Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:41, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том что, судебная реформа в России продолжается, правовое положение судьи претерпевает изменения и требует дальнейшего изучения и анализа с точки зрения состояния законодательства в данной сфере и возможных направлений его развития.
Цель этой работы состоит в исследовании конституционно-правового статуса судьи Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………………..3
1. Конституционно-правовой статус судей: теоретические аспекты……………….5
1.1 Основы конституционно-правового статуса судей в Российской Федерации…5
1.2 Гарантии независимости судей……………………………………………………6
1.3 Неприкосновенность судей………………………………………………………..8
1.4 Несменяемость судей……………………………………………………………...10
2. Содержание конституционно-правового статуса судей………………………….13
2.1 Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи……………………………..13
2.2 Полномочия судей…………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………..23
Глоссарий……………………………………………………………………………….25
Список использованных источников…………………………………………………28
Список сокращений……………………………………………………………………30
Конституция РФ особо
выделяет гарантии неприкосновенности
судей от необоснованного привлечения
к уголовной ответственности. Привлечь
судью к уголовной
Уголовное дело в отношении
судьи может быть возбуждено только
Генеральным прокурором РФ при наличии
на то согласия соответствующей
Решение по вопросу о
привлечении судьи к
Личный досмотр судьи
не допускается, за исключением случаев,
предусмотренных федеральным
Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров и другие действия, ограничивающие его права, производятся с соблюдением Конституции РФ и других законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи.
Судья и сам может защищать свою неприкосновенность, имущество, членов семьи. Он имеет право на хранение и ношение огнестрельного оружия, которое выдается ему по его заявлению органами МВД.
1.4 Несменяемость судей
Несменяемость судьи - одна из важнейших гарантий его независимости. Статья 121 Конституции РФ устанавливает, что судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, «установленным федеральным законом», и при обязательном и решающем участии органов судейского самоуправления. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, даже если речь идет о переводе в вышестоящий суд.
Несменяемость в отличие от выборности судей создает прочную судебную систему, в которой судья не должен беспокоиться за свое переизбрание, а, следовательно, в гораздо большей степени чувствует себя независимым.
По общему правилу полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Исключение составляют судьи районных (городских) народных судов, судьи военных гарнизонов (армий, флотилий, соединений), впервые назначающиеся на свои должности. Они назначаются сроком на три года, по истечении которого могут быть назначены без ограничения срока их полномочий.
Приостановление полномочий судьи не может осуществляться произвольно. Для этого требуется решение квалификационной коллегии судей при наличии одного из указанных в Законе оснований, которые нося характер конкретных фактов и не оставляют места субъективной оценке деятельности судьи. Этими основаниями являются:
Прекращение полномочий судьи возможно только на установленных законом основаниях, а именно письменного заявления об отставке, по состоянию здоровья, в связи с переходом на другую работу, истечение срока полномочий, прекращение гражданства РФ, увольнение судьи военного суда с военной службы.
Его полномочия прекращаются также в случаях:
Отставка судьи прекращается также в случае повторного избрания его на должность судьи.
2.1 Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи
Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июля 1992г., ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994г. № 3132-1, и Законе об арбитражных судах. При этом Закон о статусе судей, указывает, что к кандидатам на должность судей судов Российской Федерации федеральным законом могут быть установлены и дополнительные требования.
Первое общее требование для всех судей наличие у них гражданства Российской Федерации. Чтобы имели высшее юридическое образование, для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны непросто иметь высшее юридическое образование, но и обладать «признанной высокой квалификацией в области права», необходимость их глубокого знания и правильного применения в свете требований Конституции, федеральных законов, Конституции (уставов) субъектов Федерации, международно-правовых актов требует разносторонней подготовки в области права, которую можно получить только в высшем учебном заведении.
Что касается требований определенного возраста кандидатов и опыта их работы по специальности, то они неодинаковы для судов различного уровня и разных ветвей (подсистем).
Для назначения в суды основного звена (в том числе военных и арбитражные) требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена-30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ-35 лет, а в Конституционный Суд РФ-40 лет.
Следующим требованием для судьи является стаж работы по юридической профессии. В стаж включается работа в органах прокуратуры, адвокатом, юрисконсультантом и т.д. В понятие «юридическая профессия» входит также научная и преподавательская деятельность в области права.
Кандидаты в судьи высших судов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (в Конституционном суде РФ – не менее 15 лет). В отношении же кандидатов на судейские должности во все другие суды предусмотрено, что они должны проработать по юридической специальности не менее 5 лет.
Для судей Конституционного Суда существует и требование – обладать признанной высокой квалификацией в области права. Почти все они имеют ученую степень доктора или кандидата юридических наук, многие являются заслуженными юристами Российской Федерации, заслуженными деятелями наук, известны как специалисты в соответствующих отраслях права.
Для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов есть дополнительное требование сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей.
Вместе с тем, в отношении кандидатов в военные судьи Указом Президента РФ от 13 марта 1995 года установлено изъятие, «При назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывать срок их военной службы, на офицерских должностях».
Личные качества судьи чрезвычайно важны для принятия законного, обоснованного и справедливого решения. Такие качества, как честность, объективность, непредвзятость, неподкупность, умение терпеливо выслушать каждого участника процесса, рассудительность, способствуют не только осуществлению правосудия, как того требует Конституция и закон, но и играют роль воспитательного, профилактического характера, демонстрируют справедливость суда и правосудия.
Законом установлено, что
судья «обязан неуклонно
Существуют и некоторые запреты для лиц, имеющих судейский статус. Так судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Он не вправе быть даже третейским судьей.
Как указывалось выше, федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи судов Российской Федерации. Так федеральным законом от 15 декабря 2001г. № 169 «Закон о статусе судей» был дополнен новой статьей 4.1, кандидат на должность судьи проходит медицинское освидетельствование и не может занимать эту должность, если не удовлетворяет определенным медицинским критериям.
Отбор кандидатов в судьи в соответствии со ст.5 Указа Президента РФ от 25 декабря 1993 года, № 2289 предусматривает: «Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе». В соответствии со ст.5 «Закона о статусе судей», председатель суда, в котором открылась вакантная должность, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.
Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения от председателя суда, объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.
Любой гражданин, соответствующий установленным к кандидатам требованиям, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.
Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию предоставляются:
- Подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;
- Анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;
- Подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия;
- Документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;
- Подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копия.
Квалификационный экзамен принимается экзаменационной комиссией, состоящей при соответствующей квалификационной коллегии судей. После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к претенденту на должность судьи, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.
Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и поданных о кандидате сведений.
Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи для издания Указа Президента РФ.
В случае несогласия с указанным решением, председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей.
В соответствии с положением
об этой Комиссии она выносит свое
заключение о рекомендации Президенту
назначить соответствующих суде
Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет, а для судей конституционных (уставных) судов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.
Судья федерального суда,
за исключением судей