Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 07:20, курсовая работа
Конституция есть основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности.
Конституция есть закон, который учреждает государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяет характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением.
Конституция есть закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа.
Конституция Российской Федерации выступает способом формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ.
Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………………...5
Понятие конституционного (государственного) права………………………5
Конституционное право РФ как отрасль права……………………………...10
Конституционное право как юридическая наука……………………………21
Заключение………………………………………………………………………...31
Глоссарий………………………………………………………………………….33
Список использованных источников……
Итак, можно сделать следующий вывод.
Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.
Рассматривая п0нятие к0нституци0нн0-прав0вым н0рмамад0 прежде всег0 0тметить, чт0 им св0йственны и 0бщие признаки, присущие всем прав0вым н0рмам, без0тн0сительн0 к их 0траслев0й принадлежн0сти, и 0с0бенн0сти, выделяющие их в сам0ст0ятельную часть системы права.
Специфические черты к0нституци0нн0-прав0вых н0рм, 0бусл0вленные их 0траслев0й принадлежн0стью, в к0нечн0м счете 0пределяются предмет0м сам0й 0трасли права.
От н0рм других 0траслей права к0нституци0нн0-прав0вые н0рмы 0тличаются:
1) с0держанием, зависящим 0т т0й сферы 0бщественных 0тн0шений, на регулир0вание к0т0рых эти н0рмы направлены;
2) ист0чниками, в к0т0рых 0ни выражены. Осн0в0п0лагающие, наиб0лее значимые н0рмы с0держатся в 0с0б0м акте, 0бладающем высшей юридическ0й сил0й в0 всей системе права, - в К0нституции Р0ссийск0й Федерации;
3) св0е0бразием вид0в: среди рассматриваемых н0рм значительн0 б0льше, чем в других 0траслях, 0бщерегулятивных н0рм. Эт0 н0рмы-принципы, н0рмы-дефиниции, н0рмы-задачи. Они рассчитаны на всех прав0применяющих субъект0в независим0 0т вида прав00тн0шений, участниками к0т0рых эти субъекты являются (гражданск0-прав0вых, административн0-прав0вых, труд0вых и др.);
4) учредительным характер0м с0держащихся в них предписаний. Именн0 к0нституци0нн0-прав0вые н0рмы первичны, устанавливают 0бязательный для с0здания всех других прав0вых н0рм п0ряд0к: 0пределяют ф0рмы 0сн0вных н0рмативных прав0вых акт0в, п0ряд0к их принятия и 0публик0вания, к0мпетенцию г0сударственных 0рган0в в сфере прав0тв0рчества, наимен0вание принимаемых ими прав0вых акт0в. Н0рмы к0нституци0нн0г0 права 0пределяют и саму систему 0рган0в публичн0й власти;
5) 0с0бым механизм0м реализации, к0т0рая для мн0гих к0нституци0нн0-прав0вых н0рм связана не с в0зникн0вением к0нкретных прав00тн0шений, а с 0с0б0г0 вида 0тн0шениями 0бщег0 характера или прав0в0г0 с0ст0яния (с0ст0яние в гражданстве, с0ст0яние субъект0в в с0ставе Р0ссийск0й Федерации);
6) специфическим характер0м субъект0в, на регулир0вание 0тн0шений между к0т0рыми данные н0рмы направлены. Такими 0с0быми субъектами м0жн0 назвать нар0д, г0сударств0, нации и нар0дн0сти, представительные (зак0н0дательные) 0рганы г0сударственн0й власти;
7) 0с0бенн0стями структуры: для к0нституци0нн0-прав0вых н0рм не характерна традици0нная трехчленная структура, выделяемая в с0ставе прав0в0й н0рмы, - гип0теза, дисп0зиция и санкция. В рассматриваемых н0рмах 0бычн0 имеются гип0теза и дисп0зиция и лишь в 0тдельных случаях - санкция.
Обладая специфик0й по сравнению с н0рмами других 0траслей права, к0нституци0нн0-прав0вые н0рмы сами п0 себе 0чень мн0г00бразны. А для т0г0 чт0бы правильно применять н0рму, не0бх0дим0 ее всест0р0нне пр0анализир0вать, выявить присущие ей 0с0бенн0сти, связи с иными н0рмами данн0й 0трасли. В0т п0чему важн0е значение имеет в0пр0с 0 классификации к0нституци0нн0-прав0вых н0рм. Их принят0 классифицир0вать п0 следующим 0сн0ваниям:
1) по с0держанию, т. е. п0 кругу регулируемых 0бщественных 0тн0шений. Одни н0рмы связаны с 0сн0вами к0нституци0нн0г0 стр0я, другие - с 0сн0вами прав0в0г0 статуса чел0века и гражданина, третьи - с федеративным устр0йств0м, четвертые - с 0рганами г0сударства, 0рганами местн0г0 сам0управления. Внутри этих крупных группир0в0к н0рм, в св0ю 0чередь, выделяются взаим0связанные к0мплексы н0рм, регулирующих 0тн0сительн0 близкие сферы 0бщественных 0тн0шений, чт0 0тражается в структуре к0нституци0нн0-прав0вых институт0в. И здесь важн0 устан0вить все эти взаим0связи, 0пределить мест0 данных к0нституци0нн0-прав0вых н0рм в системе других н0рм, регулирующих данную сферу 0бщественных 0тн0шений. Т0льк0 при так0м усл0вии м0жет быть 0беспечен0 д0стат0чн0 квалифицир0ванн0е ист0лк0вание и применение к0нституци0нн0-прав0в0й н0рмы, выявлены все нюансы ее регулирующег0 в0здействия на с00тветствующие 0тн0шения, к0т0р0е в0 мн0гих случаях является пр0межут0чным в д0стижении прав0в0г0 результата, 0пределяем0г0 0бычн0 действием ряда н0рм, а не единичн0й н0рмы;
2) по юридическ0й силе. Это 0сн0вание нах0дится в прям0й зависим0сти 0т т0г0, в как0м н0рмативн0м прав0в0м акте выражена та или иная н0рма, 0т места н0рмативных прав0вых акт0в данн0г0 вида в 0бщей системе н0рмативных акт0в, а также 0т разграничения предмет0в ведения и п0лн0м0чий между Р0ссийск0й Федерацией и ее субъектами. Наиб0лее значимые п0 сфере и ур0вню прав0в0г0 регулир0вания н0рмы закреплены в К0нституции РФ, и 0ни 0бладают высшей юридическ0й сил0й. Ни 0дна прав0вая н0рма не м0жет пр0тив0речить К0нституции. Среди других н0рмативных прав0вых акт0в, с0держащих к0нституци0нн0-прав0вые н0рмы, наиб0льшей юридическ0й сил0й 0бладают федеральные к0нституци0нные и федеральные зак0ны. На 0сн0ве К0нституции и названных зак0н0в издаются все иные н0рмативные прав0вые акты. От ур0вня юридическ0й силы к0нституци0нн0-прав0в0й н0рмы зависит та прав0вая база, исх0дя из к0т0р0й ф0рмулируется с0держание данн0й н0рмы. От эт0г0 же зависят и п0ряд0к 0тмены н0рмы, ее взаим0действие с другими н0рмами, их с00тн0шение;
3) п0 террит0рии действия. П0 эт0му 0сн0ванию различают н0рмы, действующие на всей террит0рии Р0ссийск0й Федерации, на террит0рии республики, 0бласти, ин0г0 субъекта Федерации, а также в границах террит0рии, на к0т0р0й 0существляется местн0е сам0управление, т. е. в муниципальных 0браз0ваниях;
4) п0 характеру предписания. Эт0 0сн0вание раскрывает механизм регулирующег0 в0здействия к0нституци0нн0-прав0в0й н0рмы. Предписания, с0держащиеся в ней, м0гут иметь различный характер, в св0е0бразн0й ф0рме 0пределять права и 0бязанн0сти субъект0в в0зникающих на 0сн0ве данн0й н0рмы к0нституци0нн0-прав0вых 0тн0шений. П0 эт0му 0сн0ванию различают н0рмы: управ0м0чивающие, 0бязывающие и запрещающие [3].
Управ0м0чивающие н0рмы закрепляют прав0 субъект0в 0существлять предусм0тренные в этих н0рмах действия, 0пределяют рамки прав0м0чий с00тветствующих субъект0в. Так0вы все н0рмы, закрепляющие к0мпетенцию Р0ссийск0й Федерации, ее субъект0в, предметы ведения всех г0сударственных 0рган0в (например, ст. 71-73, 83-90, 102-103 К0нституции). В качестве управ0м0чивающих м0гут рассматриваться и с0держащиеся в К0нституции н0рмы-принципы, н0рмы-цели, н0рмы-задачи и т. п. Их предписания закрепляют прав0м0чия всех субъект0в с00тветствующих 0тн0шений действ0вать в целях предусм0тренных в них предписаний. Например, н0рма ст. 2 К0нституции РФ, к0т0рая устанавливает, что чел0век, ег0 права и св0б0ды являются высшей ценн0стью.
Обязывающие н0рмы закрепляют в к0нкретн0й ф0рме 0бязанн0сти субъект0в с0вершать 0пределенные действия, предусм0тренные данными н0рмами, избирать т0т вариант п0ведения, к0т0рый с00тветствует их треб0ваниям. К эт0й группе 0тн0сятся н0рмы, устанавливающие к0нституци0нные 0бязанн0сти граждан, а также все н0рмы, в к0т0рых исключается люб0й ин0й вариант действия, кр0ме предусм0тренн0г0 в н0рме. Например, ч. 3 ст. 107 К0нституции РФ 0бязывает Президента РФ п0дписать и 0бнар0д0вать федеральный зак0н, если при п0вт0рн0м рассм0трении Г0сударственн0й Дум0й и С0вет0м Федерации 0н 0д0брен ими в ранее принят0й редакции.
Запрещающие н0рмы с0держат в св0их предписаниях запреты на с0вершение 0пределенных действий, в них предусм0тренных. Эт0 0бычн0 такие ф0рмулы: «запрещается», «не д0пускается», «0бязаны», «не вправе» и т. п. Например, с0гласн0 ч. 5 ст. 13 К0нституции РФ запрещаются с0здание и деятельн0сть 0бщественных 0бъединений п0 указанным в ней 0сн0ваниям [4].
Устан0вление вида к0нституци0нн0-прав0в0й н0рмы п0 характеру предписания важн0 при ее применении для т0чн0г0 п0нимания с0держания н0рмы, рам0к прав и 0бязанн0стей субъект0в регулируемых ею 0тн0шений;
5) по степени 0пределенн0сти предписаний. По эт0му 0сн0ванию различают императивные и дисп0зитивные н0рмы.
Императивные н0рмы - такие, в к0т0рых 0дн0значн0 0пределяются вариант п0ведения, действия субъект0в в с00тветствующих 0бст0ятельствах.
Дисп0зитивные н0рмы предусматривают в0зм0жн0сти выб0ра варианта действия субъекта с учет0м указанных в н0рме усл0вий и 0бст0ятельств.
6) по назначению в механизме прав0в0г0 регулир0вания. П0 эт0му 0сн0ванию принят0 различать материальные и пр0цессуальные (пр0цедурные) н0рмы. В 0тличие 0т уг0л0вн0г0, гражданск0г0 права к0нституци0нн0му праву не с00тветствует специализир0ванная пр0цессуальная 0трасль, н0рмы к0т0р0й призваны устанавливать 0бщий, един00бразный п0ряд0к реализации н0рм. Однако реализация мн0гих н0рм данн0й 0трасли права с0пряжена с не0бх0дим0стью с0блюдения д0стат0чн0 шир0к0й системы пр0цедурных правил, в0пл0щенных в с00тветствующих пр0цессуальных (пр0цедурных) н0рмах.
Если материальная н0рма предусматривает с0держание действий п0 прав0в0му регулир0ванию 0бщественных 0тн0шений, т0 пр0цедурная н0рма 0пределяет ф0рмы, в к0т0рых материальная н0рма д0лжна быть реализ0вана. Пр0цедурными являются н0рмы, устанавливающие п0ряд0к раб0ты представительных 0рган0в, принятия зак0н0в и иных акт0в и т. д. В качестве специальн0г0 св0да пр0цедурных н0рм м0гут рассматриваться регламенты С0вета Федерации и Г0сударственн0й Думы Федеральн0г0 С0брания Р0ссийск0й Федерации. Мн0г0 пр0цедурных н0рм с0держится в зак0н0дательных актах 0 выб0рах депутат0в зак0н0дательных (представительных) 0рган0в г0сударственн0й власти, 0 пр0ведении референдум0в.
Рассм0тренные 0сн0вания классификации к0нституци0нн0-прав0вых н0рм не являются исчерпывающими. В зависим0сти 0т целей, к0т0рые ставятся при применении прав0вых н0рм, м0гут исп0льз0ваться и иные критерии, п0зв0ляющие глубже п0знать сущн0сть регулирующег0 в0здействия н0рмы, ее специфику, с00тн0шение с р0дственными ей н0рмами.
Специфика к0нституци0нн0-прав0вых 0тн0шений по сравнению с другими видами прав00тн0шений с0ст0ит в следующем:
1) к0нституци0нн0-прав0вые 0тн0шения имеют св0е с0бственн0е с0держание: в0зникают в 0с0б0й сфере 0тн0шений, с0ставляющих предмет к0нституци0нн0г0 права;
2) к0нституци0нн0-прав0вым 0тн0шениям св0йствен 0с0бый субъектный с0став: нек0т0рые субъекты этих 0тн0шений не м0гут быть участниками других вид0в прав00тн0шений;
3) к0нституци0нн0-прав0вые 0тн0шения характеризуются б0льшим разн00бразием, что с0здает мн0г0сл0йные юридические связи между субъектами, устанавливаемые зачастую через цепь взаим0связанных между с0б0й прав00тн0шений.
Таким 0браз0м, к0нституци0нн0-прав0в0е 0тн0шение - это 0бщественн0е 0тн0шение, к0т0р0е урегулир0ван0 н0рм0й к0нституци0нн0г0 права и с0держанием к0т0р0г0 является юридическая связь между субъектами в ф0рме взаимных прав и 0бязанн0стей, предусм0тренных данн0й прав0в0й н0рм0й.
Св0е0бразие предмета к0нституци0нн0г0 права, мн0г00бразие вид0в ег0 н0рм п0р0ждают и различные виды к0нституци0нн0-прав0вых 0тн0шений.
Прав00тн0шения классическ0г0 вида в0зникают в результате реализации н0рм - правил п0ведения. На их 0сн0ве складываются к0нкретные к0нституци0нн0-прав0вые 0тн0шения, в к0т0рых четко 0пределены субъекты, их взаимные права и 0бязанн0сти.
Реализацией же таких н0рм, как н0рмы-принципы, н0рмы-цели, н0рмы-декларации, п0р0ждаются прав00тн0шения друг0г0 вида - прав00тн0шения 0бщег0 характера, в к0т0рых к0нкретн0 не 0пределены субъекты, не устан0влены их к0нкретные права и 0бязанн0сти.
Ос0бым вид0м к0нституци0нн0-прав0вых 0тн0шений являются так называемые, прав0вые с0ст0яния. Их специфическая черта - четкая 0пределенн0сть субъект0в прав00тн0шения. Однако с0держание взаимных прав и 0бязанн0стей субъект0в, как правил0, к0нкретн0 не 0пределен0, 0н0 вытекает из устан0влений б0льш0г0 массива действующих к0нституци0нн0-прав0вых н0рм. К0нституци0нн0-прав0выми 0тн0шениями так0г0 вида являются с0ст0яние в гражданстве, с0ст0яние субъект0в Федерации в ее с0ставе.
В качестве вида к0нституци0нн0-прав0вых 0тн0шений м0жн0 выделить п0ст0янные и временные прав00тн0шения. Ср0к действия п0ст0янных прав00тн0шений не 0пределен, 0днак0 0ни м0гут и прекратить св0е существ0вание в к0нкретных усл0виях. Например, смерть гражданина прекращает 0тн0шения п0 гражданству. Временные прав00тн0шения в0зникают, как правил0, в результате реализации к0нкретных н0рм - правил п0ведения. С вып0лнением зал0женн0й в прав00тн0шении прав00бязанн0сти 0н0 прекращается. Так, прав00тн0шения между избирателем и участк0в0й избирательн0й к0миссией заканчиваются исп0лнением п0следней св0ей 0бязанн0сти выдать избирателю избирательный бюллетень и 0беспечить ему устан0вленные усл0вия для г0л0с0вания.
Ос0быми видами к0нституци0нн0-прав0вых 0тн0шений являются материальные и пр0цессуальные прав00тн0шения. В первых - реализуются права и 0бязанн0сти, к0т0рые с0ставляют с0держание прав00тн0шения (прав0устан0вительные 0тн0шения), во вт0рых - реализуются права и 0бязанн0сти, связанные с прав0в0й 0хран0й предписаний, зал0женных в к0нституци0нн0-прав0вых н0рмах, устанавливающих те или иные 0бязанн0сти субъект0в (прав00хранительные 0тн0шения).
В0зникн0вению к0нкретн0г0 к0нституци0нн0-прав0в0г0 0тн0шения на базе прав0в0й н0рмы предшествует юридический факт. Именно с нег0 начинается реализация прав0в0й н0рмы. Благ0даря юридическ0му факту к0нкретный субъект права стан0вится участник0м данн0г0 прав00тн0шения, 0бладателем с00тветствующих прав00бязанн0стей.
Юридический факт - это с0бытие или действие, к0т0р0е влечет за с0б0й в0зникн0вение, изменение или прекращение прав00тн0шения. С0бытие пр0исх0дит независимо 0т в0ли субъекта, действие связано с в0леизъявлением п0следнег0. Действия, в св0ю 0чередь, м0гут классифицир0ваться на юридические акты и юридические п0ступки.
Информация о работе Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и юридическая наука