Конституционные основы организации деятельности Прокуратуры в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 08:38, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении конституционных основ организации и деятельности Прокуратуры в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1 рассмотреть прокуратуру в российской конституционной системе власти;
2 рассмотреть основные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ;
3 рассмотреть систему и организацию деятельности прокуратуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Прокуратура в российской конституционной системе власти
1.1 Конституция Российской Федерации о прокуратуре РФ и ее месте в системе государственных органов
1.2 Основные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ
2 Система, структура и организация органов прокуратуры
2.1 Генеральная прокуратура
2.2 Прокуратуры субъектов РФ, городов и районов
2.3 Военная и иные специализированные прокуратуры
3 Полномочия прокуратуры
3.1 Прокурорский надзор
3.2 Участие прокурора в рассмотрении дел судами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 38.10 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

1 Прокуратура в российской конституционной системе власти

1.1 Конституция Российской  Федерации о прокуратуре РФ  и ее месте в системе государственных  органов

1.2 Основные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ

2 Система, структура и организация органов прокуратуры

2.1 Генеральная прокуратура 

2.2 Прокуратуры субъектов  РФ, городов и районов

2.3 Военная и иные специализированные прокуратуры

3 Полномочия прокуратуры

3.1 Прокурорский надзор

3.2 Участие прокурора в  рассмотрении дел судами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Оптимальная организация  работы в органах прокуратуры  является важнейшим условием ее эффективного функционирования. Как и любой  другой государственный орган, прокуратура  представляет собой определенную организацию, т.е. устойчивую систему совместно  работающих индивидов на основе иерархии рангов и разделения труда. Организация  работы в органах прокуратуры  включает в себя прокурорский надзор, предварительное следствие, участие  в рассмотрении дел судами, правотворческую  и координационную деятельность, международное сотрудничество и, кроме  того, материальное и социальное обеспечение  и иные гарантии деятельности прокурорских работников.

Основы правового регулирования  организации и деятельности органов  прокуратуры составляют нормы права, содержащиеся в различных нормативных  правовых актах. Со времен учреждения прокуратуры в России последовательно  развивалось законодательство о  прокуратуре, способствуя совершенствованию  организации и деятельности данной системы органов, целью которого является эффективный прокурорский надзор.

Цель данной работы состоит  в рассмотрении конституционных  основ организации и деятельности Прокуратуры в РФ.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

1 рассмотреть прокуратуру  в российской конституционной  системе власти;

2 рассмотреть основные  принципы организации и деятельности  прокуратуры РФ;

3 рассмотреть систему  и организацию деятельности прокуратуры.

Объект исследования –  конституционные основы организации  и деятельности Прокуратуры в  РФ.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные  с рассмотрением конституционных  основ организации и деятельности Прокуратуры в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПРОКУРАТУРА В РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ВЛАСТИ

Единая система государственной  власти включает в себя федеральные  органы законодательной, исполнительной и судебной власти, но не исчерпывается  ими. В России в нее входят органы государственной власти, которые  не вписываются в классическую триаду разделения властей. Это обусловлено  историческими, национальными и  культурными особенностями развития нашей страны. К числу таких  органов относится прокуратура  Российской Федерации, которая имеет  признаки самостоятельной ветви  государственной власти. Прокуратура  организационно обособлена от других органов государственной власти, отличается специфическими принципами организации и деятельности, наличием функциональных связей между всеми  звеньями системы, использует особые формы  и методы реализации своих полномочий, обладает реальной возможностью уравновешивать с помощью сдержек и противовесов другие ветви власти.

1.1 Конституция  Российской Федерации о прокуратуре  РФ и ее месте в органах государственной власти.

Статьей 129 Конституции РФ установлено, что прокуратура составляет единую централизованную систему с  подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору  РФ. Данная статья не определяет функции, полномочия прокуратуры России, относя этот и другие вопросы организации  и деятельности прокуратуры к  предмету регулирования специального закона. Таковым является Федеральный  закон «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

В Законе в значительной мере учтен опыт сходных государственно-правовых структур развитых стран мира. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного правового опыта. Акцент сделан на развитие огромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе при  реализации ею конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Место прокуратуры в системе  конституционных государственно- правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.

Наличие фундаментальных  ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной не исключает возможности  существования иных функционально  самостоятельных правовых институтов. Их наличие определяется реальными  потребностями общества, необходимостью демократического контроля и «сдерживания»  любой из основных ветвей власти. Насущным в этой связи представляется развитие сформулированной в отечественной  юриспруденции концепции контрольной  власти.

В российских условиях прокуратура  выполняет функции одного из элементов  системы «сдержек и противовесов». Она принимает меры к устранению любых нарушений законов, всей своей  деятельностью способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной  власти.

Органы прокуратуры, действующие  на территории субъектов Федерации, являются федеральными органами —  звеньями единой централизованной системы  прокуратуры (ст. 129 Конституции РФ).

До принятия Конституции 1993 г. прокуратура была своего рода контрольным органом законодательной  власти, чему соответствовал и порядок  назначения Генерального прокурора  РФ на должность, его подотчетность  только высшим законодательным органам, ориентация на сотрудничество преимущественно  с одной ветвью власти — законодательной, поскольку только ей он был подконтролен и только ее решения обязан был  выполнять.

В настоящее время Президент, будучи главой государства, принимает  на себя ответственность за состояние  правовой системы и правопорядка. Прокуратура является важной опорой и Президента, и законодательной власти в их усилиях по преодолению правовой нестабильности общества, повышению авторитета законов и подзаконных актов.

 Организационная обособленность  прокуратуры России состоит в  том, что она не включается  на конституционном уровне ни  в одну из трех классических  ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это как раз и дает ей возможность самостоятельно осуществлять прокурорско-надзорную власть1.

 Конституционными гарантиями  организационной обособленности  прокуратуры России служат особый  порядок ее формирования, а также  наделение правовым статусом  самостоятельного звена единой  системы государственной власти (ст. 71, 83, 102, 129 Конституции РФ)2.

 Прокуратура России  как самостоятельная ветвь государственной  власти является важнейшим и  неотъемлемым элементом системы «сдержек и противовесов», уравновешивания других ветвей власти, их согласованного функционирования. Средством достижения столь важной цели служит прокурорский надзор, который осуществляется за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов всеми федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием издаваемых ими правовых актов нормам действующих законов (ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»)

 Таким образом, прокуратура  в России занимает собственное  место в системе разделения  властей. На протяжении веков  она сформировалась как уникальная  система по эффективному осуществлению  прокурорско-надзорной власти. Поэтому  ее не надо ввергать в пучину  парламентарного реформирования, подгонять  под какие-то западные стандарты. 1.

 

1.2 Основные принципы  организации и деятельности прокуратуры  РФ.

В теории прокурорского надзора  принципами организации и деятельности органов прокуратуры признаются основополагающие начала, определяющие сущность прокурорского надзора, исходные моменты в его организации  и функционировании, закрепленные в  Конституции Российской Федерации  и других законодательных актах.

 Система принципов  организации и деятельности прокуратуры  включает две основные группы. Первую образуют конституционные  принципы, т.е. те, которые установлены  Конституцией Российской Федерации  или могут быть абстрагированы  на основе содержащихся в ней  положений. Конституционными принципами  организации и деятельности прокуратуры  являются принципы законности, единства, централизации, гласности1.

 Вторую группу представляют  принципы, установленные Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», или абстрагируемые на основе содержащихся в нем норм.

Принцип законности. Данный принцип прямо не назван в Конституции  Российской Федерации, однако его сущность и основные признаки в Основном Законе страны раскрываются предметно и  предельно точно. Принцип законности присутствует во всех положениях Конституции  Российской Федерации. Его конкретное содержание раскрывает ст. 15 главного закона страны. В данной статье за Конституцией Российской Федерации признается высшая юридическая сила. Ее верховенство в правовой системе страны яв­ляется безоговорочным Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеет прямое действие. Она применяется на всей территории Российского государства. Соблюдение Конституции Российской Федерации и действующих на территории страны законов обязательно для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, их объединений.

Принцип законности определяет систему функций прокуратуры, выделяя  в качестве ведущей функцию надзора. С утверждением принципа законности связан подход законодателя к установлению полномочий прокурора. Исходя в первую очередь из задач обеспечения единства законности формируется структура органов прокуратуры. В лице прокуратуры государство имеет тот специализированный правоохранительный орган, все усилия которого направлены на исполнение конституционного требования о соблюдении Конституции Российской Федерации и законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

Принципы единства и централизации  системы органов прокуратуры  имеют каждый самостоятельное содержание. Вместе с тем связь между ними настолько тесная, что есть все  основания рассматривать их совместно  как единый комплекс.

 Прокуратура Российской  Федерации составляет единую  систему. Создание органов прокуратуры,  не входящих в единую систему  прокуратуры Российской Федерации,  не допускается.

 Единство прокуратуры  Российской Федерации определяется  и проявляется в единстве принципов  ее организации и деятельности, целей и задач, решаемых всеми  структурными элементами прокурорской  системы, в едином характере  и содержании полномочий, которыми  наделены органы прокуратуры,  независимо от места, занимаемого  ими в прокурорской системе.

 Все органы прокуратуры  должны исходить в своих действиях  из установленных Конституцией  Российской Федерации и федеральными  законами принципов их организации  и деятельности. Система данных  принципов — одна и для прокуратуры  города (района), и для прокуратуры  субъекта Российской Федерации,  и для Генеральной прокуратуры  Российской Федерации. На единых основах строится деятельность территориальных и специализированных прокуратур.

 Цель всех звеньев  органов прокуратуры составляет  обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты охраняемых законом прав  и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. 

Единство полномочий прокуроров всех уровней имеет несомненное  значение для создания условий согласованного функционирования прокурорской системы, чья деятельность подчинена достижению единых целей и задач. Единство полномочий прокуроров в данном отношении выступает  в качестве основы равенства возможностей, одинакового подхода всех прокурорских работников к выявлению, устранению и предупреждению правонарушений. Разумеется, полномочия соответствующих прокуроров реализуются в пределах предоставленной  им компетенции. 1.

Принцип гласности. Принцип гласности деятельности прокуратуры Российской Федерации основывается на положениях ст. 24 Конституции России, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом и ст. 29 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право каждого свободно искать и получать информацию любым законным способом. Конкретизируя конституционные положения, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также требованиям законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Информация о работе Конституционные основы организации деятельности Прокуратуры в РФ