Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:01, реферат
Цель данного реферата является анализ конституционных основ федеративного устройства Российской Федерации.
Задачи:
1. изучить исторические и юридические литературные источники по теме данной исследованной работы
2. рассмотреть наиболее значимые исторические события являющие предпосылками формирование Конституционных основ федеративных устройств
Введение_________________________________________________ 3 стр.
Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации ____________________________________
4 стр.
Заключение______________________________________________ 25 стр.
Используемая литература__________________________________ 27 стр.
Принцип равноправия субъектов
РФ наделяет государствоподобные
Принцип единства системы
государственной власти. В соответствии
со ст. 5 Конституции РФ федеративное
устройство Российской Федерации основано
на ее государственной целостности,
единстве системы государственной
власти. Наряду с территориальной
целостностью единство системы государственной
власти является непременным условием
государственной целостности. Вместе
с этим названный принцип должен
учитывать особенности и
Принцип единства системы
государственной власти - более широкое
понятие, нежели принцип единства системы
органов государственной
Требование единства системы
органов государственной власти
означает их определенную соподчиненность
(субординацию). Соподчиненность может
выразиться как в полной централизации
системы, что характерно только для
унитарного государства, так и в
наличии отдельных элементов
централизации, допустимых, а по определенным
вопросам и объективно необходимых
и в федеративных государствах. Речь
идет об элементах централизации
при осуществлении
В соответствии с Конституцией РФ принцип единства системы органов государственной власти непосредственно закрепляется в отношении системы органов исполнительной и судебной власти.
Система органов исполнительной власти в Российской Федерации определяется в Конституции РФ с учетом федеративного устройства России. Особенность единства системы органов исполнительной власти раскрывается в ст.ст. 77 и 78 Конституции России. Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ лишь в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.12 Таким образом, если в унитарном государстве принцип единства системы органов исполнительной власти распространяется на все сферы ведения, то в федеративном - на предметы ведения Российской Федерации и частично - совместного ведения.
Федеральные органы исполнительной
власти могут, но не обязательно создают
свои территориальные органы в субъектах
Федерации и назначают
Принцип единства правового
и экономического пространства РФ.
С одной стороны, устанавливаются
определенные условия правотворческой
и правоприменительной
Принцип разграничения предметов
ведения между РФ и субъектами
РФ (базовый принцип) лежит в основе
всей системы принципов российского
федерализма. Принцип разграничения
предметов ведения между РФ и
ее субъектами формально-юридически не
закреплен в качестве принципа российского
федерализма. В ч. 3 ст. 5 Конституции
РФ основой федеративного
Конституционное разграничение
предметов ведения между РФ и
ее субъектами имеет определенные правовые
последствия, вытекающие из ст.ст. 71-73,
76 Основного закона России. Во-первых,
разграничение предметов
Анализируя конституционно-
Особо следует отметить,
что российский федерализм в своем
развитии исходит из принципа приоритета
прав человека и гражданина. Это
подтверждает ст. 19 Конституции РФ,
закрепившая норму о том, что
государство гарантирует
Однако реализация ряда прав и свобод человека и гражданина неразрывно связана с его национальной самоидентификацией. 15Поэтому в рамках развития конституционного федерализма закреплено и право определять свой родной язык, государство обязуется предоставить возможность пользоваться им, воспитывать и учить детей. Российская Федерация на конституционном уровне гарантирует всем ее народам право на пользование родным языком, создание условий для его сохранения и развития, гарантирует права коренных малочисленных народов, защиту прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и многое другое.
Следует отметить, что правовые
основы федерализма, нашедшие отражение
в Конституции РФ, так или иначе
конкретизируются в системе законодательства
Российской Федерации. К примеру, такие
принципы как разграничение предметов
ведения и полномочий между органами
государственной власти РФ и ее субъектов,
равноправия субъектов РФ нашли
отражение в Федеральном законе
от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих
принципах организации
Итак, основу российского
федерализма в Конституции
.
Заключение
Итак, проанализировав и изучив нормы Конституции Российской Федерации, касающиеся федеративного устройства, изучив иные нормативно-правовые акты по данному вопросу, рассмотрев учебную и научную литературу по данной теме, я могу сказать, что цели и задачи курсовой работы достигнуты в полном объеме. Полученный материал в заключении позволяет сделать следующие выводы:
- Федеративное государство (от позднелат. foederatio – «союз, объединение») – сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство для решения общих долгосрочных задач.
- Федерализм – понятие более широкое, нежели федерация. Он определяется как принцип, концепция, парадигма государственного устройства, позволяющая обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях. Как принцип федерализм воплощает. Характерными особенностями российского федерализма являются: многосубъектность, не предусмотрено изменение субъектного состава РФ по инициативе федерального центра, не предусмотрено право субъекта на односторонний выход из состава РФ – право сецессии, основание выделения субъектов – национальный и территориальный признаки.
- СССР на период 1922г являлся федеративным государством, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Считалось, что субъекты федерации являются национальными по форме и социалистическими по содержанию
- Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным с точки зрения организации государственной власти. После распада СССР начинается тенденция суверенизации субъектов в составе Российской Федерации, растут сепаратные настроения. Федеративный договор 1992 г остановил данную тенденцию.
- После 1993 г. российский федерализм вступил на новый этап своего развития. Развивалось законодательство, проводилась реформа федерализма. В последнее время наблюдаются тенденции к укрупнению субъектов путем их объединения (соответственно, сокращение их количества), а также к централизации компетенции у федерального центра.
- В целом становление современного федерального государства прошло сложный и противоречивый путь, процесс реформирования и модернизации продолжается и по сей день. Это было отмечено Президентом РФ в его Послании Федеральному Собранию в 2008 г.
- Основу российского федерализма в Конституции России составляют ряд принципов. Это такие принципы как государственная целостность, единство системы государственной власти, построение Федерации по смешанному национальному и территориальному принципу, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, равноправия субъектов РФ и др.
Используемая литература
Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.
Баглай М.В. Конституционное
право Российской Федерации. М.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1996 г.
Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М., 2000 г., стр. 249-251.
Статьи.
.Баргондия Б.А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий // Социально-политический журнал. – 1996 г. №4, стр. 56-67.
“Комментарии к Конституции РФ” под редакции В.Д. Зорькина
Ресурсы Интернет.
12.Саликов М. Национальный федерализм России. – Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/ .
Размещено
1 Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). – М.: Эксмо, 2010 г, стр.34
Информация о работе Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации