Конституционное право человека и гражданина на судебную защиту: понятие, проблемы реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Проблемы прав и свобод человека и их защита активно исследовались на протяжении веков. Теория естественного права, сформировавшаяся еще в античную эпоху, актуальна и сегодня. В современном мире к числу основных назначений и функций правового государства относятся гарантирование, защита, реализация основных прав и свобод. Это согласуется с установкой международного права, согласно которой государство несет ответственность за осуществление прав и свобод. Вот почему и сегодня проблема взаимодействия прав человека и гражданина с государством относится к числу наиболее актуальных и острых.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВ И СВОБОД 4
2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН 6
2.1. Порядок обжалования действий должностных лиц, нарушающих права и свободы личности 8
2.2. ДОГОВОР КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 12
3. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ 13
4. Защита конституционных прав человека и гражданина в судебном порядке 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 61.20 Кб (Скачать файл)

Анализ опыта демократических преобразований в других государствах мира показывает, что это процесс, зависящий от исторических, социально-экономических и культурных особенностей. Поспешность и шаблонность совершенно при этом не допустимы. Глобализация, коснувшаяся всех сфер нашей жизни, сделала мир тесней, сблизила общество и существенно повлияла на происходящие в них процессы. Разрушив традиционные границы между обществами, глобализация обусловила своеобразную интернационализацию ряда процессов, выработала некие международные стандарты. Тем не менее, это не означает возможности существования каких либо универсальных «рецептов» построения демократического общества или слепого копирования положительного опыта иной страны. Попытки «экспорта» демократии или, что еще хуже, ее настойчивого навязывания способны подорвать веру народа в правильность демократического пути развития. Продвижение нашего государства на пути к демократизации происходило с учетом реалий страны, постепенно и осторожно.

Можно уверенно констатировать, что в ходе реформ в РФ созданы основные институты современного демократического государства. Работа по формированию и укреплению институтов гражданского  общества привела к созданию института Омбудсмена, Национального центра по правам человека, Общественного совета по средствам массовой информации, Национальной комиссии по вопросам демократии и гражданского общества. Указом Президента РФ введен мораторий на смертную казнь. В этом же ключе можно рассматривать проводимую работу по гуманизации сферы уголовно- исполнительного права.

Конечно, наличие основных элементов демократической государственности еще не означает завершения институциональной и правовой реформы. Поэтому в последние годы акцент в этой области перенесен на качественное наполнение и повышение эффективности всей системы государственных институтов, укрепление правовой системы и совершенствование  государственного укрепления. На продолжении государственной политики углубления демократических процессов настаивает и гражданское общество, являющееся главным потребителем демократических ценностей.

РФ, исходя из понимании того, что построение цивилизованного демократического общества, осуществление правовых реформ в соответствии с международными стандартами в сфере прав человека не возможно без использования мирового опыта, присоединился к основополагающим конвенциям ООН в области прав человека. На сегодняшний день РФ является участником более 30 основных международных договоров в области защиты и соблюдения прав человека.

Среди них в первую очередь следует назвать Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Пакты вместе с Всеобщей Декларацией прав человека, рассматриваемый как наиболее всеобъемлющий акт международного права.

Как известно, поощрение и защита прав человека являются одним из основополагающих требований для реализации отраженного в Уставе ООН видения справедливого и всеобщего мира. Их соблюдение – дело в первую очередь отдельных государств. Вместе с тем, международное сообщество разработало систему международного контроля, в центре которого два механизма: официальный контроль за соблюдением  государствами международных договоров и внедоговорные механизмы или специальные процедуры- рабочие группы, специальные докладчики, специальные представители Генерального Секретаря ООН, так называемые «тематические механизмы».

В соответствии с Венской Конвенцией о праве международных договоров 1969 года каждое  государство – участник международного договора обязано добросовестно и в полном объеме выполнять обязательства, взятые на себя в соответствии с таким договором, и предоставлять в соответствующие комитеты ООН национальные доклады о законодательных, судебных, административных или других мерах, принятых ими для выполнения положений конвенций, и прогрессе, достигнутом в данной сфере за отчетный период.

Российское законодательство во многом имплементировало международно-правовые стандарты в области прав человека. Для мониторинга за выполнением обязательств по международным договорам в области прав человека, а также для подготовки соответствующих рекомендаций правительству в РФ создано Межведомственная комиссия по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Потенциал прав и свобод личности может быть реализован лишь тогда, когда для этого существуют необходимые условия политического, экономического, нравственного, организационного и иного порядка. Процесс реализации прав и свобод регулируется особым механизмом, который включает в себя систему юридических норм, гарантирующих право реализацию, то есть деятельность властных структур и активное поведение самого индивида по материализации своих субъективных прав, достижению закрепленных этими правами благ и социальных ценностей.

Однако законодательство не может удовлетворить всех запросов граждан и учесть многообразие явлений общественной жизни, влияющих на эффективность реализации ими своих субъективных прав. Более того, даже регламентированные правовые нормы не всегда реализовываются в полном объеме вследствие ослабления системы гарантий, злоупотреблений со стороны должностных лиц и других непрогнозируемых издержек. Имеются в виду такие негативные явления, как бюрократический произвол, некомпетентность чиновников, межнациональные конфликты, бессилие власти, нарушения законности и др.

В правовом государстве защита прав и свобод личности, а также борьба с правонарушениями должна вестись законными средствами. Все властно-исполнительные структуры государства должны осуществлять (в пределах своей компетенции) функцию обеспечения реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов.

До тех пор, пока принцип материальной ответственности государственного служащего за нарушение законодательства, ущемление прав, свобод, интересов граждан и юридических лиц не будет реализован в российском законодательстве, высшие ценности, провозглашенные в Российской Конституции, будут оставаться, по большому счету, не более, чем лозунгами, а правовое государство в России не более, чем Утопией. 
 
                           Список использованной литературы

1.     Берекашвили Л.Ш. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов / Л.Ш. Берекашвили.- М.: Московский университет МВД России: Щит-М, 2006.- С.5-32.

2.     Богданов Г.П. Вас защищает закон. Судоустройство и судопроизводство: Законодательные и нормативные акты. Современные образцы документов / Г.П. Богданов // Под ред. Г.П. Богданова.- М., 1997.

3.     Бойков А.Д. Дела судебные: адвокаты делятся опытом / А.Д. Бойков // Под ред. А.Д. Бойкова.- М.: Юрлитинформ, 2009.- С.76-79.

4.     Делопроизводство в судах: Инструкции.- М.: Книга сервис, 2008.

5.     Карпов Д.В. Проблемы конституционно-правового гарантирования правозащитной функции судебной власти в РФ / Д.В. Карпов.- Ниж. Новгород, 2000.

6.     Краев Н.В. Защита от произвола властей: Как обжаловать незаконные решения государственных органов и их должностных лиц / Н.В. Краев.- Киров, 1998.

7.     Лукъянова Е.Г. Теория процессуального права / Е.Г. Лукъянова.- М.: НОРМА, 2009.

8.     Масликов И.С. Справочник судьи и адвоката: Судебная практика / И.С. Масликов.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

9.     Смоленский М.Б. Правоведение / М.Б. Смоленский // Под ред М.Б. Смоленского.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.- С.104-115.

10. Тихомиров М.Ю. Судебные  споры: Современная судебная практика. Образцы исковых заявлений / М.Ю. Тихомиров // Под ред. М.Ю. Тихомирова.- М.: Изд-е Тихомирова М.Ю., 2006.

11. Ткаченко С.И., Никитина  О.Ю. Как защитить свои интересы  в суде / С.И. Ткаченко, О.Ю. Никитина.- М.: Контур, 1998.- С.4-5.

12. Топорнин Б.Н., Батурин Ю.М., Орехов Р.Г. Конституция РФ. Комментарий / Б.Н. Топорнин Б.Н., Ю.М. Батурин, Р.Г. Орехов // Под общей ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова.- С. 376-390.

 

 


Информация о работе Конституционное право человека и гражданина на судебную защиту: понятие, проблемы реализации