Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 14:28, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие содержания конституционно-правового статуса государственного языка Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели настоящего исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, содержание, правовой статус государственного языка РФ;
- определить его существенные характеристики и признаки;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Государственный язык – конституционно-правовой
институт и обязательный атрибут российской государственности 5
1.1. Понятие, признаки и статус государственного языка РФ 5
1.2. Правовое регулирование государственного языка РФ 11
ГЛАВА 2. Конституционно-правовое и иное законодательное
закрепление государственного языка РФ 15
2.1. Конституционные нормы о государственном языке РФ
и их практическая реализация 15
2.2. Обязательное использование государственного языка РФ
и меры его защиты 18
2.3.Совершенствование законодательства о государственном
языке РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Государственный язык – конституционно-правовой
институт и обязательный атрибут российской государственности 5
1.1. Понятие, признаки и статус
государственного языка РФ
1.2. Правовое регулирование
ГЛАВА 2. Конституционно-правовое и иное законодательное
закрепление государственного языка
РФ
2.1. Конституционные нормы о
и их практическая реализация
2.2. Обязательное использование государственного языка РФ
и меры его защиты
2.3.Совершенствование законодательства о государственном
языке РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в обществе, и именно общество диктует нам обычаи, нравы и правила поведения. Установлены еще законы, но это уже другой институт – институт власти и правомерного поведения в обществе.
Преобразования в конце 90-х годов ХХ века в нашем государстве явились предпосылкой и, одновременно, стимулом для развития и формирования принципиально нового законодательства и права.
С давних времен Россия всегда принимала под своё крыло разные народы, в результате этого, исторически, сложилось уникальное многонациональное государство, расположенное на огромной территории. Одним из условий такого существования России, являлся и является русский язык в качестве единственного государственного языка.
В 1993 году многонациональный народ России на всенародном референдуме проголосовал за Конституцию РФ1, которой был определен и закреплен в качестве государственного языка – русский язык.
В дальнейшем в результате законотворческой деятельности Российский Парламент примет Закон о государственном языке РФ2, Закон о языках народов РФ3, тем самым будут конкретизированы и реализованы конституционные положения о государственном языке РФ, и дополнительно обозначен его правовой статус.
Проблема и тема конституционно-правового статуса государственного языка Российской Федерации всегда остается дискуссионной и востребованной.
Актуальность темы курсовой работы. Институт государственного языка Российской Федерации многогранен и не изучен до конца. Сегодня не в полной мере сформулирован правовой статус государственного языка Российской Федерации, в законодательстве отсутствуют четкие понятия таким юридическим конструкциям, как «государственный язык», «официальный язык», «языки народов России», а действующее российское законодательство о государственном языке РФ требует определенных дополнений.
Предметом исследования курсовой работы – вся совокупность регулирующих указанную юридическую конструкцию (государственный язык РФ) отношения норм права и проблемы их правоприменения.
Целью исследования является раскрытие содержания конституционно-правового статуса государственного языка Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели настоящего исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, содержание, правовой статус государственного языка РФ;
- определить его существенные характеристики и признаки;
- раскрыть функциональные
- обозначить носителей государственного языка РФ и указать, в каких случаях он обязателен к использованию на территории России и в международных отношениях с участием РФ.
Теоретической основой настоящей курсовой работы являются труды таких ученых-правоведов, как-то: А.П.Воробъев, Г.Ермошин, Е.И. Козлова, О.Е.Кутафин, А.А. Потебня, А.А. Тихомиров, А.С. Риголкин, Е.В.Тренин, П.Г.Щекочихин и многих других.
Нормативную базу курсовой работы составили: Конституция Российской Федерации, кодексы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных министерств и ведомств.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Государственный язык – конституционно-правовой институт и обязательный атрибут российской государственности
1.1. Понятие, признаки и статус государственного языка РФ
Государственная власть, стремясь достичь эффективного управления, просто обязана достичь взаимопонимания с подчинёнными субъектами. Такое взаимопонимание достигается с помощью единого языка общения между государственной властью в лице органов власти и должностных лиц и подчинёнными, то есть гражданами государства.
И таким языком общения является государственный язык.
Становление и формирование языка, его выделение в качестве государственного среди других языков достаточно долгий процесс. Он развивается вместе с прогрессивным развитием общества.
Очень часто мы слышим, что язык есть важнейшее средство человеческого общения. Поэтому язык – категория психико-социальная, которая может существовать лишь в обществе людей, следовательно, носителями языка могут быть только физические лица и в целом нация.
Кроме того, язык, в силу присущих ему свойств, является элементом, интегрирующим нацию, объединяющий её, отделяющий от других.
Но для того чтобы язык, как средство общения, стал государственным языком, он должен быть развитым с точки зрения наполненности, научной грамотности, убеждения и влияния на общественные процессы, а также должен быть устойчивым относительно внешних явлений и заимствований.
Учитывая эти и другие обстоятельства, язык может признаваться
государственным, но этого не всегда достаточно.
Поэтому необходимо обозначить индивидуальные признаки государственного
языка: 1) это национальный язык (или один из национальных),
который употребляется на данной территории.
Но государственным языком может быть
не только язык титульной нации, но и любой
другой, функционирующий в стране и реально
соответствующий признакам государственного
языка; 2) устойчивость и стабильность, поэтому-то
продолжительность жизни языка длиннее
продолжительности жизни государства
и даже цивилизации; 3) самобытность и уникальность, в
силу которых язык редко подвержен изменениям
и внешним воздействиям, чем например,
мода, искусство, культура. Язык не может
быть заменён в одночасье произвольно
другим языком; 4) это язык официального общения
в государстве, официального делопроизводства
и судопроизводства государства; 5) устанавливается посредством специальной
законодательной процедуры высшими государственными
органами власти или путём референдума
граждан суверенного государства, поэтому
административно-
Рассмотрев признаки государственного языка можно определить его функциональные задачи, которые выражаются в следующем: а) обеспечение делопроизводства внутри государства; б) обеспечение взаимодействия государственных органов власти и управления; в) обеспечение официального общения внутри государства; г) обеспечение нормотворческой деятельности на территории государства; д) обеспечение эффективности управления на территории государства; е) повышение легитимности власти.
Исходя из признаков и функциональных задач государственного языка можно сформулировать его опредление.
Государственный язык – это установленный высшими государственными органами власти государства или путём референдума граждан страны, обусловленный историческими условиями, относительно развитый национальный язык, употребляемый на всей территории данного государства, использующийся для официального общения, делопроизводства, судопроизводства внутри государства, выполняющий функции общегосударственного значения, находящийся под защитой государства и обладающий особым статусом по сравнению с другими языками, используемыми на территории данного государства.
Помимо категории «государственный язык» существует понятие «официальный язык».5 Для того чтобы попытаться определить соотношение двух названных языковых категорий, необходимо рассмотреть сущность языковых правоотношений.
Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» определяет основные сферы существования языковых отношений – это, во-первых, использование языков народов Российской Федерации в работе федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, во-вторых, использование языков народов Российской Федерации в деятельности государственных органов, организаций, предприятий и учреждений, в-третьих, язык наименований географических объектов, надписей, дорожных и иных указателей, в-четвертых, использование языков в отношениях Российской Федерации с зарубежными странами, международными организациями, субъектами Российской Федерации.
Именно так языковые правоотношения складываются в сферах делопроизводства, судопроизводства, законотворчества, в работе органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, в деятельности научных и образовательных учреждений, в вооружённых силах, в средствах массовых информаций, заведений культуры и быта, в производственной сфере.6
При всем многообразии сфер использования языка можно выделить классификацию сфер языковых отношений: 1) сферы языкового общения, где установлено обязательное использование государственного языка Российской Федерации (официальная переписка и иные формы официальных взаимоотношений между государственными органами, организациями, предприятиями, учреждениями субъектов Российской Федерации, с адресатами в Российской Федерации ведутся на государственном языке Российской Федерации (ст. 17 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации»); 2) сферы языкового общения, где установлено обязательное использование одновременно государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик в составе Российской Федерации (официальное делопроизводство в государственных органах республик в составе Российской Федерации); 3) опубликование законов и других нормативных правовых актов республик в составе Российской Федерации (ст. ст. 13, 16 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации»); 4) сферы языкового общения, где устанавливается возможность использования наряду с государственным языком Российской Федерации и государственными языками республик в составе Российской Федерации иных языков (например, согласно ч. 3 ст. 10 ФКЗ от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»7 предусматривается, что участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика); 5) язык в коммерческой деятельности и т.д.
Таким образом, учитывая приведенную классификацию и особую привилегированность государственного языка, последний всегда будет отличается от официального, именно по признаку служебной привилегированности, которая всегда будет поддерживаться государством и его органами. Поэтому, резюмируя, государственный язык— это всегда язык официальный, но официальный язык не всегда является государственным.
Конструкция «государственный язык» подчеркивает его приоритет над другими языками в стране в служебном аспекте, но в то же время сохраняет статус официального языка. Поэтому отождествлять данные понятие «государственный язык» и понятие «официальный язык» нельзя, так как таким отождествлением может быть проигнорирована сама природа федеративного вида формы государственного устройства и многонациональных государств тоже.
Русский язык— это родной язык большинства населения и бывшего СССР, и нынешних России и стран СНГ. А с научной точки зрения, русский язык имеет относительную внутреннюю однородность, что выражено в том, что и разговорный, и литературный язык близки, что упрощает освоение и понимание устной и письменной речи.
Носители государственного языка
Субъект, который наделён возможностью общаться на том или ином языке, вступая тем самым в те или иные языковые отношения, может по праву называться носителем государственного языка.8
Другими словами, носитель государственного языка— это субъект, хранящий, воспроизводящий государственный язык, реализующий своё право иметь общенациональный язык либо управомоченный законом осуществлять деятельность на государственном языке, строящий свою работу в соответствии с особым правовым статусом государственного языка.
Учитывая сказанное, необходимо заметить, что носитель государственного языка имеет двоякую природу: и фактическую, и юридическую. Фактическая природа означает, что носитель государственного языка хранит и воспроизводит государственный язык, реализует своё естественное право иметь общенациональный язык как средство общения. Юридическая природа показывает, что носитель государственного языка уполномочен законом осуществлять деятельность на государственном языке, строить свою работу в соответствии с особым правовым статусом государственного языка.9 Следовательно, видами носителей государственного языка будут субъекты фактической природы (народность, нация, граждане) и субъекты юридической природы (органы власти и управления, их должностные лица, организации).
Таким образом, подводя итоги рассмотрения настоящего параграфа, можно сделать определенные выводы. Во-первых, государственный язык выступает не только в роли общефедерального официального языка, но и в роли общенационального языка народного самовыражения, языка культуры страны, то есть государственный язык гибок, информативен, адекватен, свободно воспринимает заимствования, коммуникативен, но в то же время он консервативен, жёсток, и не терпит никаких изменений. Во-вторых, государственный язык – это один из основных признаков государства, необходимое и неотъемлемое условие его функционирования, так как любая норма права создаётся посредством языка и существует в нём и только там, где есть государство. Государству всегда необходимо право (закон), а значит, государству необходим и государственный язык, посредством которого оно (право) создаётся.