Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 10:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в построении представления о понятии правового статуса личности (что это вообще такое) и об истории его формирования. Важно понять, что есть правовой статус, что в него входило в разные периоды времени и какие изменения его настигали, то есть как он формировался и как изменялся (это самая главная цель).
Задачами же исследования являются: детальный разбор правового статуса личности, его видов, структурных элементов, их классификация, предпринятые меры государств, а именно РФ, по решению проблемы прав человека, их осуществлению, а также международное сотрудничество в этой области.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………... 2

Глава 1. Правовой статус личности ……………………...... 3
Параграф 1. Понятие правового статуса личности ………....... 3
Параграф 2. Формирование правового статуса личности …… 5
Параграф 3. Структура и виды правового статуса …………… 9
Параграф 4. Конституционные принципы правового статуса
личности ………………………………………………………… 10

Глава 2. Характеристика структурных элементов
правового статуса личности. Международно-правовое
сотрудничество в области прав и свобод человека ……….. 12
Параграф 1. Понятие основных прав и свобод человека и
гражданина ………………………………………………………. 12
Параграф 2. Классификация и виды основных прав и свобод
человека и гражданина ………………………………………….. 13
Параграф 3. Общая характеристика конституционных обязан-
ностей человека и гражданина …………………………………. 20
Параграф 4. Международно-правовое сотрудничество
государств в области прав и свобод человека ………………… 21
Параграф 5. Конституционно-правовые основы гражданства
в РФ ………………………………………………………………. 23
Параграф 6. Конституционные гарантии прав и свобод
человека и гражданина ………………………………………….. 26

Заключение ……………………………………………………… 30

Библиографический список …………………………………… 32

Файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

  Экономические, социальные и культурные права олицетворяют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения. (Впервые они были закреплены в Конституции РСФСР 1918 года).

  Особенности данных  прав: для них характерно такое  общее свойство, как единство  материального (экономического и  социально-культурного) содержания; они нередко выступают как права-гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод; имеют общесоциальную направленность, ибо выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости; требуют в отношении себя более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т. д.) законодательстве; одни права претерпели существенное изменение (право на труд, на образование и т. п.), другие - оказались принципиально новыми для российской правовой системы (это, прежде всего, такие фундаментальные для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности).

В обобщённом плане все  главные изменения в содержании экономических, социальных и культурных прав можно проследить на основе анализа  общей системы данной группы прав и свобод, получающих закрепление в Конституции 1993 года. Она позволяет представить социально-экономические права в виде системного единства (совокупности) следующих групп прав19:

1) рыночно-экономические  права и свободы, обеспечивающие  свободу предпринимательской и иных форм экономической, трудовой деятельности (право частной собственности - ч.1 ст.35 Конституции РФ - и её наследования - ч.4. ст.35; право свободного владения, пользования и распоряжения землёй и другими природными ресурсами - ст.36; право на свободу предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности (ст.34); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37).

2) Социально-культурные  права и свободы, способствующие духовному развитию граждан: право на образование (ч.1ст.43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч.2 ст.43); право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч.3 ст.43); свобода литературного, художественного, научного и технического и других видов творчества, преподавания, право на охрану интеллектуальной собственности (ч.1 ст.44); право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч.2 ст.44).

3) Социальные права,  гарантирующие человеку достойную  жизнь, защиту от негативного  воздействия рынка: право на  гарантированные минимальный размер  оплаты труда, право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч.2 ст.7); право на защиту от безработицы (ч.3 ст.37); право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч.1ст.38); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39); право на жилище (ч.1 ст.40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч.3 ст.40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст.41).

4) Социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое  развитие личности: право на отдых  (ч.5 ст.37); право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42).

5) Социальные права,  способствующие достижению социального  партнёрства в обществе: право создавать профессиональны союзы, иные общественные объединения  для защиты социальных и экономических интересов (ст.13, 30); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку (ч.4 ст.37).

 

Параграф 3. Общая характеристика конституционных обязанностей человека и гражданина.

 

  Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государства к правам человека, но и выполнение гражданином определённых обязанностей, а в случае необходимости и его отказа от осуществления своих прав. Права человека и гражданина становятся реальностью лишь при тех обстоятельствах, когда они неразрывно связаны с обязанностями. Таким образом, права и свободы человека взаимозависимы и взаимодополняемы. Без осуществления своих обязанностей человек не может требовать реализации своих прав.

Признаки конституционных обязанностей:

1) они служат охране, защите и развитию важнейших социальных ценностей;

2) способствуют реализации как личных, так и общественных интересов;

3) имеют высшую юридическую  силу.

К основным обязанностям Конституция РФ относит:

- обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их; обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч.ч.2,3 ст. 38);

- заботиться о сохранении  исторического и культурного  наследия, беречь памятники истории,  культуры, природы (ч.3 ст.44);

- платить законно установленные  налоги и сборы (ст.57);

- сохранять природу  и окружающую среду, бережно  относиться к природным обязанностям (ст.58);

- защищать Отечество  (ст.59).

  Обязанность не  предполагает выбора, но есть  всё-таки небольшие возможности. Например, если несение военной службы противоречит вероисповеданию гражданина, то возможна альтернативная гражданская служба.

  За неисполнение  обязанностей могут быть применены  санкции20.

  Важнейшей обязанностью  органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений является обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (ст.15).

 

Параграф 4. Международно-правое сотрудничество государств в области прав и свобод человека.

 

  Значительным прогрессом в развитии мирового сообщества в XX в. явилось понимание ценности человеческой личности, её достоинства в неразрывной связи с необходимостью обеспечения минимальных гарантий существования и свободного развития индивида. Практическим выражением этого стало стремление передовой мировой общественности определить общечеловеческий минимум прав и свобод, который был бы обеспечен каждому человеку и в любой стране. Основным средством утверждения этих прав и свобод стали разработка и принятие соответствующих международно-правовых документов, обязательных для исполнения государствами, добровольно признавшими их юридическую, политическую и моральную силу.

  В 1945 г. был принят  Устав ООН, провозгласившей в  качестве одной из целей этой  организации осуществление международного сотрудничества в гуманитарной сфере, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам всех людей без исключения. Этот документ явился юридическим и политическим фундаментом для последующего сотрудничества суверенных государств и народов в области прав и свобод человека. Другим важным документом явилась Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Декларация определила минимальный объём прав и свобод, которым должен обладать любой человек в политической, экономической, социальной и культурной сферах общественной жизни, дав перечень конкретных прав. Создатели Декларации провозгласили некий общечеловеческий минимум прав и свобод исходя из своего понимания уровня развития человеческой цивилизации в целом. Декларация не является юридически обязательным документом и имеет характер рекомендации всем народам и государствам мира. Тем не менее, её практическое значение очень велико. Именно на её основе и в развитие её положений в последующем были приняты юридически обязательные международные документы по права человека. Самыми значительными из них являются Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба пакта приняты в 1966 г. и вступили в силу, в том числе для СССР и для России в 1976 г. В настоящее время действуют и многие другие международные соглашения по правам человека.

  Для воплощения  в жизнь внутри государства  юридических норм, содержащихся  в международных соглашениях  по правам и свободам человека, необходима не только трансформация их содержания во внутренне законодательство страны, но и, прежде всего, требуется проведение соответствующей социально-экономической политики, направленной на создание условий для фактического осуществления содержащихся в них требований. В противном случае ценность международно-правовых норм о правах человека остаётся минимальной, а соответствующее государство, не обеспечивающее условий для реализации прав и свобод, должно оцениваться государствами-участниками соглашения как уклоняющееся от взятых на себя обязательств.

  Международное сотрудничество  в области прав человека не  сводится только к выработке  и принятию соответствующих документов  и к необходимости перевода  содержащихся в них норм во  внутренне законодательство стран-участниц  соглашений. Такое сотрудничество необходимо и в дальнейшем в целях успешного выполнения государством принятых на себя обязательств и осуществления международного контроля за их выполнением. В этих целях созданы специальные международные органы, призванные активно содействовать осуществлению соглашений по правам человека. Процесс же формирования международно-правовых принципов и норм по правам человека продолжается и сейчас.

  Всё сказанное  выше не означает того, что  права личности (или некоторые  из них) непосредственно производны исключительно от международного сотрудничества и международного права. Действительные права людей, при всех условиях, остаются всё-таки продуктом конкретного общественного организма. Само по себе международно-правовое регулирование положения человека в обществе может иметь большое значение и играть существенную роль в свете решения проблемы прав личности. Но при этом оно всегда является производным, вторичным по отношению к внутренней жизни данного общества, его государственной организации и политической системе в целом, поскольку всегда опосредовано, с одной стороны, суверенной волей государства, а с другой - его социально-экономическим, политическими, культурными и другими особенностями. В этом смысле никакое право не может быть привнесено извне, помимо общества и государства.

  В то же время  в современном мире резко возросли  взаимосвязь и взаимозависимость  суверенных государств друг от  друга, отдельного государства  и от всего мирового сообщества  в целом. В этих условиях  отдельные права и свободы могут возникать и реализовываться во всё большей степени под воздействием внешних для конкретного общества и государства факторов и, в частности, под воздействием международно-правовых принципов и норм, выработанных практикой международного сотрудничества21.

 

Параграф 5. Конституционно-правовые основы гражданства в РФ.

 

  Под гражданством понимается устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая основана на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Именно с российским гражданством связаны наличие и реализация многих конституционных политических прав и свобод.

  В практическом  плане гражданство проявляется  в виде постоянно существующих отношений между лицом - гражданином при республиканской форме правления и поданным в условиях монархии - с одной стороны, и государством, под юрисдикцией которого находится данное лицо, с другой.

  Содержание этих  отношений являются взаимные  права и обязанности сторон. А именно - государство наделяет это лицо (гражданина, поданного) соответствующими права и свободами, защищает и покровительствует ему за пределами государства. В свою очередь гражданин или поданный безусловно соблюдает законы и все иные исходящие от государства предписания, беспрекословно выполняет конституционные и иные возложенные на него в законодательном порядке обязанности.

  В своей совокупности  эти права и обязанности составляют  политико-правовой статус гражданина  или поданного, который отличает  его как от граждан или поданных другого государства, так и от лиц, не имеющих никакого гражданства или подданства.

  Базируясь на общепризнанных  нормах международного права,  Конституция РФ закрепляет основные  принципы российского гражданства.  К ним относятся: единое гражданство РФ; равное гражданство РФ независимо от оснований приобретения; обладание гражданином РФ на её территории всеми правами и свободами и несение им равных обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ; невозможность лишения российского гражданства или права изменить его; защита и покровительство граждан РФ за её пределами; невозможность высылки за пределы РФ или выдачи другому государству гражданина РФ.

  Впервые на конституционном  уровне (ч.ч.1,2 ст.62 Конституции РФ) гражданину РФ предоставляется иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство), которая реализуется в соответствии с ФЗ или международным договором России. При этом наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

  Порядок приобретения  и прекращения российского гражданства  регулируется законом РФ от 28.11.1991 г. «О гражданстве РФ».

  Закон предусматривает  следующие основания приобретения  гражданства РФ: в результате го признания; по рождению; в порядке регистрации; в результате приёма в гражданство; в результате восстановления в гражданстве; путём выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренными международными договорами России; по иным основаниям, содержащимся в законе.

  Гражданство РФ может быть прекращено: вследствие выхода из гражданства; в результате отмены решения о приёме в гражданстве; путём выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренными международными договорами России; по иным основаниям, предусмотренным законом.

  Делами о гражданстве  РФ ведают следующие государственные  органы: Президент РФ; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; МВД РФ; МИН РФ; дипломатические представительства и консульские учреждения России.

  Порядок рассмотрения  вопросов гражданства регулируется  Положением о порядке рассмотрения  вопросов гражданства РФ, утверждёнными Указом Президента РФ (в редакции от 27.12.1993 г.)22.

 

Параграф 6. Конституционные гарантии прав и свобод.

 

 Гарантии означают условия и средства, с помощью которых государство должно обеспечить гражданам реализацию и защиту прав и свобод. Различают гарантии социально-экономические, политические и юридические. В числе юридических гарантий ведущее место занимают гарантии конституционные. Можно выделить следующие из них.

Информация о работе Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина