы взаимоотношений человека с государством,
т.е. главные принципы, характеризующие
положение человека в обществе и государстве,
а также основные неотъемлемые права,
свободы и обязанности человека и гражданина.
Важное место в системе конституционного
права принадлежит институту федеративного
устройства государства. Его нормы устанавливают
существующие в России субъекты Федерации,
в соответствии с которыми строится система
органов государства. Именно поэтому
институт федеративного устройства предшествует
институту, закрепляющему систему органов
государственной власти.
Названный институт составляют нормы,
регулирующие широкую сферу общественных
отношений, складывающихся между Федерацией
и ее субъектами. Урегулирование этих
отношений — важное условие обеспечения
целостности и единства государства.
Институту, закрепляющему систему
органов государственной власти, предшествует
и институт избирательного права, который
регулирует общественные отношения, складывающиеся
при выборах Президента РФ, депутатов
законодательных (представительных) органов
власти Федерации и ее субъектов, при выборах
в исполнительные органы власти и органы
местного самоуправления, а также при
реализации принципов проведения выборов,
при регистрации (учете) избирателей, составлении
списков избирателей, образовании избирательных
округов и избирательных участков, при
образовании и деятельности избирательных
комиссий, при выдвижении, регистрации
кандидатов, при реализации их статуса,
при проведении предвыборной агитации,
при голосовании, подсчете голосов избирателей,
установлении результатов выборов и их
опубликовании; отношения, связанные с
финансированием выборов и с ответственностью
за нарушение избирательных прав граждан.
Завершают систему конституционного
права институт, нормы которого закрепляют
систему государственной власти, а также
институт местного самоуправления.
Вывод. Система конституционного
права предполагает такое распределение
нормативного материала, которое позволяет
обеспечить единство и дифференциацию
конституционно-правовых норм, их логическую
последовательность. Причем в конституционно-правовых
институтах объединяются нормы самых
различных видов. В них могут входить и
нормы конституции, и нормы текущего законодательства,
т.е. нормы, обладающие различной юридической
силой. В составе конституционно-правовых
институтов могут быть нормы, различные
по территории действия, по степени определенности
правового предписания и др.
Крупные институты конституционного
права состоят из более частных. Например,
институт избирательного права (в объективном
смысле) включает в себя такие институты,
как избирательное право (в субъективном
смысле), избирательный процесс. Последний,
в свою очередь, охватывает ряд стадий:
назначение выборов, выдвижение кандидатов
и др., которые представляют собой еще
более частные институты конституционного
права.
Роль конституционного
права в демократических преобразованиях в
России
Являясь ведущей отраслью российского
права, конституционное право играет определяющую
роль в жизни общества, в демократических
преобразованиях, происходящих в России.
Провозгласив человека, его права
и свободы высшей ценностью и закрепив
в качестве обязанности государства признание,
соблюдение и защиту прав и свобод человека
и гражданина, конституционное право России
обеспечивает гуманизацию всех конституционно-правовых
институтов, выражающуюся прежде всего
в отказе от приоритета общественных,
государственных интересов над личными,
в построении таких взаимоотношений государства
и гражданина, в основе которых лежали
бы приоритеты интересов личности, взаимной
ответственности государства и личности.
Принцип признания человека, его прав
и свобод высшей ценностью оказывает определяющее
в демократическом плане влияние не только
на содержание основных прав и свобод
человека и гражданина, но и на деятельность
государства, на его компетенцию и потенциальные
возможности. Государство в соответствии
с этим принципом не вправе своей деятельности
выходить за устанавливаемые им границы
взаимоотношений с человеком.
Нужную роль в осуществлении демократических
преобразований играет провозглашение
России правовым государством. Сущность
правового государства — его последовательный
демократизм, утверждение суверенитета
народа как источника власти, подчинение
государства обществу.
Правовое государство характеризуется,
прежде всего, тем, что оно ограничивает
себя действующими в нем правовыми нормами,
которым обязаны подчиняться все без исключения
государственные органы, должностные
лица, общественные объединения и граждане.
Его важнейшим принципом является верховенство
права.
Верховенство права — это в первую
очередь верховенство закона. Оно выражается
в том, что главные, ключевые, основополагающие
общественные отношения регулируются
законами. Через верховенство закона в
общественной жизни, во всех ее сферах,
во всех политических институтах воплощаются
высшие правовые начала, дух права. Тем
самым обеспечивается реальность и незыблемость
прав и свобод граждан, их надежный правовой
статус, юридическая защищенность.
Вместе с тем необходимо отметить,
что Российская Федерация, провозглашенная
правовым государством, на деле таковым
пока не является. В стране все еще
не обеспечено верховенство закона, отсутствует
эффективная система защиты человека
от произвола государства. Граждане России
далеко не всегда могут безболезненно,
в короткие сроки восстановить свои нарушенные
права, защитить законные интересы.
Особенностью и важнейшим институтом
правового государства является разделение
властей на законодательную, исполнительную
и судебную, органы которых самостоятельны.
Оно означает не только рассредоточение,
разделение, демонополизацию власти, но
и действительное, реальное ее уравнивание,
при котором ни одна из властей не может
ущемить, умалить или подчинить себе другие
и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания
и взаимосотрудничества. Принцип разделения
властей — один из основополагающих принципов
демократизации государства, важнейшая
предпосылка верховенства права и обеспечения
свободного развития человека. Это один
из основных принципов действующей Конституции
РФ и всего конституционного права России.
В современных условиях становления
конституционного строя в Российской
Федерации принцип разделения властей
имеет особенно важное значение. Он нацелен
на то, чтобы предотвратить возвышение
одной из властей над другими, утверждение
авторитаризма и диктаторского режима
в обществе. Принцип разделения властей
предусматривает систему «сдержек и противовесов»,
направленную на то, чтобы снести к минимуму
возможные ошибки в управлении, односторонность
подхода к решаемым вопросам.
Осуществление демократических преобразований
в России возможно лишь на основе политического
многообразия. Конституционное право
закрепляет принцип политического многообразия
и основные гарантии его реализации на
практике.
Принцип политического многообразия
(плюрализма) означает создание возможностей
оказывать влияние на политический процесс
всем социально-политическим или иным
организациям, деятельность которых имеет
политический аспект и находится в рамках
конституции. Политический плюрализм
способствует повышению эффективности
народовластия, вовлечению в политическую
деятельность широких слоев населения,
легализует конституционную политическую
оппозицию, создает условия для преодоления
апатии народа и отчуждения его от власти,
порожденных годами тоталитаризма.
Предварительным условием признания
принципа политического плюрализма в
нашем обществе стала ликвидация монополии
КПСС на политическую власть, базировавшейся
на нормах конституционного права. Это
открыло дорогу не только к признанию
и юридическому закреплению нормами конституционного
права принципа политического плюрализма,
но и к его реализации, прежде всего путем
постепенного создания в стране многопартийной
системы.
Политический плюрализм — это свобода
политических мнений и политических действий,
что проявляется в деятельности независимых
объединений граждан.
Вот почему надежная конституционно-правовая
защита политического плюрализма служит
предпосылкой не только реализации принципа
народовластия, но и функционирования
правового государства.
Конституционно-правовое регулирование
отношений собственности имеет свою специфику.
Она выражается в том, что главной задачей
является юридическое закрепление форм
собственности, признаваемых государством.
Таким образом, именно конституционно-правовые
нормы решают вопрос о том, какие формы
собственности государством признаются
и гарантируются.
Например, согласно Конституции РФ экономической
системе Российской Федерации присуща
собственность в ее различных формах —
частной, государственной, муниципальной
и др. (ст. 8). Устанавливается также (ст.
9), что земля и другие природные ресурсы
могут находиться в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности.
Они используются и охраняются в Российской
Федерации как основа жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей
территории.
Нормы конституционного права предусматривают
охрану собственности в ее различных формах
и на равных основаниях. «В Российской
Федерации, — указывается в ст. 8 Конституции
РФ, — признаются и защищаются равным
образом частная, государственная, муниципальная
и иные формы собственности». В ст. 35 подчеркивается,
что право частной собственности охраняется
законом.
Конституционное право играет ведущую
роль в реорганизации федеративного устройства.
В России федерализм — это, прежде всего
государственная организация национальных
отношений. Исторический опыт российского
федерализма подтвердил его жизненную
необходимость для разрешения национального
вопроса в республике, для осуществления
суверенитета наций, составляющих многонациональный
народ Российской Федерации.
Современный российский федерализм
обеспечивает суверенитет наций, свободное
развитие наций и народностей, проживающих
на территории России, развитие национальных
языков. Такое развитие Федерации опирается
на прочную юридическую базу, которую
образуют нормы конституционного права.
Базирующаяся на закрепленном в конституционном
праве принципе федерализма децентрализация
государственной власти обеспечивается
разграничением предметов ведения и полномочий
между Российской Федерацией, составляющими
ее республиками, краями, областями, городами
федерального значения, автономной областью,
автономными округами и местным самоуправлением.
В соответствии с принципом федерализма
основы правового статуса субъектов Федерации
устанавливаются и гарантируются нормами
конституционного права.
Федеративное устройство Российской
Федерации основывается на ряде принципов,
закрепленных нормами конституционного
права и обусловленных ее демократической
сущностью. Эти принципы являются исходными
началами территориального устройства
не только самой Российской Федерации,
но и ее субъектов. К ним относятся: государственная
целостность Российской Федерации; единство
системы государственной власти; разграничение
предметов ведения и полномочий между
органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти ее субъектов; равноправие и самоопределение
народов в Российской Федерации; равноправие
субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях
с федеральными органами государственной
власти.
Принципы государственного устройства
Российской Федерации тесно взаимосвязаны. Их главная цель
и назначение состоят в том, чтобы способствовать
успешному государственному строительству.
Конституционное право на современном
этапе связано с решением многих других
вопросов, касающихся дальнейшего развития
и укрепления демократических преобразований.
Формирование в России правового государства
требует завершения разработки всех предусмотренных
Конституцией федеральных конституционных
и федеральных законов, имеющих важное
значение для развития демократических
процессов в стране, совершенствования
и обновления действующего федерального
конституционно-правового законодательства
с учетом той практики, которая сложилась
в стране в процессе демократических преобразований.
Настало время устранения коллизий между
конституционно-правовым законодательством
Федерации и ее субъектов, которые возникли
как следствие «парада суверенитетов»
и разного рода политических игр, ведущихся
как на федеральном, так и на региональном
уровнях. Нуждаются во внимательном изучении
и договоры, заключенные между Российской
Федерацией и ее субъектами, на предмет
их соответствия федеральным конституционно-правовым
нормам.
Решение этих и некоторых других задач
— важное условие формирования Российской
Федерации как демократического и правового
государства, правового обеспечения ее
подлинного суверенитета.
Вывод.
Для современной России характерно расширение
объема конституционно-правового регулирования,
возрастающее влияние на конституционное
право общегуманных ценностей, уменьшение
в нем удельного веса идеологизации и
усиление элементов политизации и социализации.
Все это, несомненно, будет способствовать
дальнейшему развитию демократических
преобразований в нашей стране.
Нормы конституционного права
Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты
Проблема конституционно-правовых
отношений вызывает наибольший интерес
и споры в науке конституционного права.
Из рассмотренных положений в начале
данной курсовой работы, очевидно, что
конституционно-правовые отношения составляют
предмет конституционного права.
В юридической науке, под правоотношениями
понимаются также общественные отношения,
которые урегулированы нормами права.
Следовательно, конституционно-правовые
отношения - это общественные отношения,
урегулированные нормами конституционного
права или возникшие на их основе, индивидуализированные
общественные связи
между субъектами
конституционного права.
Конституционные правоотношения
обладают основными признаками, которые
присущи правоотношениям в целом. В то
же время они специфичны, качественно
определены.
Профессор И.Е. Фарбер выделяет 5 существенных
признаков, характеризующие данные отношения,
показывая этим их специфику и отличительные
особенности.
1. Конституционные отношения есть объективные,
фактические отношения политического
характера. Они существуют независимо
от права, независимо от юридической конституции.
2. Субъектами, участниками конституционных
отношений являются народ, науки, большие
социальные общности людей, государство
и т.д.
3. Объектами конституционных отношений
являются власть, суверенитет и свобода
личности, по поводу которых возникают
рассматриваемые отношения.
4. Конституционные отношения есть отношения
между социальными силами, рождающими
фактическую власть в государстве.
5. Данные отношения характеризуются стабильностью
и устойчивостью.
Действительно, конституционно-правовые
отношения представляют собой специфическую
форму многих политических отношений.
Объектами этих отношений выступают социально-экономические
и социально-политические ценности, национальные
отношения, основные права и свободы человека
и др.
Поскольку круг участников конституционно-правовых
отношений широк, то возникает необходимость
объединения их в следующие группы:
1. Многонациональный народ Российской
Федерации, нации, этнические общности
(народности) (ст. 3 Конституции РФ).
2. Государство - Российская Федерация;
субъекты в составе Российской
Федерации (республики, края, области,
города федерального значения, автономная
область, автономные округа).
В общественных отношениях, регулируемых
нормами конституционного права, государству
принадлежит особая роль. Оно выступает
в качестве регулятора общественных отношений,
прежде всего как носитель правотворческой
власти.
3. Административно-
Административно-
4. Органы государственной власти
и местного самоуправления.
В Российской Федерации ими являются:
Федеральное Собрание, Правительство,
Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший
Арбитражный Суд, Городская Дума, местная
администрация и др.
5. Должностные лица.
Субъектами конституционного
права являются: Президент РФ, Председатели
палат парламента - Федерального Собрания;
Председатель Правительства РФ, Председатель
Конституционного Суда РФ, Генеральный
Прокурор и др. Президент Российской Федерации
является главой государства.
6. К субъектам конституционных правоотношений
со специальной правоспособностью относятся
избиратели и депутаты (различных представительных
органов).
7. Политические партии, иные общественные
объединения. Они участвуют в избирательных
кампаниях, выдвигая кандидатов в депутаты,
организуют предвыборные мероприятия.
8. Граждане Российской Федерации, иностранные
граждане, лица без гражданства.
Все физические лица участвуют в конституционно-правовых
отношениях, осуществляя свои конституционные
права, свободы и обязанности.
Такова система субъектов конституционного
права России, которые, участвуя в конституционно-правовых
отношениях, реализуют свои права и свободы,
исполняют обязанности, закрепленные
в Конституции Российской Федерации.
Конституционно-правовые нормы связывают
права и обязанности субъектов конституционных
правоотношений с объектами.
В конституционном праве Российской
Федерации выделяются следующие объекты
конституционно-правовых отношений:
Вывод. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политико-государственного властвования в обществе. Именно на уровне правового регулирования конституционно-правовые нормы воплощаются в общественную практику, происходит формирование целенаправленности общественных отношений.
Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и особенности
Информация о работе Конституционное право – ведущая отрасль системы права России