Анализируя конституционные основы
федеративного устройства России, следует
отметить, что общественные отношения
в этой сфере во многом регулируются
положениями Федеративного договора
1992 г. По своему содержанию Федеративный
договор состоит из "Договора
о разграничении предметов ведения
и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти суверенных республик в составе
Российской Федерации" от 31 марта 1992
г.; "Протокола к Федеративному
договору"; "Договора о разграничении
предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга
Российской Федерации" и Протокола
к нему от 31 марта 1992 г.; "Договора
о разграничении предметов ведения
и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти автономной области, автономных
округов в составе Российской
Федерации" от 31 марта 1992 г.
Конституция РФ 1993 года, по существу,
подтвердила конституционный характер
и действие Федеративного договора,
хотя и не включила его в содержание
Конституции. Не отменяя Федеративный
договор, статья 1 раздела второго
Конституции РФ устанавливает, что
в случае несоответствия положениям
Конституции РФ положений Федеративного
договора действуют положения Конституции
РФ.5 Принципы
федеративного устройства Российской
Федерации представляют собой руководящие
начала, основополагающие идеи, закрепленные
в Конституции РФ, Федеративном договоре
и других актах конституционного права.
Эти принципы нашли свое конституционное
воплощение в государственном устройстве
многонациональной России. Основными
принципами федеративного устройства
Российской Федерации являются:
1. Добровольность объединения наций
и народностей.
2. Суверенность и равноправие
наций.
3. Федерализм в сочетании с
унитаризмом и автономией.
4.Национально-территориальный принцип
образования форм государственности
в сочетании с территориальным
принципом образования субъектов
Федерации.
5. Государственная целостность
Российской Федерации.
6. Разграничение предметов ведения
и полномочий Федерации и ее
субъектов.
Равноправие субъектов Федерации.
Рассмотрим содержание этих принципов:
1. Добровольность объединения наций
и народностей в федеративное
государство. Этот принцип построения
Российского государства формировался
исторически. Добровольность объединения
наций и народностей в Российской
Федерации подтверждается содержанием
Преамбулы Конституции РФ 1993 года,
а также Преамбулы документов,
составляющих Федеративный договор,
подписанных представителями субъектов
Федерации. Равноправие наций
проявляется также в конституционном
закреплении положения о том,
что "во взаимоотношениях с
федеральными органами государственной
власти все субъекты Российской
Федерации между собой равноправны"
(ст. 5 п.4 Конституции РФ). Кроме того,
согласно Конституции РФ, все субъекты
имеют равный статус в Федерации, равный
круг полномочий.
2. Федерализм в сочетании с
унитаризмом и автономией. Многонациональный
характер, сложный исторический
путь развития обусловили воплощение
в национально-государственном устройстве
России всех известных форм
государственности. Российская Федерация
- исторически сложившееся федеративное
государство. После распада Союза
ССР, в составе которого существовала
РСФСР, являвшаяся Федерацией
по действовавшей тогда Конституции,
в России начались процессы
суверенизации бывших автономных
республик, изменения форм государственности
бывших автономных областей. Кроме
того, о намерении стать самостоятельными
субъектами Федерации заявили
края, области, города Москва и
Санкт-Петербург. Заключение Федеративного
договора представляет собой
создание конституционных основ
Российской Федерации в новых
условиях. Статья 5 Конституции РФ
устанавливает, что Российская
Федерация состоит из республик,
краев, областей, городов федерального
значения, автономной области и
автономных округов - равноправных
субъектов Российской Федерации.
Россия обладает всеми признаками
Федерации: наличием федеративной
территории и территории субъектов;
федеративного гражданства и
гражданства республик, входящих
в Федерацию; общефедеративной
конституции и конституций республик
и т.д. Вместе с тем Российская
Федерация имеет своими субъектами
не только государства, но и
автономные образования, а также
административно-территориальные единицы.6 Унитаризм
в национально-государственном устройстве
Российской Федерации проявляется в том,
что, суверенные республики, входящие
в состав России, являются унитарными
государствами, имеющими свою территорию,
гражданство, конституцию и другие признаки
государственности. Многонациональный
характер населения России исторически
обусловил существование автономных национально-государственных
образований в форме автономной области
и автономных округов. Автономия - это
форма национальной государственности,
воплощающая национальный суверенитет
на началах самоуправления в рамках федеративного
Российского государства. Содержание
и пределы самоуправления определяются
государственной властью Федерации.
3. Национально-территориальный принцип
образования форм государственности
в сочетании с территориальным
принципом образования субъектов
Федерации. Мировой практике федеративного
строительства известны две основные
формы ее построения: по территориальному
принципу (США, ФРГ и др.) и национально-территориальному
(СССР, СФРЮ и др.). В современном
национально-государственном устройстве
России в силу исторических
обстоятельств нашли свое воплощение
оба эти принципа. Сущность национально-территориального
принципа построения форм национальной
государственности субъектов Федерации
состоит в том, что они создаются
на базе территорий, отличающихся
своеобразием национального состава
населения, компактно проживающего
на исторически сложившейся экономически
целостной, как правило, территории.
По этому принципу созданы
все республики в составе Российской
Федерации, автономная область
и автономные округа. В 1918 - 1992
гг. Российская Федерация строилась
только по национально-территориальному
принципу. Ее субъектами являлись
нации, самоопределившиеся в той
или иной форме государственности.
Среди них были государства
- автономные республики, национально-государственные
образования - автономные области
и автономные (до 1977 г. национальные)
округа. В 1992 г. в содержание
Федеративного договора был включен
Договор о разграничении предметов
ведения и полномочий между
федеральными органами государственной
власти Российской Федерации
и органами государственной власти
краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга Российской
Федерации. Таким образом, произошло
качественное обновление федеративных
отношений. Бывшие административно-территориальные
единицы стали полноправными и равноправными
субъектами Российской Федерации. Национально-территориальный
принцип был дополнен территориально-административным
принципом формирования субъектного состав
федерации. В этой связи характер взаимоотношении
между Федерацией и субъектами значительно
усложняется, так как автономные область
и округа входят в состав краев и областей.
Автономные образования, таким образом,
являются одновременно самостоятельными
субъектами Российской Федерации и входят
в состав краев и областей - субъектов
Федерации. Отношения между ними регулируются
федеральным законом и договором между
соответствующими органами государственной
власти. 7На
обеспечение государственной целостности
направлены положения Конституции РФ
о том, что на ее территории не допускается
установление таможенных границ, пошлин,
сборов и иных препятствий для свободного
перемещения товаров, услуг и финансовых
средств (ст. 74); устанавливается единая
денежная единица - рубль, единая система
налогов и сборов на всей территории Федерации
(ст. 75); закрепляется верховенство федерального
законодательства; устанавливается единая
система исполнительных органов государственной
власти (ст. 77).
4. Разграничение предметов ведения
и полномочий Федерации и ее
субъектов. Статья 5 Конституции
РФ, закрепляя принципы федеративного
устройства Российской Федерации,
предусматривает и принцип разграничения
предметов ведения и полномочий
между органами государственной
власти Российской Федерации
и органами государственной власти
ее субъектов.
5. Равноправие субъектов Федерации.
Этот принцип вытекает из более
общего принципа национально-государственного
устройства Российской Федерации,
суверенности и равноправия наций.
Анализируя сущность принципа
равноправия субъектов Федерации,
необходимо отметить, что они
не могут быть равноправны
полностью ввиду существования
различных форм государственности.
Каждый из видов субъектов обладает
различным кругом полномочий. Статья 5
Конституции РФ закрепляет: "Во взаимоотношениях
с федеральными органами государственной
власти все субъекты Российской Федерации
между собой равноправны". В Конституции
России имеется ряд положений, дополнительно
обеспечивающих принцип равноправия субъектов
Федерации. Это равное право на создание
в субъектах системы органов государственной
власти (ст. 11 п.2); равный конституционный
статус однопорядковых форм государственности
и одинаковый порядок изменения статуса;
право на пользование родным языком; распространение
статьи 72, устанавливающей предмет совместного
ведения Федерации и субъектов, на все
виды субъектов Российской Федерации;
обладание всеми субъектами Российской
Федерации всей полнотой государственной
власти вне пределов ведения Российской
Федерации и полномочий Российской Федерации
по предметам совместного ведения (ст.
73); равное право субъектов на законодательную
деятельность (ст. 76); равное представительство
в Совете Федерации (ст.95); право законодательной
инициативы для каждого субъекта Федерации
(ст. 104) и др.В завершении первого вопроса
необходимо отметить, что Федеративное
устройство России представляет собой
закрепленное нормами Конституции РФ
и других законодательных актов политическое
устройство наций и народностей на основе
их самоопределения. (Глава 3 Конституции
РФ); Основными принципами федеративного
устройства Российской Федерации являются:
1. Добровольность объединения наций
и народностей.
2. Суверенность и равноправие
наций.
3. Федерализм в сочетании с
унитаризмом и автономией.
4.Национально-территориальный принцип
образования форм государственности в
сочетании с территориальным принципом
образования субъектов Федерации.
5. Государственная целостность
Российской Федерации.
6. Разграничение предметов ведения
и полномочий Федерации и ее
субъектов.
7. Равноправие субъектов Федерации.
1.1 Основы федеративного устройства
Российской Федерации
В таком многонациональном государстве,
как Россия, федеративная форма государственного
устройства является наиболее оправданной,
поскольку федерация позволяет
органично сочетать общие интересы
всего многонационального народа России
с интересами каждой нации и народности.8
Федеративное устройство Российской
Федерации основано на ее государственной
целостности. Принцип целостности
и неприкосновенности территории Российской
Федерации, установленный в статье
4 Конституции Российской Федерации,
не может быть поставлен под сомнение
в связи с федеративным устройством
нашей страны.
Данное конституционное положение
строго соответствует общепризнанным
нормам международного права, признающего
недопустимость нарушения территориальной
целостности, независимости и вмешательства
во внутренние дела суверенного государства.
Федеративное устройство Российской
Федерации основано на единстве системы
государственной власти и разграничении
предметов ведения и полномочий
между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов.
Это означает, что Российская Федерация
берет на себя обязательство руководствоваться
основными принципами федерализма,
в соответствии, с которыми субъекты
Федерации имеют право на принадлежащие
и за ними закрепленные предметы ведения
и полномочия. Определение этой сферы
зависит от ряда факторов.
Прежде всего, объем принадлежащих
исключительно Российской Федерации
предметов ведения и полномочий
должен быть достаточным для защиты
интересов всего многонационального
народа России. Указанные полномочия
не могут быть защищены, если Федерация
не обеспечит единого правового регулирования
в сфере экономики, социального, культурного
развития, если не будут гарантированы
права и свободы человека на территории
всего государства, не будет выработана
единая политика в сфере межнациональных
отношений. Необходимым условием для решения
этих задач в масштабе всей Федерации
является предоставление ей права устанавливать
систему федеральных органов законодательной,
исполнительной и судебной власти, а также
обеспечивать их эффективную деятельность.9 В
перечень предметов ведения, которыми
должна обладать Российская Федерация,
ставящая перед собой задачу защиты интересов
всего народа, в современных условиях
развития науки и техники должны входить
управление федеральными энергетическими
системами, установление единой политики
в ядерной энергетике, в производстве
и порядке использования ядовитых веществ
и наркотических средств и т.д.
Масштабы нашей страны и разнообразие
условий в ней столь велики,
что управление Россией только из
единого центра не представляется возможным.
По этой причине важным фактором, оказывающим
решающее воздействие на распределение
предметов ведения между Федерацией
и ее субъектами, является необходимость
учета органами государственной
власти и управления условий, в которых
проживает население субъекта Федерации.
В силу этого, например, именно субъектам
Российской Федерации принадлежит
право устанавливать, причем самостоятельно,
систему органов государственной
власти. Эти органы должны лишь соответствовать
основам конституционного строя
Российской Федерации и общим
принципам организации представительных
и исполнительных органов государственной
власти, устанавливаемым федеральным
законом в интересах всего
многонационального российского народа.
Конституция закрепила принцип,
согласно которому законы и иные правовые
акты субъектов Российской Федерации
не могут противоречить федеральным
законам, причем, в случае противоречий
между ними действует федеральный
закон.
Федеративное устройство Российской
Федерации исходит из права народов
на самоопределение. Данное право является
одним из важнейших достижений современной
демократии и относится к общепризнанным
нормам международного права. Но, как
и всякая юридическая норма, право
на самоопределение может быть реализовано
лишь при соблюдении определенных условий,
закрепленных нормами международного
права.
Многие народы проживающие на территории
Российской Федерации, самоопределились,
иногда и по своей инициативе, но
всегда с согласия и, при поддержке
государственных органов Российской
Федерации. Так возникли, например,
Башкирская и Бурятская республики
и многие другие.10 Самоопределение
в составе Российской Федерации помогло
становлению, как самоопределившихся
народов, так и Российской Федерации как
суверенного государства. Именно историческое
прошлое и настоящее учитывались в статье
5 Конституции при констатации того, что
федеративное устройство Российской Федерации
основано, в частности, на "равноправии
и самоопределении народов в Российской
Федерации".
Закрепленный статьей принцип
равноправия народов в Российской
Федерации означает также, что во
взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти все субъекты
Российской Федерации между собой
равноправны. Тем самым действующая
Конституция положила конец претензиям
руководителей отдельных субъектов
Федерации на особое положение этих
субъектов в Федерации Принципы
действия (функционирования) федеративного
устройства России отражают особенности
развития федерализма в РФ.