Конституционно-правовой статус судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы состоит в том что, судебная реформа в России продолжается, правовое положение судьи претерпевает изменения и требует дальнейшего изучения и анализа с точки зрения состояния законодательства в данной сфере и возможных направлений его развития.
Цель этой работы состоит в исследовании конституционно-правового статуса судьи Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Конституционно-правовой статус судей: теоретические аспекты……………….5
1.1 Основы конституционно-правового статуса судей в Российской Федерации…5
1.2 Гарантии независимости судей……………………………………………………6
1.3 Неприкосновенность судей………………………………………………………..8
1.4 Несменяемость судей……………………………………………………………...10
2. Содержание конституционно-правового статуса судей………………………….13
2.1 Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи……………………………..13
2.2 Полномочия судей…………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………..23
Глоссарий……………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………………28
Список сокращений……………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Кивечкина Ю.Ю.,Кр.Конституц.госуд.право России doc.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Мировой судья в первый раз назначается на должность  на срок установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.

Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

2.2 Полномочия судей

Судебная система имеет  три судебных звена. Для удобства пользования мировых судей и районный (городской) суд будем считать судами первого звена, суд субъекта РФ - судом второго звена, Верховный Суд РФ - судом третьего (высшего) звена.

В зависимости от содержания компетенции, закрепленной в нормах процессуального законодательства, суды разделяются на три инстанции: суды первой инстанции, суды второй (апелляционной или кассационной) инстанции и суды третьей (надзорной) инстанции.

Так, например, специфика  института мировых судей состоит  в том, что эти судьи действуют  только как судьи первой инстанции и осуществляют свои функции в пределах территорий закрепленных за каждым из них судебных участков, которые образуются решением органа законодательной власти субъекта РФ по согласованию с председателем областного или равного ему суда.

Мировой судья рассматривает  дела единолично. Он рассматривает:

- Уголовные дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы. За исключением некоторых составов, подпадающих под эту категорию, к ним относится более 100 составов преступлений.

- Дела о выдаче судебного приказа.

- Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях.

- Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества.

- Иные дела, возникающие из семейно - правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установления отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка.

- Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленной на момент подачи заявления.

- Дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе.

- Дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом.

- Дела об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции КоАП.

Районный суд является основным звеном судебной системы, рассматривающим  более 90% уголовных и гражданских  дел. Районные суды образуются в каждом районе или городе. На район и  город может быть создан один суд. Районный суд, прежде всего, является судом первой инстанции.

Основным полномочием  судей данного уровня является разбирательство  гражданских, уголовных и некоторых  иных дел по первой инстанции.

К их компетенции отнесено также разбирательство вопросов, которые возникают попутно, параллельно с уголовными делами.

Условно полномочия судей  районного (городского) суда можно разделить  на четыре категории:

  1. Дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;
  2. Дела по спорам, возникающим из международных договоров, связанных с перевозкой грузов, которое производится по условиям, изложенным в международных договорах;
  3. Дела, возникающие из административно-правовых отношений;
  4. Дела особого производства.

Кроме прав по осуществлению правосудия по уголовным и гражданским делам судья районного (городского) суда имеет право разбирать материалы об административных правонарушениях. Такие материалы судья рассматривает единолично.

Современное законодательство изменило состав суда, рассматривающего гражданское или уголовное дело по первой инстанции. В районном (городском) суде эти дела могут рассматриваться как с участием народных заседателей, так и единолично судьей.

Судьи, занимающиеся практикой  рассмотрения гражданских дел, имеют право единолично рассмотреть дела:

- По спорам между гражданами и организациями при цене иска до 30 минимальных размеров оплаты труда, существующей на момент подачи искового заявления в суд;

- Возникающие из семейных правоотношений, за исключением дел о лишении родительских прав, об отмене усыновления, об установлении отцовства, а также дел о разводах, связанных со спорами о детях;

- Возникающие из трудовых правоотношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

- Об освобождении имущества от ареста – независимо от суммы иска.

Помимо непосредственного  осуществления правосудия районные суды выполняют функции судебного  контроля.

Районный суд осуществляет судебный контроль за соблюдением закона органами, осуществляющими расследование  преступления. Прежде всего, это касается контроля суда за законностью домашнего ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. Конституция РФ впервые закрепляет это право за судом и таким образом суд становится гарантом неприкосновенности личности.

Районные судьи по месту содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых рассматривают жалобы по поводу законности и обоснованности этой меры, а также ее продление. Районные судьи осуществляют контроль за органами дознания при проведении ими оперативно-розыскных мероприятий. В их основу положены конституционные принципы неприкосновенности частной жизни, неприкосновенности жилища.

Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов  федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции. В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов РФ. Судьи судов среднего звена наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия, они призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью районных судей.

В компетенцию судей  среднего звена входит осуществление  всех инстанционных полномочий судов  общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судьи областных судов  рассматривают гражданские дела, принятые ими к своему производству и уголовные дела о наиболее опасных преступлениях, указанных в части 3 ст.31 УПК РФ. К ним относятся: убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.105 УК РФ), ряд преступлений, которые совершены организованной группой или повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия (ч.3 ст.126, ч.3 ст.131, ч.3 ст.152,ч.3 ст.205,ч.2 и 3 ст.206,ч.3 ст.263, ч.3 ст.267 УК РФ и др.), а также некоторые преступления против правосудия, порядка управления, против мира и безопасности человечества, а также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Одним из полномочий вышестоящих  судов, является право принять к  своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное  дело, подсудное нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

В соответствии с ФКЗ « О судебной системе в РФ» законодатель определяет предназначение Верховного Суда как высшего судебного органа по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции. Судьи Верховного Суда РФ возглавляют систему судов общей юрисдикции. В соответствии со ст.126 Конституции РФ они являются высшими судебными органами по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, они осуществляют в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дают разъяснения по вопросам применения судебной практики.

Верховный Суд РФ может  действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций. В качестве первой инстанции он рассматривает  гражданские и уголовные дела, принятые им к своему производству в силу их исключительной важности и общественного значения. Решения и приговоры судей Верховного Суда РФ вступают в законную силу с момента их провозглашения и не подлежат обжалованию в кассационном порядке. Они могут быть только опротестованы в порядке надзора.

Военные суды входят в  судебную систему РФ в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах  РФ, других войсках и воинских формированиях, в которых предусмотрена военная служба.

Основными задачами судей  военных судов являются обеспечение  и защита:

- Нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

- Нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

- Нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов РФ, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

К подсудности судей военных судов относятся:

- Гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

- Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы;

- Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

 

Заключение

В данной работе были рассмотрены  наиболее важные вопросы к заявленной теме « Конституционно-правовой статус судей в Российской Федерации».

Рассмотрев конституционно-правовой статус судей в РФ, как один из основополагающих элементов к пониманию принципа построения судебной системы в РФ, всех взаимоотношений в обществе, складывающихся в связи с отправлением правосудия, можно сделать вывод, что статус судей имеет четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия.

Знание системы гарантий независимости судей позволяет  постичь многообразие правовых форм отправления правосудия, а также  глубже узнать различия между статусом судей различных уровней судебной системы Российской Федерации.

Взаимосвязанность и  взаимозависимость норм права, гарантирующих  статус судей, приносит в судебную систему  не только упорядоченность, но и позволяет  более точно и качественно  исполнять нормы законов о  судоустройстве.

 

Система прав и обязанностей судей - как субъектов отправления  правосудия в РФ, должна строится на объективной и научно упорядоченной  основе. В конечном итоге - это будет  способствовать становлению в России правового государства, подчиняющего все стороны своей жизни именно способам правового, а не «волюнтаристского» разрешения стоящих перед ним задач.

Подводя итог можно сказать, что судья-это носитель судебной власти. Это человек достойный  уважения за свой высокий профессионализм. При рассмотрении дел они точно исполняют требования законов, обеспечивают охрану прав и свобод граждан, их честь и достоинства, интересы общества, высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справедливым и гуманным. Чтобы судить других, нужно обладать многими достоинствами. К судье граждане идут за советом, справедливым и законным разрешением возникшего конфликта, защитой принадлежащих им прав и свобод.

Успешное выполнение этой весьма важной социальной миссии требует от судьи не только профессиональных знаний и опыта, житейской мудрости, но и высоких человеческих свойств - не подкупности и честности, уравновешенности и чувства справедливости, гражданского мужества и принципиальности, решительности и доброты, умения слушать других и слышать их, а также многого другого. Не у всякого есть такие свойства. Тем, у кого их лучше не претендовать на занятие судейской должности.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Гражданское право

Совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав

и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободу составляют основу всего правового статуса человека. Гражданские права нередко именуют также личными правами.

2.

Закон

федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта РФ.

3.

Законность

соблюдение положений Конституции  РФ и иных законодательных актов  Российской Федерации.

4.

Конституционные нормы

Основа развития совершенствования  всего законадательства.

5.

Конституционный Суд Российской Федерации

высший судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  конституционного судопроизводства.

6.

Органы государственной  власти федеральные

Президент РФ, Государственная Дума Федерального Собрания РФ, иные федеральные органы государственной власти, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами.

7.

Право

Совокупность юридических норм, воплащенных в виде законов и других нормативных актов.

8.

Самостоятельность и независимость судей

конституционный принцип правосудия, означающий, что судьи, народные заседатели, присяжные заседатели разрешают  судебные дела на основе закона, в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на них.

9.

Суды субъектов РФ

Конституционные (уставные) суды субъектов  РФ, мировые судья являющиеся судьями  общей юрисдикции субъектов РФ.

10.

Судья

центральная фигура всей судебной системы. От К.-п.с.с. (и в не меньшей мере от его профессионализма и нравственной позиции) во многом зависят качество правосудия, состояние судебной охраны прав и свобод граждан. К.-п.с.с. определяется федеральной Конституцией и Законом РФ от 26 июня 1992 г.

Информация о работе Конституционно-правовой статус судей