Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 14:28, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие содержания конституционно-правового статуса государственного языка Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели настоящего исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, содержание, правовой статус государственного языка РФ;
- определить его существенные характеристики и признаки;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Государственный язык – конституционно-правовой
институт и обязательный атрибут российской государственности 5
1.1. Понятие, признаки и статус государственного языка РФ 5
1.2. Правовое регулирование государственного языка РФ 11
ГЛАВА 2. Конституционно-правовое и иное законодательное
закрепление государственного языка РФ 15
2.1. Конституционные нормы о государственном языке РФ
и их практическая реализация 15
2.2. Обязательное использование государственного языка РФ
и меры его защиты 18
2.3.Совершенствование законодательства о государственном
языке РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Помимо перечисленных мер защиты и поддержки государственного языка РФ, Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» закреплены меры защиты не только русского языка, но и иных языков народов России. И в связи с этим указанный Закон определяет социальная защита, экономическая защита, юридическая защита русского языка и иных языков России. Итак, социальная защита языков предусматривает проведение научно обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение всех языков народов России на всей её территории. Далее, экономическая защита языков предопределяет целевое бюджетное и иное финансовое обеспечение государственных и научных программ сохранения и развития языков народов России. И наконец, юридическая защита языков направлена на обеспечение ответственности юридических и физических лиц за нарушение российского законодательства о языках народов России.
Исследуя настоящую тему в данной работе, необходимо также коснуться вопроса о дальнейшем совершенствовании российского законодательства о государственном языке РФ, о чем далее будет рассмотрено в работе.
2.3. Совершенствование
Рассмотрев основные правовые положения государственного языка РФ (русского языка), обозначив его конституционно-правовой статус, законодательное закрепление, и выделив его значение для государства, в том числе для Российской Федерации, его внутренних и внешних общественных взаимосвязей, нельзя не остановиться на вопросе о дальнейшем совершенствовании государственного языка России, обладающего обязательной силой и, безусловно, являющегося государственным атрибутом, наряду с российским гимном и флагом.
Несмотря на уже сформированное и существующее российское законодательство о государственном языке РФ, есть еще ряд нерешенных проблем относительно русского языка как единственного и обязательного государственного языка Российской Федерации.
Обратим внимание на эти неразрешенные вопросы.
Так, в Законе о государственном языке РФ отсутствуют определения к таким основным юридическим конструкциям, как «государственный язык», «официальный язык», «языки народов Российской Федерации».
Кроме того, нет ответа на вопрос, какие языки относить к языкам народов Российской Федерации и при этом, чем необходимо руководствоваться.
При анализе пункта 6 ст.1, ст.6 названного Закона и ст.28 Закона РФ «О языках народов РФ» мы видим, что, во-первых, при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, во-вторых, предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в сфере правового регулирования государственного языка РФ.18
При всей этой регламентации, действующее законодательство РФ такого основания для привлечения лица к юридической ответственности не содержит.
Представляется, что, наверное, необходимо провести работу по изменению формулировок названных выше статей с тем, чтобы данные нормы начали работать или ввести дополнительные правовые нормы, устанавливающие юридическую ответственность за нарушение законодательства о правовом регулировании государственного языка РФ в административное или уголовное законодательство России.
Другой неразрешенной и нерассмотренной на государственном уровне является проблема стилистики изложения текста в нормативном правовом акте. Так, например, ст. 1741 Уголовного кодекса РФ19 и Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»20 содержат слово, которое употребляется в языке арго, а именно: «отмывание», которое чуждо официальному нормативному языку и противоречит стилистике государственного языка РФ.
Однако, несмотря на обозначенные языковые проблемы, относительно государственного языка РФ, в сфере его дальнейшего совершенствования, а точнее расширении его сфер обязательного применения и использования, имеют место некоторые новеллы действующего законодательства РФ.
Так, в 2011 году утверждена Федеральная целевая программа «Русский язык (2011 - 2015 годы)» (Постановление Правительства РФ от 20.06.2011 № 833).21
А в 2012 году, например, в соответствии с Федеральным законом от 12.11.2012 N 185-ФЗ «О внесении изменений в статью 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статью 27.2 Закона Российской Федерации «Об образовании»22, который вступил в силу с 01.12.2012 года, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ и прибывшие после 01.12.2012 года в нашу страну для трудоустройства и проживания, должны будут подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового уровня, установленного законодательством об образовании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше исторически сложно построенное и федеративное государство под названием Российская Федерация и её многонациональный народ на конституционном уровне в 1993 году закрепили русский язык в качестве единого государственного языка.
Конституционно-правовое закрепление русского языка в качестве государственного языка РФ находит свое отражение в Законе о государственном языке РФ, Законе «О языках народов РФ», Законе «Об образовании» и многих других нормативных актах России.
Такое конституционное и законодательное положение государственного языка РФ, в тоже время, никоим образом не умаляет права народов России использовать свой родной язык и в официальных отношениях, и в быту. Примером этому служит реализация принципа равноправия и самоопределения народов России в сфере национально-языковых отношений, когда за республиками, входящими в состав РФ, закрепили право устанавливать свои государственные языки, которые также могут употребляться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик вместе с русским языком.
Подытоживая, обозначим, что конституционно-правовое содержание государственного языка России сегодня сводится к следующему: 1) он установлен Основным законом страны; 2) он является механизмом реализации прав и свобод граждан России; 3) он является интегрирующим процессом объединения всех народов, населяющих Россию, в одну нацию – российскую нацию; 4) это необходимый элемент для единообразного государственного управления и понимания государственной воли; 5) его использование на всей территории России является обязательным без каких-либо исключений; 6) он является системообразующим фактором сохранения целостной России; 7) основан на современном литературном русском языке; 8) охраняется и защищается государством под страхом государственного принуждения.
Но все-таки, в настоящем, для полного и правильного использования русского языка, для надлежащего функционирования законодательства о государственном языке РФ необходимо еще решить ряд вопросов, во-первых, раскрыть на законодательном уровне такие понятия, как «государственный язык», «официальный язык», «языки народов России»; во-вторых, внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и другие нормативные акты на предмет четкой регламентации норм и требований по использованию допускаемых слов и выражений, по закреплению ответственности за нарушение законодательства о государственном языке РФ.
Учитывая, изложенное в настоящей курсовой работе, можно сказать, что сегодня, с одной стороны, государственный язык РФ – это важный государственный и обязательный атрибут России, обладающий правовым статусом и положением, закрепленными Конституцией РФ и законами РФ, имеющий собственные исторически сложившиеся и появившиеся на современном этапе развития признаки, обязательный к использованию на всей территории России всеми гражданами, организациями, органами власти всех уровней и их должностными лицами, а с другой стороны, - это не до конца сформированный, сложный и затратный с точки зрения бюджета правовой, государственный и общественный институт.
Но при всем при этом, очень важно понять, что отсутствие государственного языка неизбежно повлечет межнациональные конфликты и распад такого государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература
1. Алебастрова И.А. Конституционные принципы: проблемы юридической природы и эффективности реализации // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 7.
2. Андриченко Л.В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. - М., 2005. – 654с.
3. Бердашкевич А. О государственной языковой политике России // Высшее образование в России. - 2000. - № 6.
4. Воронецкий П.М. К вопросу о конституционно-правовом статусе
субъектов языковых правоотношений // [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 24.12.2012 г.
5. Доровских Е.М. Правовые проблемы защиты русского языка // Государство и право. - 2003. - № 2.
6. Доровских Е.М. Конституционно-правовое регулирование использования языков народов Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005.
7. Ермошин Г. Государственно-правовые аспекты языковых отношений // Российская юстиция. - 1998. - № 3.
8. Ермошин Г. От Закона «О языках народов РСФСР» к Закону «О государственном языке Российской Федерации» // Российская юстиция. -1999. - N 4.
9. Комментарий к Федеральному закону от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (постатейный) / Каркавина Д.Ю. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006. // [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 24.12.2012 г.
10. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, пересмотренное) / Под ред. В.Д. Зорькина. – «Норма», «Инфра-М», 2011
11. Комментарий к Закону Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (постатейный) / Васильева Л.Н. – «Юстицинформ», 2007. – 546с.
12. Конституционное право России: учебник (3-е издание, переработанное и дополненное) / Козлова Е.И., Кутафин О.Е. – «Юристъ», 2007. – 677с.
13. Кузнецов О.Ю. Понятие «язык судопроизводства» в системе российского процессуального законодательства // Современное право. - 2005. - № 4.
14. Любимов Н.А. Некоторые вопросы конституционно-правового закрепления статуса языков народов Российской Федерации // Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: Мат-лы науч. конф. / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2000. – 778с.
15. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. Перевалов В.Д. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. – 481с.
16. Тренин Е.В. Государственно-правовые проблемы языка в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. – 189с.
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. // официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 // [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 24.12.2012 г.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.11.2012) // [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 24.12.2012 г.
3. Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» // [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 24.12.2012 г.
4. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» // [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 24.12.2012 г.
5.Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» // [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 24.12.2012 г.
6. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 24.12.2012 г.
7. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 24.12.2012 г.
8. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» // [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 24.12.2012 г.
9. Федеральный закон от 12.11.2012 N 185-ФЗ «О внесении изменений в статью 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статью 27.2 Закона Российской Федерации «Об образовании» // [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Последнее обновление 24.12.2012 г.