Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 17:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование конституционно-правовых норм и выявление их особенностей.
Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и содержание конституционно-правовой нормы;
- проанализировать и сравнить точки зрения ученых о конституционно-правовой норме, складывающиеся на разных этапах исторического развития;
- провести анализ структуры конституционно-правовой нормы;
- классифицировать конституционно-правовые нормы;
- обозначить особенности конституционно-правовых норм.
Введение ___________________________ __________________________3
Глава 1 Конституционно – правовые нормы,
история развития, понятие, признаки _______________________5
1.1 История развития теории конституционно-правовой нормы_________5
1.2. Понятие конституционно правовых норм________________________8
Глава 2 Особенности конституционно-правовых норм________________13
2.1. Структура конституционно-правовых норм______________________13
2.2. Классификация конституционно-правовых норм__________________19
Заключение ____________________________________________________23
Библиография __________________________________________________ 25
Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.
По функциям, которые выполняют правовые нормы. Их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты, субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).
Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.
Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).
Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции. Коллизионные нормы определяют, какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).
По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).
По степени определенности
предписаний конституционно-
По роли в механизме
правового регулирования
По юридической силе конституционно-правовые
нормы различаются в
По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).
В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем.
Заключение
Подводя итог, можно сказать,
что задачей конституционного права
является установление определенного
социального порядка в
Как показывает практика, в процессе реализации народовластия конституционные нормы, принципы, институты могут приносить положительные результаты. Значит, воля законодателя (народа), ставшая государственной волей, отражает социальные интересы в конституционном развитии. Оставление без внимания интересов граждан и цели общества вряд ли будет способствовать к определению концепции государственного права, ибо несовпадение социальных целей с полученными результатами воздействия конституционных норм свидетельствует о наличии в обществе скрытых, внутренних причин и законов, которым подчинены определенные факторы общественной жизни.
Конституционно-правовыми нормами являются установленные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства. Многие из этих норм имеют весьма общий характер, причем по своей сути они являются предоставительно - обязывающими. В них нередко отсутствует прямая связь между конкретными правами и обязанностями. Для структуры конституционной нормы характерны гипотеза и диспозиция, а в отдельных случаях - санкция.
Обособление конституционных норм связано со спецификой выполняемых ими функций. Функции не только раскрывают сущность и социальное назначение Конституции, но и характеризуют основные направления воздействия ее на общественные отношения.
Нормы конституционного права можно классифицировать по различным основаниям. В частности, можно выделить следующие виды конституционно-правовых норм: в зависимости от функциональной роли: регулятивные и охранительные; в зависимости от характера воздействия на субъекты права: управомочивающие, обязывающие и запрещающие; в зависимости от характера регулируемых общественных отношений: материальные и процессуальные; в зависимости от метода правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные; в зависимости от времени действия: постоянные и временные; по территории действия (в пределах России, в пределах субъекта Федерации, в пределах муниципальных образований); по кругу лиц, к которым они обращены (общие, специальные); по масштабам и уровню регулирования общественных отношений (нормы-правила, нормы-дефиниции, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы (декларации); по времени опубликования и вступления в силу (со дня официального опубликования, со дня установления их действия, по истечении десяти дней со дня их официального опубликования).
Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты. Правовой институт понимается как совокупность норм права, регулирующих определенный круг однородных и взаимосвязанных общественных отношений, образующих отдельную обособленную группу.
В заключении необходимо сказать,
что в рамках данной курсовой работы
могли быть упущены некоторые
особенности конституционно-
1 Недбайло П.Е. Применение советских правовых норм. М., 2006. С.48
2 Проблемы общей теории права и государства/ Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2001. С.76
3 Основин В.С. Нормы советского государственного права. М., 2003. С.34
4 Курс советского государственного права/ Под ред. Б.В. Щетинина, А.Н. Горшенева. М., 2001. С.26
5 Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 399.
6 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 7.
7 Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик РАЕН А. Веденеев.
М.: Юриспруденция, 2009. С. 5.
8 Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 611.
9 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2008. С. 274.
10 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 8.
11 Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М. 2007. С. 50.
12 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 8.
13 Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 14.
14 Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 17.
15 Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Том I. М., 2002. С. 26.
16 Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М. 2009. С. 317.
17 Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юрист, 2001. С. 18.
18 Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 2008. № 6. С. 15.
19 Пряхина Т.М. Понятие конституционности и реализация Основного закона // Реализация Конституции России. 2004. С. 10.
20 Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юрист, 2001. С. 23.
21 Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юрист, 2001. С. 25.
22 Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юрист, 2001. С. 27.
23 Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. 404.