Конституционно-правовой статус судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы состоит в том что, судебная реформа в России продолжается, правовое положение судьи претерпевает изменения и требует дальнейшего изучения и анализа с точки зрения состояния законодательства в данной сфере и возможных направлений его развития.
Цель этой работы состоит в исследовании конституционно-правового статуса судьи Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Конституционно-правовой статус судей: теоретические аспекты……………….5
1.1 Основы конституционно-правового статуса судей в Российской Федерации…5
1.2 Гарантии независимости судей……………………………………………………6
1.3 Неприкосновенность судей………………………………………………………..8
1.4 Несменяемость судей……………………………………………………………...10
2. Содержание конституционно-правового статуса судей………………………….13
2.1 Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи……………………………..13
2.2 Полномочия судей…………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………..23
Глоссарий……………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………………28
Список сокращений……………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Кивечкина Ю.Ю.,Кр.Конституц.госуд.право России doc.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Пензенский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное (государственное) право России

Тема

Конституционно-правовой статус судей

Фамилия студента

Кивечкина

Имя студента

Юлия

Отчество студента

Юрьевна

№ контракта

03500110101046


 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3

1. Конституционно-правовой  статус судей: теоретические аспекты……………….5

1.1 Основы конституционно-правового статуса судей в Российской Федерации…5

1.2 Гарантии независимости судей……………………………………………………6

1.3 Неприкосновенность судей………………………………………………………..8

1.4 Несменяемость судей……………………………………………………………...10

2. Содержание  конституционно-правового статуса  судей………………………….13

2.1 Требования, предъявляемые  к кандидатам в судьи……………………………..13

2.2 Полномочия судей…………………………………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………………..23

Глоссарий……………………………………………………………………………….25

Список использованных источников…………………………………………………28

Список сокращений……………………………………………………………………30

Приложение…………………………………………………………………………….31

Введение

Состояние и развитие российской государственности представляет собой сложный и противоречивый процесс. Не является в этом плане  исключением и судебное реформирование, в том числе правового статуса судей в Российской Федерации.

Современное российское государство основывается на декларации демократичности политики правовой системы, важным элементом которой  является принцип разделения властей. Конституция Российской Федерации  предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Конституция предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федераций, Правительству Российской Федерации и Судам Российской Федерации.

Название «Судебная  власть» содержит статьи, определяющие не только компетенцию различных  судов, но и основы устройства судебной системы, правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности . Судебная власть занимает особое место и представляет собой систему судов различной отраслевой направленности и компетенции.

Началом становления  судебной власти в современной России считается 24 октября 1991 года, когда Верховным советом РСФСР была принята «Концепция судебной реформы». В этом документе главной задачей реформы называлось утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, не зависимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной ветвей власти. Это положение нашло свое отражение в законе «О статусе судей» от 26 июня 1992 года и в главе «Судебная власть» Конституции 1993 года.

В связи с введением в действие Закона Российской Федерации от 26 июня 1992года «О статусе судей в Российской Федерации» радикальным

образом изменилась существовавшая почти на протяжении семидесяти лет  система выборности судей. Изменился, помимо правового статуса и сам  контингент лиц, из числа которых  могут быть назначены судьи, существенно расширился круг социальных и правовых гарантий исполнения судьями своих обязанностей.

Судебная система была разделена на федеральные суды (Конституционный  суд, Верховный суд, верховные суды субъектов, районные суды, военные суды, Высший арбитражный суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов) и суды субъектов федерации (конституционные (уставные) и мировые суды).

Новый этап реформы начался  в ноябре 2000 года, когда президентом  Владимиром Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства о судебной системе. В результате работы этой группы в федеральные законы «О статусе судей», «О судебной системе», «О Конституционном суде» были внесены существенные поправки.

14 марта 2002 года был принят Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором предусматривается, что судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации (ст.1).

Таким образом, актуальность темы состоит в том что, судебная реформа в России продолжается, правовое положение судьи претерпевает изменения  и требует дальнейшего изучения и анализа с точки зрения состояния законодательства в данной сфере и возможных направлений его развития.

Цель этой работы состоит  в исследовании конституционно-правового  статуса судьи Российской Федерации.

 

Основная часть

«1 Анализ Конституционно-правовой статус судей: теоретические аспекты»

1.1Основы конституционно-правового статуса судьи в Российской Федерации

Слово «статус» латинского происхождения и в переводе означает «положение, состояние». Конституция  РФ - основной источник права, регламентирующий основы организации российской судебной системы и конституционно-правового статуса судьи в РФ.

С течением времени у  судей постепенно стали появляться свои, присуще только им права и  обязанности.

Совокупность этих прав и обязанностей и образует то, что  принято называть статусом судей, их правовым положением, на судей возлагается осуществление весьма ответственных обязанностей.

Это, прежде всего принятие общеобязательных решений, так или  иначе затрагивающих существенные права и законные интересы граждан, государственных и иных организаций. От них могут зависеть судьбы людей и их благополучие, поддержание законности и правопорядка, крайне необходимых любому демократическому государству.

Судьям, действующим нередко  совместно с представителями  народа (присяжными, народными и  арбитражными заседателями), доверено осуществление судебной власти.

В силу этого они призваны выступать не только в качестве гаранта  прав и законных интересов, законности и правопорядка, но и при определенных обстоятельствах в роли фактора, сдерживающего и балансирующего другие ветви государственной власти - законодательную (представительную) и исполнительную.

Речь идет не вообще о  правах и обязанностях конкретных судей, а о тех, носителями которых они  становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что им доверяется судебная власть, в том числе осуществление конституционного контроля, отправление правосудия, проверка законности действий и решений государственных органов и должностных лиц и т.д.

 

                                  1.2 Гарантии независимости судей

Устанавливая столь  высокие требования к лицам, имеющим  высокий статус судей, Закон гарантирует  их независимость.

П. 4 ст.1 Закона РФ «О статусе  судей в Российской Федерации» гласит следующее: «судьи независимы и подчиняются  только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подчиняются».

Среди гарантий независимости  судей, обозначенных в ст. 9 Закона «О статусе судей», на первый план вынесено предусмотренная законом процедура  осуществления судопроизводства.

Такая процедура регламентируется законодательством, которое принято  именовать процессуальным. К нему относятся в первую очередь ГПК,АПК,УПК  и КоАП.

В этих довольно крупных  по объему и многоплановых по содержанию актах тщательно излагается все то, что должно совершаться при производстве по рассматриваемым судами делам. Среди предписаний такого рода немало тех, которые прямо или косвенно наделены на обеспечение независимости судей и помогающих им присяжных и народных заседателей.

В Законе «О статусе судей» гарантии независимости судей закреплены в ст. 9-10 в соответствии с этими статьями независимость судьи обеспечивается: «предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности чего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом судьи на отставку; неприкосновенностью судьи; системой органов судейского сообщества; предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи  и их имущество находятся под  особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять  необходимые меры к обеспечению  безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья имеет право  на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его  заявлению в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об оружии». Министерство юстиции РФ, министерства юстиции республик в составе Российской Федерации и другие органы юстиции осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному обеспечению.

Гарантии независимости  судьи, включают меры его правовой защиты и социального обеспечения, предусмотренные  настоящим Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации  и не могут быть отменены и снижены  иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законодательство предусматривает также ряд иных средств материального обеспечения независимости судей.

Социальная защита судей  и членов их семей включает государственное  страхование судей на случай их гибели, причинения им увечий иного повреждения здоровья при исполнении ими судейских обязанностей, а равно полное возмещение ущерба, причиненного имуществу судьи или членов его семьи, если такой ущерб был причинен в связи со служебной деятельностью судьи.

Всякое вмешательство  в деятельность судьи по осуществлению  правосудия преследуется по закону. Судья  не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся  в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случайном порядке, предусмотренных процессуальным законом.

При осуществлении профессиональной деятельности судья обязан быть беспристрастным, не допуская влияния на свою профессиональную деятельность кого бы то ни было, в том числе своих родственников, друзей или знакомых.

Судья при принятии им решения по делу должен быть свободным  от приверженности одной из сторон, от влияния общественного мнения, от опасений перед критикой его деятельности.

Судья обязан поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего выполнения обязанностей по осуществлению правосудия.

Судья должен проявлять  терпение, вежливость, тактичность  и уважение к участникам судебного  разбирательства и другим лицам, с которыми он общается при исполнении служебных обязанностей. Этого же судья должен требовать от работников аппарата суда.

Судья обязан хранить  профессиональную тайну в отношении  информации, полученной в ходе исполнения своих обязанностей. Судья не вправе делать публичных заявлений, комментарий, выступлений в прессе по делам, находящимся в производстве суда до вступления в силу постановлений, принятых по ним.

Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления  судов, вступивших в законную силу, и действий своих коллег.

Судья должен с уважением  и пониманием относится к стремлению средств массовой информации освещать деятельность суда и оказывать им необходимое содействие, если это  не будет мешать проведению судебного  процесса или использоваться для оказания воздействия на суд.

Судья должен добросовестно  исполнять свои профессиональные обязанности  и принимать необходимые меры для своевременного рассмотрения дел  и материалов.

                               1.3Неприкосновенность судей

 

Неприкосновенность - существенная гарантия независимости судьи, дающая ему возможность спокойно выполнять  свои обязанности, несмотря на угрозы, шантаж и даже попытки посягательства на жизнь со стороны преступного  мира. В частности, это определено в ст.16 Закона о статусе судей.

Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи.

Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен  к административной и дисциплинарной ответственности, также он не может  быть привлечен к какой-либо ответственности  за выраженное им при осуществлении  правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

«Судья, не может быть в каком бы, то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен  в тот или иной государственный  орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден».

Информация о работе Конституционно-правовой статус судей