Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:01, реферат

Описание работы

Цель данного реферата является анализ конституционных основ федеративного устройства Российской Федерации.
Задачи:
1. изучить исторические и юридические литературные источники по теме данной исследованной работы
2. рассмотреть наиболее значимые исторические события являющие предпосылками формирование Конституционных основ федеративных устройств

Содержание работы

Введение_________________________________________________ 3 стр.
Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации ____________________________________
4 стр.
Заключение______________________________________________ 25 стр.
Используемая литература__________________________________ 27 стр.

Файлы: 1 файл

Referat_konstitutsionnoe_pravo_Sergey-1.docx

— 52.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Конституционные  основы федеративного устройства Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_________________________________________________

3 стр.

Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации ____________________________________

 

4 стр.

Заключение______________________________________________

25 стр.

Используемая  литература__________________________________

27 стр.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государство - сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определение типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используется для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей - формы правления государственного устройства и государственно - правового режима.

Для рассмотрения в данном реферате избранно понятие государственного устройства, а именно федеративное устройство России. Этот вопрос является актуальным уже на протяжении десятка лет и и не теряет своей актуальности до сих пор. Актуальность данного вопроса многократно возрастает как в  среде исследователей правоведов и историков, так и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и не решенными до сих пор вопросами деления государства по национальным, этническим и иным признакам.

Цель данного реферата является анализ конституционных основ федеративного устройства Российской Федерации.

Задачи:

1. изучить исторические  и юридические литературные источники  по теме данной исследованной  работы

2. рассмотреть наиболее  значимые исторические события являющие предпосылками формирование Конституционных основ федеративных устройств

 

Конституционные основы

федеративного устройства Российской Федерации

Государственное устройство - это важнейший элемент государства, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений. Государственное устройство страны зависит от множества факторов: размера территории, численности и национального состава населения, исторических традиций государства, особенностей его политического режима и других факторов. Известны следующие виды государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное .

Определение оптимальной  формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития культуры, обычаев этих национальных групп. Велика роль формы государственного устройства в создании необходимых  политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому могут  мешать как чрезмерная децентрализация, так и чрезмерная централизация  государственной власти.

Федеративные государства  юридически закрепляют добровольность объединения народов, не предусматривают  права выхода субъекта из Федерации. Труднейшей проблемой федеративного  государства является распределение  компетенции между федеральной  властью и властью субъектов  Федерации.

Субъекты могут иметь  свои конституции, гражданство, органы государственной власти. Федеральные  власти совместно с властями субъектов  Федерации определяют федеральную  компетенцию, компетенцию субъектов  и совместную компетенцию.

Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции  РФ и других законодательных актов  политическое устройство наций и  народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ). Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 8 автономных округов - всего 86 субъектов Федерации ФКЗ от 25.03.2004 N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения пермской области и коми-пермяцкого автономного округа"; "Собрание законодательства РФ", 29.03.2004, N 13, ст. 1110.

В Конституции Российской Федерации закреплена федеративная форма государственного устройства. Россия состоит из равноправных субъектов: республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области  и автономных округов. Субъекты Федерации  всех видов перечислены в Конституции  РФ в алфавитном порядке. 1Тем самым указывается на государственные образования, которые составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению друг к другу. В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации. Любое заявление о выходе из состава Федерации является нарушением Конституции РФ.

Одновременно Конституцией РФ предусмотрена возможность расширения состава субъектов Федерации  как за счет вступления новых субъектов  в состав Федерации, так и за счет изменения границ имеющихся субъектов, выделения из них нового.

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации  устанавливается в первую очередь  Конституцией России, а также другими  правовыми актами. Так, республики принимают  свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы. Ряд прав субъектов вытекает из Декларации о государственном  суверенитете РСФСР, Федеративного  договора о разграничении предметов  ведения и полномочий (1992 г.), договоров  Российской Федерации с отдельными субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

Правовой статус субъектов  РФ гарантируется Конституцией России. Субъекты Российской Федерации сами устанавливают свое наименование, а  в случае его изменения новое  наименование подлежит включению в  ст. 65 Конституции РФ. Несмотря на провозглашенное  Конституцией РФ равноправие всех субъектов  РФ, их правовой статус все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены  государствами, в то время как  все другие субъекты такого статуса  не имеют и могут рассматриваться  только как государственные образования. Большинство автономных округов  входят в состав краев и областей и при этом должны рассматриваться  как равноправные субъекты. Такое  положение субъектов РФ дает повод  говорить об асимметричности российского  федерализма.

Равноправие субъектов Российской Федерации проявляется в общем  для всех них определении предметов  ведения, которое вытекает из ст. ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию  федеральных органов государственной  власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе - всех субъектов Российской Федерации. Последние  представлены в Федеральном Собрании РФ, а, следовательно, участвуют в  решении вопросов, относящихся к  предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление вне  пределов ведения Российской Федерации  и совместного ведения они  обладают всей полнотой государственной  власти.

Такое решение проблемы разграничения  предметов ведения и полномочий оставляет за субъектами Федерации  полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос относится к совместному  ведению, то законы и иные правовые акты издаются субъектами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, то они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Субъекты РФ обладают своей  территорией, которая является составной  частью территории Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Система органов государственной  власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно. Есть только два конституционных  требования, которые они должны соблюдать. Во-первых, чтобы эта система соответствовала  основам конституционного строя  Российской Федерации, что, в частности, означает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Во-вторых, система органов власти должна строиться  на основе общих принципов организации  представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. Такие требования Конституции РФ, весьма характерные для федеративных государств, призваны обеспечить принципиальное единообразие организации государственной  власти в Федерации на всех уровнях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  формируются главой администрации. Эти органы вправе принимать на себя определенные полномочия федеральных  органов исполнительной власти (по соглашению с ними) и в свою очередь  передавать федеральным органам  осуществление части своих полномочий. Если акты органов исполнительной власти субъектов РФ противоречат Конституции  РФ, федеральным законам, международным  обязательствам РФ или нарушают права  и свободы человека и гражданина, то Президент РФ вправе приостановить  их действие до решения этого вопроса.

Субъекты Российской Федерации  вправе осуществлять международные  и внешнеэкономические связи. Однако их международная правосубъектность  носит ограниченный характер.2 Они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т.п. Российская Федерация координирует международную деятельность субъектов Федерации.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие  возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В  законодательных органах субъектов  принимается большое число законов  в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и  гражданина, развития экономики и  предпринимательства, социальной поддержки  населения, культуры.

Осветим некоторые особенности  правового статуса республик  в составе Российской Федерации. В отличие от других субъектов  Федерации, республики признаются государствами.3 Однако их государственная власть не является полностью суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус, вернуть переданные Федерации суверенные права можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции России или в соответствии с федеральным конституционным законом.

Республики самостоятельны в определении своих государственных  языков. В органах государственной  власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик  эти языки употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации, т.е. русским языком. В  республиках, в которых титульная  нация составляет большинство населения (6 из 21), законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане. Двуязычие принято и в некоторых республиках, где титульная нация не составляет большинства (Татарстан, Калмыкия).

Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство. Это гражданство носит производный  характер от гражданства Российской Федерации. В силу этого, а также  в связи с тем, что гражданство  относится к ведению Российской Федерации, правом принятия в гражданство  обладает только Российская Федерация.

Конституционные основы федеративного  устройства России включают в свое содержание: закрепление суверенитета и распространение его на всю  территорию Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных  законов на всей территории РФ, целостность  и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного  состава Федерации; закрепление  в качестве основы федеративного  устройства России ее государственной  целостности, единства системы государственной  власти, разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации  и субъектов; равноправие и самоопределение  народов; равноправие субъектов  во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.

Эти положения главы 1 Конституции  РФ, регулирующие вопросы федеративного  устройства, входят в содержание основ  конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке установленном  Конституцией РФ.4

Более детально конституционные основы национально государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции  РФ "Федеративное устройство". В  нормах этой главы закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок  принятия в Федерацию и образования  новых субъектов; основы статуса  каждого из видов субъекта; порядок  изменения статуса субъекта; вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами Федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; гарантии прав коренных малочисленных народов; государственная символика Российской Федерации; предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственной власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.

Информация о работе Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации