Конституционно-правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование конституционно-правовых норм и выявление их особенностей.
Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и содержание конституционно-правовой нормы;
- проанализировать и сравнить точки зрения ученых о конституционно-правовой норме, складывающиеся на разных этапах исторического развития;
- провести анализ структуры конституционно-правовой нормы;
- классифицировать конституционно-правовые нормы;
- обозначить особенности конституционно-правовых норм.

Содержание работы

Введение ___________________________ __________________________3
Глава 1 Конституционно – правовые нормы,
история развития, понятие, признаки _______________________5

1.1 История развития теории конституционно-правовой нормы_________5

1.2. Понятие конституционно правовых норм________________________8
Глава 2 Особенности конституционно-правовых норм________________13
2.1. Структура конституционно-правовых норм______________________13
2.2. Классификация конституционно-правовых норм__________________19
Заключение ____________________________________________________23
Библиография __________________________________________________ 25

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 56.84 Кб (Скачать файл)

 

 

                                             Содержание

Введение ___________________________ __________________________3

Глава 1 Конституционно –  правовые нормы,

              история развития, понятие, признаки  _______________________5

 

    1. История развития теории конституционно-правовой нормы_________5

 

1.2. Понятие конституционно  правовых норм________________________8

Глава 2 Особенности конституционно-правовых норм________________13

2.1. Структура конституционно-правовых  норм______________________13

2.2. Классификация конституционно-правовых  норм__________________19

Заключение ____________________________________________________23

Библиография __________________________________________________ 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

За последнее десятилетие  Россия прошла большой и сложный  путь развития к демократической  общественно-политической системе. В  стране формируются гражданское  общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека.  Едва ли не самым динамичным в этих процессах  является развитие конституционного права  как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и  политической системе.

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права  Российской Федерации. Устанавливая в  своих нормах основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они не касались, эта отрасль тем  самым дает ориентиры правового  регулирования во всех сферах общественных отношений. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом определяется его системообразующая роль.

Один из важнейших постулатов современной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобы охранять его свободу и  содействовать благополучию. Но как  обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне  прочной государственности, она  легко может выродиться в анархию  и вседозволенность, а если государственность  строится на отказе от свободы, человек  попадает в оковы тоталитарного  гнета. Нахождение баланса власти и  свободы составляет главный смысл  конституционного права.

Конституционное право - юридическая  основа демократии, ее закрепление  и мера. Демократия - широкое понятие, включающее экономический, социальный и политический аспекты. Конституционное  право призвано закреплять основы народовластия  во всех этих аспектах, поскольку современная  демократия это не стихийное, а упорядоченное  состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения.

Тема курсовой работы является весьма актуальной из-за огромной значимости рассматриваемых норм, так же необходимо заметить, что теория конституционно-правовых норм недостаточно изучена в науке  конституционного права, вследствие чего вызывает многочисленные дискуссии.

Целью данной курсовой работы является исследование конституционно-правовых норм и выявление их особенностей.

Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие и  содержание конституционно-правовой  нормы;

- проанализировать и сравнить  точки зрения ученых о конституционно-правовой  норме, складывающиеся на разных  этапах исторического развития;

- провести анализ структуры  конституционно-правовой нормы;

- классифицировать конституционно-правовые  нормы;

- обозначить особенности конституционно-правовых норм.

Предметом изучения курсовой работы являются конституционно-правовые нормы.

Исследованию конституционно-правовых норм посвятили свои работы следующие  авторы: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А., Баглай М.В., Козлова Е.И., Кутафин О.Е. и некоторые другие. Из нормативно-правовых актов в написании курсовой работы имеет наибольшее значение Конституция Российской Федерации, которая содержит большую часть конституционно-правовых норм.

Для раскрытия темы и достижения поставленных задач важное значение имеет вопрос об используемых методах. В данной курсовой работе используется анализ, а также исторический, логический, сравнительный и системный методы.

 

 

Глава 1 Конституционно – правовые нормы, история развития, понятие,

              признаки

       1.1 История развития теории конституционно-правовой нормы

 

Переименование отрасли  государственного права в конституционное  неизбежно повлекло за собой и  переименование государственно-правовых норм в конституционно-правовые. Государственное или конституционное право – этот вопрос был объектом научного спора в досоветской государственно-правовой литературе, являлся дискуссионным в советском государствоведении.

Выяснению специфики предмета регулирования государственного (конституционного) права как особой отрасли права было посвящено множество исследований, где высказывались различные взгляды. В течение 60 - 70х годов эти различия в основном принимали форму полемики сторонников «конституционного» и «государственного» права. Причем в каждом из этих направлений не было единства не только по вопросу о предмете данной отрасли права, но и о её названии. Некоторые сторонники переименования государственного права в конституционное считали, что название не имеет существенного значения. Другие, напротив, полагали, что данный вопрос имеет принципиальный характер.

Так же существовали различные подходы к определению понятия конституционно-правовой нормы. Дореволюционная наука и наука 20 – 50х годов XX в. не акцентировала внимания на особенностях норм этой отрасли права. Первые работы, посвященные этим вопросам, появились в нашей стране в конце 50х годов. По времени их появление совпало с дискуссией о проблеме наименования отрасли и содержания ее предмета.

Декларативный характер советских Конституций, закреплял полновластие советского народа, политическую основу общества в виде Советов, руководящую роль партии. Эти нормы не укладывались в традиционное представление о структуре норм права, состоящих из гипотезы, диспозиции и санкции. В них отсутствовало выражение какого -либо определенного правила поведения. Это давало основание утверждать некоторым ученым, что эти нормы имеют лишь описательный или констатирующий, а не нормативный характер.

Противники этой позиции утверждали иное. Они считали, что указанные положения имеют нормативный характер и регулируют конкретные общественные отношения, но действуют не непосредственно, а через другие нормы, содержащиеся в иных отраслях права. При этом они устанавливают исходные начала, основы государственного и общественного строя страны.

Определенный компромисс в этот вопрос внесла концепция так  называемой комплексной нормы государственного права. Суть ее состояла в том, что нормы этой отрасли права регулируют базовые, основополагающие отношения и, преимущественно, получают закрепление в Конституции. С этим связано отсутствие в ряде случаев традиционной трехчленной структуры конституционно-правовой нормы. Однако это не означает, что в такой норме вообще отсутствует гипотеза или санкция. В ряде случаев они получают закрепление в других нормативно-правовых актах, в том числе – входящих в иные отрасли права.

В том случае, когда государственно-правовая норма не совпадает со статьей  закона, она и приобретает так  называемый «комплексный» характер. П.Е. Недбайло считал, что такое «несовпадение норм права и их элементов со статьями закона диктуется жизнью, удобствами законодательства и целенаправленностью нормативных актов».1 В качестве примера ученый привел норму Конституции о неприкосновенности личности и соответствующую статью Уголовного кодекса об ответственности за заведомо незаконный арест. В данном примере санкция комплексной нормы содержится в статье Уголовного кодекса.

Противники теории комплексной  нормы отрицали возможность установления санкции государственно-правовой нормы  в других статьях закона или вообще в других нормативно-правовых актах. Они считали, что при определенной структуре частей конституционных норм их следует искать лишь в основных законах. В качестве аргумента указывали на то, что конституционная норма обладает высшей юридической силой и может быть изменена лишь в особом порядке.2

В отечественной юридической  литературе в течение многих лет  шла дискуссия о правовой природе  тех норм Конституции, которые закрепляют общие положения и принципы. Так, В.С. Основин считал, что конституционные нормы, закрепляющие основные принципы организации общества и государства, не могут состоять из нескольких элементов, а состоят лишь из одного сформулированного в них принципа. Таким образом, он не только признавал их юридическими нормами, но и отрицал теорию «комплексной нормы».3

Б.В. Щетинин отмечал, что  «то обстоятельство, что значительная часть государственно-правовых норм установлена в виде конституционных  принципов, подчеркивает ведущую роль этой отрасли права, но не служит поводом  и не дает никаких оснований отрицать правовой характер этих норм».4

В последующий период 80-х  годов проблема определения существа норм государственного права перестала  волновать советских ученых. Поэтому  большинство из них сводили определение  юридических норм государственного права к правилам поведения, регулирующим отношения, составляющие предмет этой отрасли права.

 

 

 

1.2. Понятие конституционно - правовых норм

На каком - то этапе развития общества наступает необходимость в потребности упорядочивания существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, модели. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество.

В своей повседневной жизни  и деятельности люди руководствуются  различными нормами и правилами, которые выбрала цивилизация. К ним относятся моральные нормы, правовые, политические, эстетические, корпоративные, а так же религиозные обычаи. Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников общественных отношений.

Для понимания конституционно-правовой нормы, как разновидности нормы  права, необходимо, прежде всего, уяснить, что представляет собой сама норма  права.

Юридическая норма - исходный, главный элемент права, основополагающее понятие всей правовой системы. Процесс  формирования и реализации права, законодательство, все юридические понятия и конструкции и даже теории в своей основе прямо или косвенно имеют юридическую норму.5 Конституционное право, как и любая иная отрасль права, представляет собой совокупность норм и институтов, посредством которых регулируется предмет конституционного права. Как отмечается в литературе, понятие «конституционно-правовые нормы» охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права.6

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

В литературе есть другие определения: «Конституционно-правовые нормы - это  общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах  правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование  общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем  установления прав и обязанностей их участников».7

При рассмотрении конституционно-правовых норм, можно сказать, что они имеют  общие черты для всех социальных норм, т.е. общие признаки для всех правовых норм, отличающих их от иных социальных норм (морали, традиций, обычаев и др.), так же признаки, отличающие конституционно-правовые нормы от норм иных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и т.д.).

Теперь рассмотрим признаки, характеризующие конституционно-правовые нормы как правовые нормы, имеющие  черты, общие для всех социальных норм.

К ним можно отнести:

1. Нормы конституционного  права – это продукт правотворческой  деятельности государства, как  и иные правовые нормы (кроме  социальных норм морали, обычаев,  традиций и др.);

2. Конституционно-правовые  нормы, как и нормы иных отраслей  права, – это государственно-властные  предписания; 

3. Конституционно-правовые  нормы являются формально-определенными,  т.е. выраженными в письменной  форме, как и другие нормы права. Что отличает их от норм морали, обычаев, традиций и др.;

4. Как и нормы иных отраслей права, конституционно-правовые нормы носят обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения всеми гражданами, организациями и объединениями, физическими и юридическими лицами и органами государства;

5. Подобно иным нормам права и иным социальным нормам, конституционно-правовые нормы - это правила общего характера. Они обращены ко всем без исключения гражданам России, а некоторые из них - также к иностранцам и лицам без гражданства.8 Так в ст.2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы «являются высшей ценностью», ч.4 ст. 3 Конституции РФ говорит нам от том, что, «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина» - обязанность государства, предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону;

Информация о работе Конституционно-правовые нормы