Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 16:13, реферат
Самая актуальная на сегодня задача заключается в защите закрепленных в Конституции РФ устоев демократически-правовой государственности, рыночной экономики, гражданского общества от любых попыток их демонтажа. Именно для этого необходима система процедур, механизмов, основанных на единой теории конституционной ответственности. Конституционная ответственность - самая острая тема правовой науки. Без налаженной системы ответственности право становится бессильным и ненадежным, не оправдывающим возлагаемых на него социальных ожиданий. Правовые нормы, а равно проистекающие из них права и обязанности членов общества превращаются в благие пожелания, если власть не способна организовать восстановление нарушенных прав, принуждение к исполнению обязанностей, наказание нарушителей правовых запретов. С другой стороны, государственное принуждение, с помощью которого охраняются право и правопорядок, более всего затрагивает личность, ее интересы, права и свободы. Если оно применяется для защиты несправедливого права, вне права или вопреки праву, проблема социального взаимодействия права и государственного принуждения становится особенно острой.
Вступительная часть
1. Понятие, признаки и функции конституционно-правовой ответственности.
2. Основания конституционной ответственности. Состав конституционного правонарушения.
3. Субъекты конституционно-правовой ответственности.
4. Конституционно-правовые санкции: понятие и виды.
Заключительная часть
-Федеральное Собрание, Верховный
Суд РФ, Высший Арбитражный Суд
РФ, Конституционный Суд РФ, Правительство
РФ, органы местного
Как известно, многие конституционные
правонарушения являются результатом
коллегиальных решений, что затрудняет
установление вины конкретных лиц. Поэтому,
полагает Морозова Л.А., «для коллегиальных
субъектов следует
Индивидуальными субъектами
конституционной
-депутаты
-должностные лица
-граждане РФ
-Президент РФ
В настоящей лекции невозможно
рассмотреть все проблемы конституционной
ответственности, дать исчерпывающую
характеристику всем субъектам конституционной
ответственности. В силу особой актуальности
проблемы создания реальной Федерации
остановимся также на рассмотрении
конституционной
В федеральном государстве
самостоятельным субъектом
При злоупотреблении своими правами или невыполнении (ненадлежащем исполнении) своих конституционных обязанностей должна наступать конституционная ответственность для субъекта РФ. Мерами воздействия может быть ограничение прав, если налицо их злоупотребления, или наступают иные санкции (приостановление актов органов исполнительной власти субъектов РФ, признание неконституционным акт субъекта Федерации и т.д.) в случае невыполнения (ненадлежащего исполнения) конституционных обязанностей.
Классификация правообязанностей субъектов Федерации может быть осуществлена по разным основаниям. В рамках настоящей лекции важно разделить их на абсолютные и относительные права. Реализация абсолютных прав не связана со вступлением субъекта РФ в конкретные правоотношения, поэтому они не так важны для раскрытия ответственности субъекта РФ.
Относительные правообязанности субъекта РФ называются так потому, что существует вторая сторона правоотношений - федеральные органы государственной власти, которые наделены субъективными юридическими правообязанностями.
Абсолютными правообязанностями следует признать следующие:
-право иметь систему
НПА, включающую основной
-право иметь сухопутную
территорию (включая острова), границы
которой определяют
-право иметь установленное в Конституции РФ официальное наименование и т.д.
Очевидна непричастность названных правообязанностей к проблеме конституционной ответственности. Относительные же правообязанности важны для нас, так как их злоупотребление является основанием наступления конституционной ответственности. К этой группе правообязанностей относятся:
-правообязанность принимать законы, иные НПА по предметам совместного ведения РФ и субъекта РФ в соответствии с установленной в Конституции РФ процедурой.
-правообязанность вносить в Парламент предложения о пересмотре, поправках и изменении Конституции РФ.
-правообязанность выражать согласие на изменение своего конституционно-правового статуса как субъекта федеративных правоотношений.
-право обращаться в Конституционный Суд РФ.
-правообязанность выражать согласие Генеральному прокурору РФ на назначение прокурора субъекта РФ.
Злоупотребление данными правами субъектов Российской Федерации - основание для ограничения этих прав, включая предупреждение об ограничении.
Конституция РФ запрещает субъекту РФ:
присваивать власть в РФ.
принимать законы, иные НПА, противоречащие Конституции РФ.
применять НПА, затрагивающие права и свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
устанавливать цензуру.
устанавливать в качестве государственной или обязательной любую религию.
Конституция РФ обязывает субъекта РФ (позитивное обязывание):
-прямо применять Конституцию
РФ, которая имеет высшую
-соблюдать Конституцию РФ и законы (ч.2 ст15).
-признавать, соблюдать и
защищать права и свободы
Невыполнение этих обязанностей является основанием для привлечения субъекта Федерации к конституционной ответственности.
Анализ нормативных актов
субъектов Федерации также
Таким образом, необходимо совершенствовать
как уже действующие институты
реализации конституционной
Деятельность Конституционного
Суда РФ способствует реализации конституционной
ответственности, так как постепенно
конституционные основы российского
федерализма наполняются
Считаю, что назрела необходимость
разработки и принятия законодательного
акта, предусматривающего ответственность
конституционных органов
Заканчивая освещение данного вопроса, говоря кратко, необходимо заметить, что основанием конституционной ответственности выше рассмотренных субъектов, главным образом является невыполнение ими своих обязанностей, а также злоупотребление своими полномочиями.
4. Конституционно-правовые санкции: понятие и виды.
Прежде чем приступить
к рассмотрению данного вопроса,
целесообразно дать определение
конституционной санкции (меры, формы)
- это возможность наступления
неблагоприятных последствий
В юридической литературе
к признакам санкций подходят
по-разному. Во-первых, некоторые юристы
противопоставляют санкции
Любая классификация, в том
числе и классификация
Классификация - способ обнаружения
существенных качеств подразделений
системы, от которых зависят другие,
производные от них признаки каждого
из элементов подразделений. Из множества
оснований классификации
Аналогичная ситуация складывается
и при классификации санкций
в зависимости от органа, правомочного
применять конституционные
Необходима эффективная
система защиты Конституции РФ, ее
предписаний, закрепляющих высшие социальные
ценности. Вопрос ставится о собственных,
конституционных санкциях. Выполнение
конституционных обязанностей и
соблюдение конституционных прав должны
быть защищены специфическими санкциями.
Конституционные санкции
Прежде всего, необходимо
определиться по поводу «принуждения».
Будет ли в наличии принуждение,
если санкция исполняется
Возможно, что в условиях советской правовой системы целесообразно было вести речь о государственном принуждении. В современных же условиях более корректно говорить о принуждении не государства, а закона, права. Именно право обязует субъект правоотношений уйти в отставку добровольно. Так, В.О. Лучин определяет конституционные санкции через "установленные основным законом меры государственного принуждения»115 Лучин В.О. Теоретические проблемы реализации конституционных норм. С.68.5 С этим можно согласиться только в том случае, если говорить о принуждении не государства, а принуждении закона, где содержится негативная оценка государства и общества. В определении санкции следует упоминать или законодательное (правовое) принуждение, или речь должна идти о негативной оценке государства и общества.
Далее следует определиться
с проблемой с проблемой
В литературе вопрос о признании конкретных санкций мерами конституционной ответственности решается неоднозначно.
Так, ряд авторов (М.А. Краснов, Д.Т. Шон) не относят отмену незаконных актов к конституционным санкциям, так как нет ограничений или ущемлений материального или юридического характера для тех, кто их издал.116 См.: Шон Д.Т. Конституционная ответственность.6 Следует поддерживать позицию их противников (И.С. Самощенко, Т.Д. Зражевская, В.О. Лучин и др.), которые признают отмену незаконных актов одной из мер конституционной ответственности. В данном случае налицо негативная государственно-правовая оценка деятельности тех, кто издал незаконный акт, неблагоприятные последствия для них. Именно эти два признака (негативная оценка деяния: законодательное принуждение и неблагоприятные последствия для субъекта) должны стать основными критериями для отнесения той или меры к санкциям юридической, и в том числе - к конституционной ответственности. Конституционные санкции должны быть закреплены в Конституции РФ или в иных источниках конституционного права. Вместе с тем сам факт содержания конкретной меры ответственности в Основном законе не превращает ее автоматически в конституционную санкцию. Например, п.2. ст. 20 Конституции РФ предусматривает то, что "«смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Очевидно, что смертная казнь является санкцией исключительно уголовной ответственности, поэтому при ответе на вопрос о присутствии или отсутствии конституционной санкции речь должна идти о совокупности признаков, одновременное наличие которых позволяет признать или отвергнуть их существование (субъекты, основания, источники конституционной ответственности).
Особенностью конституционных санкций является то, что практически все они за редким исключением (возмещение материального ущерба иногда может быть санкцией конституционной, а не гражданско-правовой ответственности) не могут быть использованы в качестве санкций иных видов юридической ответственности. Имеется в виду признание выборов отдельных депутатов недействительными, отказ в регистрации кандидата в депутаты и др.