Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 14:28, курсовая работа
Целью исследования является раскрытие содержания конституционно-правового статуса государственного языка Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели настоящего исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие, содержание, правовой статус государственного языка РФ;
- определить его существенные характеристики и признаки;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Государственный язык – конституционно-правовой
институт и обязательный атрибут российской государственности 5
1.1. Понятие, признаки и статус государственного языка РФ 5
1.2. Правовое регулирование государственного языка РФ 11
ГЛАВА 2. Конституционно-правовое и иное законодательное
закрепление государственного языка РФ 15
2.1. Конституционные нормы о государственном языке РФ
и их практическая реализация 15
2.2. Обязательное использование государственного языка РФ
и меры его защиты 18
2.3.Совершенствование законодательства о государственном
языке РФ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Далее в настоящем исследовании перейдем к рассмотрению содержания такой юридической конструкции, как правовое регулирование государственного языка Российской Федерации.
1.2. Правовое регулирование государственного языка РФ
Конституции Российской Федерации в статье 68 на государственном уровне закрепила, что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
В целях реализации конституционных положений о государственном языке РФ Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» закрепляют, что государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.
Правовое регулирование, а значит и правовой
статус государственного языка РФ и языков
РФ определяется следующими законодательными
актами: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Декларацией «О языках народов
России», утвержденной постановлением
Верховного Совета РФ от 25 октября 1991г.
№1808/1-1; 3) Федеральным законом от 01.06.2005 №
53-ФЗ «О государственном языке Российской
Федерации»; 4) Законом Российской Федерации от
25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской
Федерации»; 5) Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»10; 6) Федеральным законом от 17.06.1996 №
74-ФЗ «О национально-культурной автономии»11; 7) Указом Президента РФ от 15.06.1996 №
909 «Об утверждении Концепции государственной
национальной политики Российской Федерации»12; 8) Постановлением Правительства
РФ от 20.06.2011 № 833 «О Федеральной целевой
программе "Русский язык (2011 - 2015 годы)»13; 9) Постановлением Правительства
РФ от 23.11.2006 № 714 «О порядке утверждения
норм современного русского литературного
языка при его использовании в качестве
государственного языка Российской Федерации,
правил русской орфографии и пунктуации»14
и некоторыми другими нормативными актами.
Так, например, Закон Российской Федерации «О языках
народов Российской Федерации» делит
языки на три группы: а) государственный
язык Российской Федерации; б) государственный
язык республик в составе Российской Федерации;
в) языки компактно проживающего населения,
не имеющего своих национально-государственных
и национально-территориальных образований
или живущего за их пределами.
Исследуя
вышеназванные источники, важно отметить,
что федеральное законодательство в полной
мере регламентирует лишь статус русского
языка в качестве государственного. Порядок
использования государственного языка
республик в составе Федерации, а также
использование иных языков в официальных
сферах общения федеральным законодательством
не регламентирован в полной мере. Но при
этом законодатель определил в федеральном
законодательстве возможность регулирования
этого вопроса законодательством субъектов
Федерации.
В соответствии
со ст. 26 Конституция Российской Федерации
в каждый имеет право на пользование родным
языком, на свободный выбор языка общения,
воспитания, обучения и творчества.
Федеральный закон
«О государственном языке Российской
Федерации» (ст.5) в качестве меры, обеспечивающей
право граждан на пользование русским
языком в качестве государственного, предусматривает
гарантию гражданам на получение образования
на русском языке в государственных и
муниципальных образовательных учреждениях.
В продолжение
указанной выше правовой нормы п. 5 ст.
6 Закона Российской Федерации «Об образовании»
устанавливает, что изучение русского
языка является обязательным во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных
учреждениях, за исключением дошкольных.
Статья 11 Федерального
закона от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной
автономии» закрепляет, что национально-культурные
автономии в целях обеспечения права на
получение основного общего образования
на национальном (родном) языке и на выбор
языка воспитания и обучения могут:
а) образовывать негосударственные (общественные)
дошкольные учреждения или группы в таких
учреждениях с воспитанием на национальном
(родном) языке; б) создавать негосударственные
(общественные) образовательные учреждения
(общеобразовательные; начального, среднего
и высшего профессионального образования)
с обучением на национальном (родном)языке;
в) учреждать другие негосударственные
(общественные) образовательные учреждения
с обучением на национальном (родном)языке;
г) участвовать в разработке образовательных
программ, осуществляемой подведомственными
образовательными учреждениями, издавать
учебники, методические пособия, другую
учебную литературу, необходимые для обеспечения
права на получение образования на национальном
(родном) языке.
Таким образом, правовое регулирование
государственного языка РФ (русского языка)
четко на государственном уровне закрепляет
его публичную официальность, определяет
его правовой статус, а также соотношение
государственного языка РФ (русского языка)
с другими языками России. Итак, учитывая
вышеизложенное, можно резюмировать следующее.
1. В развитие конституционных положений о государственном языке РФ был принят Федеральный закон № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», в преамбуле которого сказано, что он направлен на обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, обеспечение права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, защиту и развитие языковой культуры.
2. Аналогичные правовые положения содержит преамбула Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», согласно которой языки народов Российской Федерации составляют национальное достояние Российской Федерации, находятся под защитой государства. Государство на всей территории Российской Федерации способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия, государство должно создать условия, направленных на создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации.
3. Правовой статус русского языка как государственного языка РФ обязывает всех использовать русский язык в сферах, определенных Федеральным законом «О государственном языке Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», Законом «Об образовании» и другими нормативными актами, а также осуществлять защиту и поддержку государственного языка, обеспечивать каждому право на пользование государственным языком Российской Федерации – русским языком.
4. В Российской Федерации на законодательном уровне провозглашается, что государственный язык Российской Федерации (русский язык) является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве.
Далее автор в настоящей курсовой работе попытается проанализировать и раскрыть суть правового содержания конституционных норм о государственном языке (русском языке) и их практической реализации.
Глава 2. Конституционно-правовое и иное законодательное закрепление государственного языка РФ
2.1. Конституционные нормы о государственном языке РФ и их практическая реализация
Общеобязательное, а значит законодательное, закрепление государственного языка характерно прежде всего для государств со сложной национальной структурой населения и многообразием используемых населением национальных языков и диалектов. Ярким примером такого государства, безусловно, является Российская Федерация.
Сегодня в многонациональных и федеративных государствах наиболее важным и сложным представляется введение единого государственного языка, поскольку в таких государствах вопросы правового режима языков, бытующих на его территории, включают помимо создания правового механизма защиты прав национальных меньшинств в области национально-языковых отношений, еще и законодательное урегулирование соотношения, условий и порядка использования общегосударственного языка и государственных (либо официальных) языков субъектов федерации.
Итак, как было сказано выше, Конституция Российской Федерации закрепляет в статье 68, что государственным языком в Российской Федерации является русский язык.
Правовой статус государственного языка
закрепляет на государственном уровне обязательность использования русского
языка во всех сферах государственной
власти и управления, обязательность использования
для граждан и организаций независимо
от организационно-правовой формы и формы
собственности. Кроме этого, конституционное
положение государственного языка РФ
определяет его защиту и поддержку, а также
обеспечение права граждан Российской
Федерации на пользование государственным
языком Российской Федерации.
Российская
Федерация конституционно гарантирует
обеспечение защиты и поддержки русского
языка, определяя такое обеспечение для
себя в качестве приоритетной государственной
задачи, которая сегодня сводится к практической
реализации прав и свобод граждан и организаций
и выражена в следующем: 1) получение образования на русском языке
в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях; 2) получение информации на русском
языке в федеральных органах государственной
власти, органах государственной власти
субъектов Российской Федерации, иных
государственных органах, органах местного
самоуправления, организациях всех форм
собственности; 3) получение информации на русском
языке через общероссийские, региональные
и муниципальные средства массовой информации,
за исключением средств массовой информации,
учрежденных специально для осуществления
теле- и (или) радиовещания либо издания
печатной продукции на государственных
языках республик РФ, других языках народов
Российской Федерации или иностранных
языках.
В тоже время, согласно положениям Конституции
РФ (ст.ст.26, 68), во-первых, каждый имеет
право на пользование родным языком, на
свободный выбор языка общения, а свобода
выбора может быть ограничена только объективными
обстоятельствами (например, наличие
или отсутствие носителей национального
языка, выбранного для общения); во-вторых, республикам,
входящим в состав РФ, предоставлено право
устанавливать свои государственные языки,
которые могут употребляться наряду с
государственным языком Российской Федерации.
И таким образом Российская Федерация
гарантирует всем ее народам право на
сохранение родного языка, создание условий
для его изучения и развития.
Таким образом, правовое
закрепление, с точки зрения Конституции
РФ, государственного языка является центральным
и наиболее значимым элементом правового
режима и русского языка, и языков народов,
исторически населяющих Россию. Такое
конституционно-правовое закрепление
касается не только вопросов практического
использования национального языка в
законодательно очерченных сферах официальных
отношений в пределах государственной
территории, но и права их носителей - как
личности, так и этнической общности.
2.2. Обязательное использование государственного языка РФ и меры его защиты
Анализ и исследование действующего российского законодательства позволяет определить сферы обязательного использования государственного языка РФ – русского языка, а также выделить конкретные меры, которые должны предприниматься для его защиты.
Так, Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» четко закрепляет сферы, где обязательно использование государственного языка Российской Федерации: а) в деятельности органов государственной, региональной, муниципальной власти, организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства; б) в наименованиях органов власти всех уровней, организаций всех форм собственности; в) при подготовке и проведении выборов и референдумов; г) в конституционном, гражданском, уголовном, административном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, делопроизводстве в федеральных судах, судопроизводстве и делопроизводстве у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации; д) при официальном опубликовании международных договоров Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов; е) во взаимоотношениях органов власти всех уровней, организаций всех форм собственности и граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, общественных объединений; ж) при написании наименований географических объектов, нанесении надписей на дорожные знаки; з) при оформлении документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, изготовлении бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, оформлении документов об образовании, выдаваемых имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями, а также других документов, оформление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется на государственном языке Российской Федерации, при оформлении адресов отправителей и получателей телеграмм и почтовых отправлений, пересылаемых в пределах Российской Федерации, почтовых переводов денежных средств; и) в деятельности всех организаций телерадиовещания, редакций всех периодических печатных изданий, за исключением деятельности организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, учрежденных специально для осуществления теле- и (или) радиовещания либо издания печатной продукции на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках; к) в рекламе.
Важно учитывать, что, во-первых, указанный выше перечень сфер использования государственного языка РФ не является закрытым, то есть федеральным законом могут быть и определены иные сферы, где обязательно использование государственного языка Российской Федерации, во-вторых, предполагается и использование в данных сферах наряду с государственным языком Российской Федерации могут использоваться государственные языки республик, находящихся в составе Российской Федерации, другие языки народов Российской Федерации, в-третьих, названные положения не распространяются на фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, а также теле- и радиопрограммы, аудио- и аудиовизуальные материалы, печатные издания, предназначенные для обучения государственным языкам республик, находящихся в составе Российской Федерации, другим языкам народов Российской Федерации или иностранным языкам.15
Далее обратим внимание на Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», который развивает некоторые положения относительно сфер обязательного использования государственного языка Российской Федерации, но в тоже время указывает сферы, где наряду с государственным языком Российской Федерации используется государственный язык республик в составе Российской Федерации, а также иные языки народов Российской Федерации. Например, работа в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления должна осуществляться на государственном языке Российской Федерации и, в тоже время, в официальных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации могут употребляться государственные языки республик.16
Меры защиты государственного языка РФ
Обязанность защищать государственный язык РФ установлена законом, а именно, в силу прямого указания ФЗ РФ «О государственном языке Российской Федерации» все федеральные органы государственной власти РФ должны защищать и поддерживать государственный язык.
Такими мерами защиты, и одновременно поддержки, государственного языка РФ служат: а) обеспечение функционирования русского языка на всей территории России; б) принятие мер, направленных на обеспечение права граждан России на пользование русским языком; в) разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а равно, разработка и реализация направленных на защиту и поддержку русского языка соответствующих федеральных целевых программ; г) принятие мер по совершенствованию системы образования и системы подготовки специалистов в области русского языка и преподавателей русского языка как иностранного языка, включая подготовку научно-педагогических кадров для образовательных учреждений с обучением на русском языке за пределами России; д) содействие изучению русского языка за пределами России; е) осуществление государственной поддержки издания словарей и грамматик русского языка; ж) осуществление контроля за соблюдением действующего законодательства о государственном языке России.17