Конституционное право человека и гражданина на судебную защиту: понятие, проблемы реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Проблемы прав и свобод человека и их защита активно исследовались на протяжении веков. Теория естественного права, сформировавшаяся еще в античную эпоху, актуальна и сегодня. В современном мире к числу основных назначений и функций правового государства относятся гарантирование, защита, реализация основных прав и свобод. Это согласуется с установкой международного права, согласно которой государство несет ответственность за осуществление прав и свобод. Вот почему и сегодня проблема взаимодействия прав человека и гражданина с государством относится к числу наиболее актуальных и острых.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВ И СВОБОД 4
2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ГРАЖДАН 6
2.1. Порядок обжалования действий должностных лиц, нарушающих права и свободы личности 8
2.2. ДОГОВОР КАК ОСНОВА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 12
3. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ 13
4. Защита конституционных прав человека и гражданина в судебном порядке 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 61.20 Кб (Скачать файл)

 

            

Оглавление

 

 

                                      

 

      ВВЕДЕНИЕ

Проблемы прав и свобод человека и их защита активно исследовались на протяжении веков. Теория естественного права, сформировавшаяся еще в античную эпоху, актуальна и сегодня. В современном мире к числу основных назначений и функций правового государства относятся гарантирование, защита, реализация основных прав и свобод. Это согласуется с установкой международного права, согласно которой государство несет ответственность за осуществление прав и свобод. Вот почему и сегодня проблема взаимодействия прав человека и гражданина с государством относится к числу наиболее актуальных и острых.

Сегодня миллионы граждан России заинтересованы в установлении подлинно гуманных отношений со своим государством. В российском общественном сознании прочно утверждается идея прав человека, что закономерно связано с общими процессами демократизации страны в эти годы. Конституция Российской Федерации 1993 года создала необходимую правовую основу для развития гражданского общества и демократизации государства, стала главным нормативно-правовым средством обеспечения прав и свобод личности. Она либеральна и основана на идеологии естественных прав и свобод.

Задача современного общества заключается в том, чтобы совместить конституционную модель с не всегда укладывающейся в нее реальностью и обеспечить необходимые гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина. Мало провозгласить права и свободы, главное – материализовать их, уйти от ситуации, когда право есть, а блага нет, закон действует, а цели его не достигаются.

В свете данной проблематики цель курсовой работы – обобщить конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина, рассказать о способах самозащиты и судебном порядке разрешения споров.  

1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ  ПРАВ И СВОБОД 

Важным компонентом любой правовой системы является институт прав и свобод. Права человека – понятие сложное и многогранное. Они выражают не потенциальные, а реальные возможности их обладателя, закрепленные Конституцией и другими нормативными актами.

Права человека – это субъективные права, принадлежащие индивиду и независящие от национального законодательства. Ключевым моментом является принцип равного достоинства всех людей, признание за человеком принадлежащего ему высшего свойства обладать разумом, волей и чувствами.

Иначе говоря, под правами и свободами следует понимать возникающие с рождением или устанавливаемые юридическим законодательством государства и гарантируемые им реальные возможности личности обладать соответствующими благами. При этом под благами следует понимать все то, что способно удовлетворить потребности и интересы человека. К ним относятся не только материальные, но и духовные, культурные, политические, нравственные и иные ценности.

Человеческому обществу на всех фазах развития присуще стремление к свободе. Несмотря на жесточайшую борьбу, каждая стадия характерна тем, что в права человека привносится что-то новое, более прогрессивное.

Зарождение идеи прав человека относится к V-IV вв. до н.э. В древних полисах Афин появился институт гражданства. Но при этом неизбежным для общественного развития того периода являлось неравномерное распределение прав человека между различными классами. Граждане Афин обладали всеми правами, а рабы никакими. Архонт Салон разработал Конституцию, которая закрепляла некоторые идеи прав человека, в частности, идеи естественного права, привлечения чиновников к ответственности за нарушение этих прав.

В России впервые идеи прав и свобод человека проявились в Высочайшем Указе царя от 6 августа 1905 г., которым было утверждено Положение о выборах в Государственную Думу и вскоре появился Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». В нем содержалось обещание даровать населению «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».

Коренной поворот к демократизации общества и признанию прав человека сыграла принятая в 1991 году Декларация прав и свобод человека, идеи которой зафиксированы в принятой в 1993 году Конституции РФ. В ней впервые признаются и гарантируются согласно принципам международного права положения о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Как видно из данного краткого обзора, права и свободы, в том виде, в котором представлены на современном этапе, возникли не сразу, а прошли достаточно длительный путь исторического развития.

Понятие прав и свобод идентично. Свободы – это те же права, но они относятся к сфере жизнедеятельности человека, в которую государство не должно вмешиваться, однако обязано их защищать.

Человек, как личность, не может существовать без свободы, также как свобода не существует без человека. Что касается права, то оно дает направления и устанавливает границы использования личностью своих возможностей. Посредством права человек ограждается от произвольного вмешательства государственной власти в его личную жизнь. В то же время правом определяются пределы активности индивида в различных сферах жизнедеятельности.

По существу права и свободы человека – это особый тип договорных отношений между обществом и индивидом, личностью и государством, фиксируемые национальными правовыми системами. В Конституции РФ установлено, что права и свободы человека являются высшей ценностью и они не дарованы государством, а неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст.17).

Суть договорных отношений между государством и личностью заключается в том, что государство признает права и свободы человека.

Во взаимоотношениях государства и личности существуют сложные зависимости. Они построены на системе взаимной ответственности, где правам одной стороны соответствуют обязанности другой и наоборот.

Единство прав и обязанностей является важнейшей чертой любой правовой системы. Принцип единства заключается в том, что праву одного субъекта соответствует обязанность другого. Принимая на себя обеспечение прав и свобод человека, общество вправе требовать от него должного поведения, сформулированного в системе установленных законом прав и обязанностей.

Единство прав и обязанностей сводится к тому, что каждый человек обязан соблюдать порядок, предписания и запреты правовых норм, и, в свою очередь, вправе рассчитывать на защиту и создание необходимых условий для реализации своих прав и свобод.

2. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА  ГРАЖДАН

Важной составляющей механизма реализации субъективных прав и свобод является социально-правовая защита граждан. Это комплекс мер идеологического, юридического и социального характера, направленных на поддержание в государстве порядка и условий для нормальной жизни и деятельности населения.

Речь идет о гарантиях, обеспечивающих реальное использование гражданами своих прав. Без этих гарантий, провозглашенных законом, права и свободы не могут быть реализованы.

Обычно рассматриваются две группы гарантий: 1) общесоциальные, 2) юридические.

К общесоциальным относятся экономические, политические и идеологические гарантии.

Экономические - отражают социальную политику в сфере исполнения хозяйственных функций государства. На первый план здесь выступает задача создать гражданам условия для достойной жизни и благосостояния. Эти условия определяются величиной материальных богатств общества, национального дохода, уровнем развития производительных сил, всех форм собственности, темпами роста производительности труда, наличием пенсионных и иных фондов.

Политические гарантии включают в себя состояние демократических институтов и форм, реальное использование гражданами своих прав и свобод, суверенитет народа, свободу выборов, политический плюрализм, равноправие партий и политических организаций и т.д.

Идеологические (духовные) гарантии состоят из культурного, научного и творческого потенциала общества, отсутствия или наличия расовой, национальной и религиозной розни, общественного и индивидуального правосознания, нравственных установок граждан, идеологического многообразия.

Рассмотренные выше социальные гарантии являются важным фактором, обусловливавшим действенность социально-правовой защиты прав и свобод граждан. Однако сам по себе этот фактор без юридической поддержки не может обеспечить использование указанных прав. Необходимы юридические гарантии, то есть законодательно закрепленные средства и меры обеспечения реализации субъективных прав и свобод.

Юридические гарантии можно разделить на две группы:

1.                 Гарантии использования гражданами своих прав и свобод.

2.                 Гарантии защиты (охраны) прав и свобод.

Первая группа гарантий включает в себя все политико-правовые принципы государства, то есть верховенство закона, разделение властей, приоритет личности, а также системы правовых норм, закрепляющих права и свободы граждан.

В этих нормах конкретизируется и уточняется содержание тех или иных прав, определяются субъекты, то есть круг лиц, обладателей этих прав, порядок, пути, способы и пределы их использования, органы и должностные лица, которые обязаны содействовать реализации прав и свобод, их полномочия.

Вторая группа предполагает защиту (охрану) прав и свобод в случаях их незаконных нарушений или угрозы нарушения. Юридической базой для этого вида гарантий служит провозглашенное Конституцией Российской Федерации право граждан на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, вплоть до самозащиты.

При любых посягательствах граждане могут требовать вмешательства компетентных структур или их представителей для защиты их чести, достоинства, жизни, здоровья и имущества. Такими структурами являются, прежде всего, органы исполнительной власти. Они должны создавать организационные и материальные условия для осуществления гражданами своих прав и свобод.

2.1. Порядок обжалования действий должностных лиц, нарушающих права и свободы личности

Укрепление правопорядка, защита человека от преступных посягательств - наиболее болезненная проблема современного российского общества. Она усугубляется обострением кризисных явлений в экономике и духовно нравственной сфере, дефицитом общественной и личной безопасности граждан, снижением авторитета власти. Важно иметь в виду, что авторитет государственной власти тем выше, чем полнее она учитывает интересы народа, а меры государственного принуждения соответствуют интересам населения, удовлетворению его социальных благ.

Инструментом государственной власти являются исполнительные органы, которые обязаны не только охранять права и свободы граждан и бороться с их нарушителями, но и восстанавливать нарушенные права. Для этого они обладают соответствующими полномочиями и средствами.

Выступая в отношениях с государством в качестве правомочной стороны, гражданин обязан выполнять или соблюдать правила, предусмотренные правовыми нормами. В то же время он вправе требовать от исполнительной власти обеспечения реализации своих прав и защиты от любых посягательств. Поэтому обращениям граждан к исполнительной власти по их своевременному и объективному разрешению придается особое значение.

Об этом свидетельствует и тот факт, что Указом Президента РФ от 7 марта 1996 года было образовано Главное управление его администрации по вопросам конституционных прав граждан, целью которого является рассмотрение заявлений и жалоб граждан, восстановление их нарушенных прав.

Следует иметь в виду, что обязанности органов исполнительной власти по реализации прав и свобод граждан находят закрепление не только в законодательных актах, но и в нормативных документах управления органов исполнительной власти.

Доминирующая роль юридических гарантий в охране прав и свобод личности принадлежит институту обжалования. Суть последнего заключается в том, что инициатива в защите прав принадлежит самим гражданам. Они могут обращаться с жалобами и заявлениями на действия должностных лиц. Для этого государством создана специальная система рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений, в которую включены:

1.     Административный порядок обжалования.

2.     Судебный контроль.

3.  Прокурорский надзор.

Такая система гарантий вытекает из факта разделения властей, что позволяет обеспечить социальные условия жизни, при которых каждый человек может рассчитывать на предсказуемость, последовательность и справедливость принимаемых государственных решений.

Административный порядок обжалования в основном относится к сфере исполнительной власти. Ее деятельность по рассмотрению и разрешению жалоб граждан следует считать как функцию государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по созданию оптимальных условий для неуклонной реализации правовых предписаний, направленных на осуществление прав и свобод человека. Задача административного порядка заключается в наиболее полной защите прав и свобод граждан. Но даже в тех случаях, когда вышестоящий орган, куда подана жалоба, не удовлетворил гражданина, он вправе обратиться в суд.

Среди всех видов контроля наиболее универсальным и действенным является судебный контроль. Он осуществляется по нескольким направлениям.

Во-первых, в процессе разбирательства уголовных и гражданских дел, когда проверке подвергается законность действий государственных органов и должностных лиц, в том числе органов внутренних дел.

Во-вторых, в процессе разрешения народным судьей единолично некоторых категорий дел об административных нарушениях - путем проверки законности и обоснованности привлечения лица к административной ответственности и применения к нему мер административного принуждения.

Однако самым эффективным способом восстановления нарушенных прав человека является рассмотрение судами жалоб на действия исполнительных органов и должностных лиц, превышающих свои полномочия, ущемляющих или нарушающих права граждан. Наличие двух других ветвей власти нисколько не влияет на справедливость и обоснованность судебного решения. Тем более что такая независимость регламентируется ч.2 ст. 46 Конституции РФ, которая устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления могут быть обжалованы в суде.

Информация о работе Конституционное право человека и гражданина на судебную защиту: понятие, проблемы реализации