Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:01, реферат
Цель данного реферата является анализ конституционных основ федеративного устройства Российской Федерации.
Задачи:
1. изучить исторические и юридические литературные источники по теме данной исследованной работы
2. рассмотреть наиболее значимые исторические события являющие предпосылками формирование Конституционных основ федеративных устройств
Введение_________________________________________________ 3 стр.
Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации ____________________________________
4 стр.
Заключение______________________________________________ 25 стр.
Используемая литература__________________________________ 27 стр.
«Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение______________________ |
3 стр. |
Конституционные
основы федеративного устройства Российской
Федерации ____________________ |
4 стр. |
Заключение____________________ |
25 стр. |
Используемая
литература____________________ |
27 стр. |
Введение
Государство - сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования. Как не существует двух совершенно одинаковых людей, так не существует двух совершенно одинаковых государств. И в определение типа государства нам помогает такое понятие как форма государства. Понятие формы позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используется для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей - формы правления государственного устройства и государственно - правового режима.
Для рассмотрения в данном реферате избранно понятие государственного устройства, а именно федеративное устройство России. Этот вопрос является актуальным уже на протяжении десятка лет и и не теряет своей актуальности до сих пор. Актуальность данного вопроса многократно возрастает как в среде исследователей правоведов и историков, так и простых людей, наблюдавших сначала за распадом союзного государства СССР в суверенные государства и последующие проблемы в этих государствах, затем за распадом и гражданской войной в Югославии и не решенными до сих пор вопросами деления государства по национальным, этническим и иным признакам.
Цель данного реферата является анализ конституционных основ федеративного устройства Российской Федерации.
Задачи:
1. изучить исторические
и юридические литературные
2. рассмотреть наиболее значимые исторические события являющие предпосылками формирование Конституционных основ федеративных устройств
Конституционные основы
федеративного устройства Российской Федерации
Государственное устройство - это важнейший элемент государства, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений. Государственное устройство страны зависит от множества факторов: размера территории, численности и национального состава населения, исторических традиций государства, особенностей его политического режима и других факторов. Известны следующие виды государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное .
Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития культуры, обычаев этих национальных групп. Велика роль формы государственного устройства в создании необходимых политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому могут мешать как чрезмерная децентрализация, так и чрезмерная централизация государственной власти.
Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, не предусматривают права выхода субъекта из Федерации. Труднейшей проблемой федеративного государства является распределение компетенции между федеральной властью и властью субъектов Федерации.
Субъекты могут иметь свои конституции, гражданство, органы государственной власти. Федеральные власти совместно с властями субъектов Федерации определяют федеральную компетенцию, компетенцию субъектов и совместную компетенцию.
Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ). Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 8 автономных округов - всего 86 субъектов Федерации ФКЗ от 25.03.2004 N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения пермской области и коми-пермяцкого автономного округа"; "Собрание законодательства РФ", 29.03.2004, N 13, ст. 1110.
В Конституции Российской
Федерации закреплена федеративная
форма государственного устройства.
Россия состоит из равноправных субъектов:
республик, краев, областей, городов
федерального значения, автономной области
и автономных округов. Субъекты Федерации
всех видов перечислены в
Одновременно Конституцией
РФ предусмотрена возможность
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации - уставы. Ряд прав субъектов вытекает из Декларации о государственном суверенитете РСФСР, Федеративного договора о разграничении предметов ведения и полномочий (1992 г.), договоров Российской Федерации с отдельными субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.
Правовой статус субъектов
РФ гарантируется Конституцией России.
Субъекты Российской Федерации сами
устанавливают свое наименование, а
в случае его изменения новое
наименование подлежит включению в
ст. 65 Конституции РФ. Несмотря на провозглашенное
Конституцией РФ равноправие всех субъектов
РФ, их правовой статус все же не во
всем одинаков. Различие вытекает, например,
из того, что республики объявлены
государствами, в то время как
все другие субъекты такого статуса
не имеют и могут рассматриваться
только как государственные
Равноправие субъектов Российской
Федерации проявляется в общем
для всех них определении предметов
ведения, которое вытекает из ст. ст.
71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты РФ
не вправе вмешиваться в компетенцию
федеральных органов
Такое решение проблемы разграничения предметов ведения и полномочий оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос относится к совместному ведению, то законы и иные правовые акты издаются субъектами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами по этому вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, то они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
Субъекты РФ обладают своей территорией, которая является составной частью территории Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.
Система органов государственной
власти устанавливается субъектами
Российской Федерации самостоятельно.
Есть только два конституционных
требования, которые они должны соблюдать.
Во-первых, чтобы эта система
Органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
формируются главой администрации.
Эти органы вправе принимать на себя
определенные полномочия федеральных
органов исполнительной власти (по
соглашению с ними) и в свою очередь
передавать федеральным органам
осуществление части своих
Субъекты Российской Федерации
вправе осуществлять международные
и внешнеэкономические связи. Однако
их международная
Конституционно-правовой статус
субъектов РФ обеспечивает им широкие
возможности по регулированию деятельности
граждан на своей территории. В
законодательных органах
Осветим некоторые особенности правового статуса республик в составе Российской Федерации. В отличие от других субъектов Федерации, республики признаются государствами.3 Однако их государственная власть не является полностью суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить этот статус, вернуть переданные Федерации суверенные права можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции России или в соответствии с федеральным конституционным законом.
Республики самостоятельны
в определении своих
Конституции республик обычно
предусматривают свое гражданство.
Это гражданство носит
Конституционные основы федеративного
устройства России включают в свое
содержание: закрепление суверенитета
и распространение его на всю
территорию Российской Федерации; верховенство
федеральной Конституции и
Эти положения главы 1 Конституции
РФ, регулирующие вопросы федеративного
устройства, входят в содержание основ
конституционного строя Российской
Федерации и не могут быть изменены
иначе как в порядке
Более детально конституционные основы национально государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ "Федеративное устройство". В нормах этой главы закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в Федерацию и образования новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта; вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами Федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; гарантии прав коренных малочисленных народов; государственная символика Российской Федерации; предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственной власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.
Информация о работе Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации