Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:01, реферат

Описание работы

Цель данного реферата является анализ конституционных основ федеративного устройства Российской Федерации.
Задачи:
1. изучить исторические и юридические литературные источники по теме данной исследованной работы
2. рассмотреть наиболее значимые исторические события являющие предпосылками формирование Конституционных основ федеративных устройств

Содержание работы

Введение_________________________________________________ 3 стр.
Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации ____________________________________
4 стр.
Заключение______________________________________________ 25 стр.
Используемая литература__________________________________ 27 стр.

Файлы: 1 файл

Referat_konstitutsionnoe_pravo_Sergey-1.docx

— 52.25 Кб (Скачать файл)

Принцип равноправия субъектов  РФ наделяет государствоподобные образования  равными правами и обязанностями, независимо от их экономического, культурного, исторического, социального и иного  развития. Он не допускает установления каких-либо привилегий в отношении  некоторых из них. В то же время  отдельным субъектам РФ предоставляются  дополнительные права и льготы.11 Поэтому вопрос о равноправии составных частей Российского государства до сих пор является дискуссионным.

Принцип единства системы  государственной власти. В соответствии со ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной  власти. Наряду с территориальной  целостностью единство системы государственной  власти является непременным условием государственной целостности. Вместе с этим названный принцип должен учитывать особенности и своеобразие  субъектов Федерации.

Принцип единства системы  государственной власти - более широкое  понятие, нежели принцип единства системы  органов государственной власти. Наряду с первым он выражается в  единой политике законотворчества, государственного регулирования и управления, в  наличии механизмов координации  деятельности и институтов представительства. В целом организация государственной  власти в Российской Федерации строится на основе целесообразного единообразия систем государственной власти Федерации  и ее субъектов, обеспечивающего  соблюдение основ конституционного строя Российской Федерации, прав и  свобод человека и гражданина, координации  деятельности в сферах совместного  ведения, взаимоконтроле и взаимоответственности, единой системе законодательного регулирования, правового и судебного контроля.

Требование единства системы  органов государственной власти означает их определенную соподчиненность (субординацию). Соподчиненность может  выразиться как в полной централизации  системы, что характерно только для  унитарного государства, так и в  наличии отдельных элементов  централизации, допустимых, а по определенным вопросам и объективно необходимых  и в федеративных государствах. Речь идет об элементах централизации  при осуществлении государственного, в том числе судебного и  иного правового контроля, о возможности  органов государственной власти вышестоящего уровня применять в  предусмотренных законом случаях меры государственно-правового воздействия на государственные органы нижестоящего уровня, о нормативно-методическом регулировании и т.п.

В соответствии с Конституцией РФ принцип единства системы органов  государственной власти непосредственно  закрепляется в отношении системы  органов исполнительной и судебной власти.

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации определяется в Конституции РФ с учетом федеративного  устройства России. Особенность единства системы органов исполнительной власти раскрывается в ст.ст. 77 и 78 Конституции  России. Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции  РФ лишь в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Федерации  по предметам совместного ведения  Федерации и субъектов РФ федеральные  органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.12 Таким образом, если в унитарном государстве принцип единства системы органов исполнительной власти распространяется на все сферы ведения, то в федеративном - на предметы ведения Российской Федерации и частично - совместного ведения.

Федеральные органы исполнительной власти могут, но не обязательно создают  свои территориальные органы в субъектах  Федерации и назначают соответствующих  должностных лиц (ч. 1 ст. 78 Конституции  РФ). Допускается возможность использования  двух организационных форм реализации компетенции по предметам ведения  Федерации - создание собственных территориальных  подразделений и наделение этими  полномочиями органов государственной  власти субъектов РФ.

Принцип единства правового  и экономического пространства РФ. С одной стороны, устанавливаются  определенные условия правотворческой  и правоприменительной деятельности, которые позволяют учесть особенности  составных частей Федерации и  обеспечить единство правового пространства. С другой стороны, создается единый внутренний рынок, который способствует развитию экономических связей между регионами и повышению уровня их благосостояния, а также создает условия для добросовестной конкуренции между субъектами Федерации с целью создания благоприятной обстановки, гарантирующей свободное развитие и достойные условия для жизни.

Принцип разграничения предметов  ведения между РФ и субъектами РФ (базовый принцип) лежит в основе всей системы принципов российского  федерализма. Принцип разграничения  предметов ведения между РФ и  ее субъектами формально-юридически не закреплен в качестве принципа российского  федерализма. В ч. 3 ст. 5 Конституции  РФ основой федеративного устройства РФ провозглашается разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ.13 Однако его необходимо рассматривать как производный принцип, так как предметы ведения РФ и ее субъектов предопределяют предметы ведения и полномочия органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Предметы ведения РФ и ее субъектов разграничиваются Конституцией РФ, что выступает существенной гарантией федерализма и стабилизирующим фактором. Разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерального и регионального уровней осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Конституционное разграничение  предметов ведения между РФ и  ее субъектами имеет определенные правовые последствия, вытекающие из ст.ст. 71-73, 76 Основного закона России. Во-первых, разграничение предметов ведения  между РФ и ее субъектами осуществляется только Конституцией РФ. Во-вторых, перечень вопросов исключительного ведения  РФ и совместного ведения РФ и  субъектов РФ не подлежит перераспределению. В-третьих, по вопросам исключительного  ведения РФ принимаются только федеральные  законы. В-четвертых, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральный центр осуществляет рамочное регулирование. Государствоподобные образования (субъекты РФ) принимают нормативные акты в развитие федерального законодательства. В-пятых, правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, которые регулируют вопросы, отнесенные к предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. В-шестых, субъекты РФ самостоятельно осуществляют правовое регулирование вопросов, не отнесенных к исключительному ведению федерального центра и совместному ведению федерального центра и регионов. В-седьмых, Конституция России разграничивает именно предметы ведения РФ и ее субъектов, а не предметы ведения и полномочия органов государственной власти центра и регионов.

Анализируя конституционно-правовые принципы построения Российской Федерации, нельзя не оставить без внимания, что  Конституция РФ не содержит раздела  о национально-государственном устройстве.14 Это можно рассматривать не только как гарантию равноправия субъектов Российской Федерации независимо от национального состава проживающего в них населения, но и признание, что Россию населяет многонациональный народ, объединяемый общей судьбой, а следовательно, все государственные органы должны исходить из необходимости сохранения исторически сложившегося государственного единства.

Особо следует отметить, что российский федерализм в своем  развитии исходит из принципа приоритета прав человека и гражданина. Это  подтверждает ст. 19 Конституции РФ, закрепившая норму о том, что  государство гарантирует равенство  прав и свобод человека и гражданина независимо, в частности, от расы, национальности или языковой принадлежности. Гарантией  равноправия граждан независимо от их национальной принадлежности являются и положения ст. 26, которая предоставляет  право гражданам России определять и указывать свою национальную принадлежность. Все это свидетельствует о  том, что федеративное устройство, дополняя горизонтальное разделение государственной власти делением по вертикали, тем самым становится надежным средством ограничения государственной власти в системе "сдержек и противовесов", что повышает степень безопасности реализации прав и свобод человека и гражданина, которые составляют основу конституционного строя любого демократического государства.

Однако реализация ряда прав и свобод человека и гражданина неразрывно связана с его национальной самоидентификацией. 15Поэтому в рамках развития конституционного федерализма закреплено и право определять свой родной язык, государство обязуется предоставить возможность пользоваться им, воспитывать и учить детей. Российская Федерация на конституционном уровне гарантирует всем ее народам право на пользование родным языком, создание условий для его сохранения и развития, гарантирует права коренных малочисленных народов, защиту прав национальных меньшинств, исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и многое другое.

Следует отметить, что правовые основы федерализма, нашедшие отражение  в Конституции РФ, так или иначе  конкретизируются в системе законодательства Российской Федерации. К примеру, такие  принципы как разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, равноправия субъектов РФ нашли  отражение в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Итак, основу российского  федерализма в Конституции России составляют ряд принципов. Это такие  принципы как государственная целостность, единство системы государственной  власти, построение Федерации по смешанному национальному и территориальному принципу, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, равноправия субъектов РФ и др.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, проанализировав и  изучив нормы Конституции Российской Федерации, касающиеся федеративного  устройства, изучив иные нормативно-правовые акты по данному вопросу, рассмотрев учебную и научную литературу по данной теме, я могу сказать, что  цели и задачи курсовой работы достигнуты в полном объеме. Полученный материал в заключении позволяет сделать  следующие выводы:

- Федеративное государство (от позднелат. foederatio – «союз, объединение») – сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство для решения общих долгосрочных задач.

- Федерализм – понятие более широкое, нежели федерация. Он определяется как принцип, концепция, парадигма государственного устройства, позволяющая обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях. Как принцип федерализм воплощает. Характерными особенностями российского федерализма являются: многосубъектность, не предусмотрено изменение субъектного состава РФ по инициативе федерального центра, не предусмотрено право субъекта на односторонний выход из состава РФ – право сецессии, основание выделения субъектов – национальный и территориальный признаки.

- СССР на период 1922г являлся федеративным государством, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Считалось, что субъекты федерации являются национальными по форме и социалистическими по содержанию

- Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным с точки зрения организации государственной власти. После распада СССР начинается тенденция суверенизации субъектов в составе Российской Федерации, растут сепаратные настроения. Федеративный договор 1992 г остановил данную тенденцию.

- После 1993 г. российский федерализм вступил на новый этап своего развития. Развивалось законодательство, проводилась реформа федерализма. В последнее время наблюдаются тенденции к укрупнению субъектов путем их объединения (соответственно, сокращение их количества), а также к централизации компетенции у федерального центра.

- В целом становление современного федерального государства прошло сложный и противоречивый путь, процесс реформирования и модернизации продолжается и по сей день. Это было отмечено Президентом РФ в его Послании Федеральному Собранию в 2008 г.

- Основу российского федерализма в Конституции России составляют ряд принципов. Это такие принципы как государственная целостность, единство системы государственной власти, построение Федерации по смешанному национальному и территориальному принципу, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, равноправия субъектов РФ и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература

Червонюк В.И.Конституционное право России.  М.: Термика, Инфра-М, 2004.

 

 Абдулатипов  Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.

 Баглай М.В. Конституционное  право Российской Федерации. М., 2000, стр. 294-298

Хропанюк В.Н. Теория государства  и права. М., 1996 г.

Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. Краткий  учебник для вузов. М., 2000 г., стр. 249-251.

Статьи.

.Баргондия Б.А. Российский  федерализм: разграничение предметов  ведения и полномочий // Социально-политический  журнал. – 1996 г. №4, стр. 56-67.

“Комментарии к Конституции РФ” под редакции В.Д. Зорькина

 

Ресурсы Интернет.

12.Саликов М. Национальный федерализм России. – Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/ .

Размещено

1 Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева). – М.: Эксмо, 2010  г, стр.34

Информация о работе Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации