Конституционное право – ведущая отрасль системы права России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1. Конституционное право России как отрасль российского права……...5
1.1 Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации.5
1.2 Система конституционного права России……………………………...8
1.3 Роль конституционного права в демократических преобразованиях в России………………………………………………………………………. 11
2. Нормы конституционного права……………………………………….15
2.1 Конституционно-правовые отношения, их субъекты и
объекты…………………………………………………………………15
2.2 Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и
особенности…………………………………………………………….18
2.3 Санкции как форма выражения конституционно-правовой
ответственности……………………………………………………….. 20
3. Источники конституционного права…………………………………...23
3.1 Обзор основных источников конституционного права………………23
3.2 Конституция Российской Федерации – основной источник
конституционного права………………………………………………..25
3.3 Федеральные конституционные законы как источник
конституционного права………………………………………………..27
3.4 Федеральный договор как источник конституционного права……...28
3.5 Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как источники конституционного права…………………………………………………………………………30
3.6 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права………………………………………29
Заключение…………………………………………………………………31
Библиографический список……………………………………………...33

Файлы: 1 файл

КП РФ, курсовая.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

В ныне действующей Конституции Российской Федерации в пункте 3 статьи 11 указано, что предметы ведения и полномочия разграничиваются между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, как самой Конституцией, так и Федеративным договором и иными договорами. А в абзаце четвертом пункта 1 раздела второго Конституции "Заключительные и переходные положения" установлено, что в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции действуют положения Конституции.

  Вывод.  В той мере, в какой положения Федеративного договора положениям Конституции не противоречат, они имеют ту же силу, что и Конституция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Договоры  о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов как источники конституционного права

Следующим видом источников конституционного права являются договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании упомянутой пунктом 3 статьи 2 Конституции Российской Федерации.

К сожалению, возможные  рамки такого договорного разграничения (взаимного делегирования) предметов  ведения и полномочий конституционно не определены. 
  Не определена и процедура заключения и прекращения указанных договоров.                                                                                                                       На практике договорами нередко изменяется разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов, установленное статьями 71-73 федеральной Конституции. Оно, как мы видели, имеет преимущество перед разграничением, содержащимся в Федеративном договоре. 
  Отсюда следует, что положения соответствующих договоров имеют более высокую юридическую силу, чем упомянутые статьи Конституции, не говоря уже о положениях федеративного договора. Такой вывод вытекает из пункта 3 статьи 2, находящейся в главе 1, которая представляет собой как бы конституцию в Конституции, ибо ее юридическая сила выше, чем у остальной части Конституции. Следовательно, отступления в договорах от норм статей 71- 73 Конституции нельзя рассматривать как ее нарушение.                                             Не столь бесспорен, однако, порядок заключения таких договоров, сложившийся на практике. Он заключается в том, что договоры подписываются Президентом Российской Федерации с федеральной стороны и Президентом или главой республики, главой администрации со стороны субъекта Российской Федерации и вступают в силу обычно со дня опубликования.

  Вывод. С учетом сказанного представляется, что процедура заключения, а равно и расторжения договоров между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов о разграничении (взаимном делегировании) предметов ведения и полномочий в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Конституции, а также проблема некоторых правовых последствий таких договоров нуждаются в урегулировании федеральным конституционным законом. 
  Это тем более важно, что о взаимном делегировании предметов ведения и полномочий в Конституции не говорится.

Постановления Конституционного Суда Российской Федерации  как источники конституционного права

  Значительной частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании 
Конституции Российской Федерации, выносимые на основании пункта 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.                                                                                   Следует оговориться, что Конституционный Суд толкует Конституцию не только при разрешении дел, рассмотренных по специальным запросам управомоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативных актов (п. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в мотивировочной части постановлений, а, следовательно, вряд ли может, безусловно, считаться нормой.

Вывод. Постановления Конституционного Суда, выносимые в связи с разрешением споров о компетенции (п. 3 ст. 125 Конституции), тоже, как представляется, должны содержать нормы конституционного характера, но таких дел в практике Конституционного Суда еще не было.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Цель данной работы представлялась мне как определение Конституционного права ведущей отраслью российского  права. Эта важнейшая роль данной отрасли обусловлена значением тех общественных отношений, которые ей закрепляются и регулируются. Юридически определяя основополагающие принципы устройства общества и государства, то есть основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливая общие основы управления всеми общественными процессами, Конституционное право тем самым дает необходимые ориентиры, отражающие главное сущностное направление правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

  Наука Конституционного права относится к числу отраслевых юридических наук, она формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов. Наука Конституционного права как никакая другая пострадала от излишней политизированности в годы советской власти, однако сейчас она постепенно освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли, расширяется ее методологическая основа. Необходимо уходить от излишней идеологизации Конституционно-правового знания. В современном правовом государстве настоятельно требуется мирное сосуществование различных мировоззренческих концепций, понятий и институтов, их объективная оценка и осмысление. Основными принципами науки должны стать признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, отказ от монополии однопартийной идеологии.

Конституционное право  – это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и утверждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.     Конституционное право – юридическая основа демократии, ее закрепление и мера.                                                                                                                                  В правовой системе РФ Конституционное право считается ведущей отраслью, включающей совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные отношения в государстве. К предмету  Конституционного права  относятся такие отношения, как формирование и структура органов представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности, политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно-территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др.

Поскольку основным источником конституционного права является Конституция РФ, система отрасли выстраивается применительно к структуре Конституции. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Главным методом правового регулирования является учредительно-закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.

Обобщающий  вывод. 
Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя РФ, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Конституция РФ.
  2. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции Российской Федерации.- М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство ЭКМОС, 1998.- 176 с.
  3. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Баглай М.В. - М. Инфа-М-Норма, 1999, 741 с.
  4. Маклаков В.В.Конституционное право. Словарь. - М. Юристъ, 2001-560 с.
  5. Кутафин О.Е.Предмет конституционного права. - М. Юристъ, 2001- 444 с.
  6. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность.
  7. Богданова Н.А. Указ. Работа. С. 12-13.
  8. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. 
  9. Государство и право. 2000. №3. С. 28.
  10. Алиев А.Ф. – О. Институт президента и его особенности в условиях России. Автореф. Дис..: канд. полит. наук. М., 2000.
  11. Герасименко Н. Да, больные не должны быть у власти, но… 2001. №5.
  12. Прокофьев Г., Скуратов Д. Конституционное и муниципальное право. 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 



                                                                                                                                                                         



                                              -  -


Информация о работе Конституционное право – ведущая отрасль системы права России