Конституционные основы организации деятельности Прокуратуры в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 08:38, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении конституционных основ организации и деятельности Прокуратуры в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1 рассмотреть прокуратуру в российской конституционной системе власти;
2 рассмотреть основные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ;
3 рассмотреть систему и организацию деятельности прокуратуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Прокуратура в российской конституционной системе власти
1.1 Конституция Российской Федерации о прокуратуре РФ и ее месте в системе государственных органов
1.2 Основные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ
2 Система, структура и организация органов прокуратуры
2.1 Генеральная прокуратура
2.2 Прокуратуры субъектов РФ, городов и районов
2.3 Военная и иные специализированные прокуратуры
3 Полномочия прокуратуры
3.1 Прокурорский надзор
3.2 Участие прокурора в рассмотрении дел судами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 38.10 Кб (Скачать файл)

2.2 Прокуратуры  субъектов РФ, городов и районов

Структура прокуратуры субъектов  Российской Федерации аналогична структуре  Генеральной прокуратуры. Данные прокуратуры  возглавляют соответствующие прокуроры, которые также имеют первых заместителей и заместителей, образующие вместе с другими прокурорскими работниками, назначаемыми прокурорами субъектов, коллегии. Прокуратуры субъектов  состоят из управлений и отделов.

 

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность  Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, определяемыми  субъектами Российской Федерации. Они  подчинены и подотчетны Генеральному прокурору Российской Федерации  и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуратуры городов и  районов возглавляют соответствующие  прокуроры, имеющие первых заместителей и заместителей. Согласно абзацу 2 статьи 16 по решению Генерального прокурора  Российской Федерации в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы.

 

Прокуроры городов и районов  назначаются на должность и освобождаются  от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2.3 Военная и иные специализированные прокуратуры

Военная прокуратура входит в единую и централизованную систему  органов прокуратуры РФ, возглавляемую  Генеральным прокурором РФ, с подчинением  нижестоящих военных прокуроров вышестоящим, Генеральному прокурору  РФ и Главному военному прокурору. Главный  военный прокурор подчинен только Генеральному прокурору РФ. Это специализированная структура, осуществляющая от имени  Российской Федерации надзор за исполнением  действующих на ее территории законов  и выполняющая иные установленные  Федеральными законом функции в  Вооруженных Силах РФ, других созданных  в стране на законодательной основе войсках и воинских формированиях. Она выполняет функции уголовного преследования в отношении военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных  запаса за совершение преступлений, а  также лиц гражданского персонала  за преступления, связанные с исполнением  возложенных на них обязанностей или совершенные в расположении воинской части.

 

Военная прокуратура состоит  из Главной военной прокуратуры, военных прокуратур военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московской городской военной прокуратуры и других военных прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов РФ, военных прокуратур объединений, соединений, гарнизонов и других военных прокуратур, приравненных к прокуратурам городов и районов.

 

Структура, штаты, дислокация органов военной прокуратуры, а  также их организация, реорганизация  и ликвидация определяются Генеральным  прокурором РФ. Решение организационно-штатных  вопросов происходит по согласованию с Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ и командованием других войск, воинских формирований и органов.

 

Однако сам факт нахождения военных прокуратур и их сотрудников  на материальном и финансовом обеспечении  военного ведомства никак нельзя рассматривать как свидетельство  их зависимости от командования. Средства на эти цели предусмотрены специальными статьями военных расходов государства, а на соответствующие финансирующие  и обеспечивающие службы Министерством  обороны возложено лишь их доведение  до военных прокуратур. Среди этих средств - содержание, денежное и иное материальное обеспечение прокуроров, следователей и гражданского персонала  военных прокуратур.

 

Независимость военных прокуратур четко определяется законодательством  без каких-либо исключений, препятствующих привлечению совершивших преступления военнослужащих к уголовной ответственности.

 

Итак, мы рассмотрели основные органы, составляющие единую систему  прокуратуры Российской Федерации. Следует отметить, что прокуратура  играет особую роль в жизни российского  государства. В рамках осуществления  своих полномочий прокуратура защищает права граждан от бездействия  властей.

 

 

 

 

3 Полномочия прокуратуры

3.1 Прокурорский  надзор

 Прокурорский  надзор - специфическая деятельность  государственных федеральных органов  прокуратуры, осуществляемая от  имени Российской Федерации и  состоящая в проверке точности  исполнения законов, действующих  на ее территории.

 

 Прокурорский  надзор - самостоятельный, специфический  вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут  осуществлять кроме прокуратуры  никакие другие государственные,  общественные, самодеятельные или  иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

 

 Прокурорский  надзор осуществляется от имени  государства - Российской Федерации.  Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя, таким образом, интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

 

 Самостоятельность  прокурорского надзора как вида  государственной деятельности, его  отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.

Профилирующая надзорная  специализация деятельности прокуратуры  имеет настолько важное значение для правоохранительной практики, оказывает настолько радикальное воздействие на всю деятельность прокуратуры, что может быть с полным правом обозначена в качестве одного из ведущих принципов организации и деятельности прокуратуры. По смыслу и содержанию принцип профилирующей надзорной специализации тесно связан с другими принципами организации и деятельности органов прокуратуры, особенно, с принципом законности.

 Надзор за соблюдением  Конституции Российской Федерации  и российских законов наиболее  точно и всесторонне выражает  государственно-правовое предназначение  прокуратуры. В надзорном качестве  российская прокуратура обеспечивает  решение таких задач, которые  не решает ни одна другая  государственная структура. Все  функции прокуратуры своим существованием  обязаны этой профилирующей функции  прокуратуры.

 

 Отстранение прокуратуры  от выполнения надзорной функции  будет означать не простое  изменение объема решаемых ею  задач, а прекращение деятельности важнейшего элемента механизма укрепления законности в стране, упразднение органа наблюдения за состоянием законности, аналога которому нет в мировой практике, органа дееспособного и необходимого для эффективного функционирования российской государственности.

 

 

 Специфичность  прокурорского надзора как вида  государственной деятельности состоит  в том, что он не относится  к деятельности одной ветви  власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время  имеет признаки каждой из этих  ветвей.

 

 Дело в том,  что органы прокуратуры занимают  особое место в государственной  системе Российской Федерации.  Имея функциональное отношение к каждой из трех, предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они тем не менее, не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры.

Прокурорский  надзор как отрасль юридической  науки означает сумму знаний о  законодательстве, регулирующем деятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методах  его осуществления, закономерностях  развития общественных отношений в  сфере осуществления надзора  и т.д. Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связан с такими самостоятельными отраслями юридической науки, как  уголовный, гражданский и арбитражный  процесс, криминалистика и рядом  других.

Заключение

Итак, мы рассмотрели прокуратуру  в российской конституционной системе  власти, основные принципы организации  и деятельности прокуратуры РФ, а  также систему и организацию  деятельности прокуратуры.

 

 Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

 

 Прокуратура представляет  собой самостоятельную структуру  в государственном механизме,  и нет необходимости относить  ее к той или иной ветви  власти. Это следует из ее правовой  природы. Прокуратура - единая  федеральная централизованная система  органов, осуществляющих от имени  Российской Федерации надзор  за соблюдением Конституции Российской  Федерации и исполнением законов,  действующих на территории Российской  Федерации.

 

 Прокуратура России  составляет единую централизованную  систему с жесткой соподчиненностью  всех ее звеньев. Вместе с  тем прокуратура не относится  к числу государственных органов,  осуществляющих законодательную,  исполнительную или судебную  власть

 

 Многообразие мнений  в юридической литературе по  поводу места прокуратуры в  государственном механизме свидетельствует  о необходимости разрешить возникшую  ситуацию законодательным путем.

 

 Сейчас прокуратура  Российской Федерации играет  активную роль в охране и  защите прав и свобод граждан,  интересов общества и государства,  укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию  правового государства.

Список использованной литературы:

Нормативные правовые акты:

 

 Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, №  237, 25.12.1993.

 

 Федеральный закон  от 17.01.1992 № 2202-1 « О прокуратуре  Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства  РФ", 20.11.1995, № 47, ст. 4472.

 

Литература:

 

 Анциферов О.В. Обеспечение  единства законодательной системы  Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

 

 Белый И.Ю., Загорский  Г.И., Качалов В.И. и др. Правоохранительные  органы: Учебник для вузов. М., 2005. С. 436.

 

 Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М., 2007. С. 464.

 

 Богданова Н.А. Истоки  и становление государственного  права как науки и учебной  дисциплины: вклад ученых и профессоров  Московского университета // Конституционное  (государственное) право в Московском  университете. М., 2005. С. 16.

 

 Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы. М., 2006. С. 160.

 

 Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации // Современное право, 2006, № 10.

 

 Гасанов Р. М. Организация  работы районной прокуратуры  в современных условиях. М., 2006. С. 178.

 

 Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для вузов. – М., 2007. С. 440.

 

 Гошуляк В.В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. М., 2005. С. 352.

 

 Казанник А.И. Конституционно-правовой  статус прокуратуры Российской  Федерации: мифы и реальность // Государственная власть и местное  самоуправление, 2007, № 5.

 

 Коряковцев В. В. Правоохранительные органы. М., 2006. С. 256.

 

 Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура // Российская юстиция, 2001, № 9.

 

 Панаитов Д.П. Правовые основы организации системы органов прокуратуры // Современное право. 2006. № 7.

 

 Правоохранительные органы / Под редакцией В. П. Божьева. М.. 2008. С. 352.

 

 Смоленский М. Б., Карапетян  A. M. Правоохранительные органы. М., 2007. С. 256.

 

 Соловьева Н.А., Меденцов А.А. Концепция развития российской прокуратуры на современном этапе. Волгоград, 2005. С. 72.

 

 Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность, 2003, № 2.

 

 Чуглазов Г., Кулагин П. Прокуратура должна стать органом президентской власти // Законность, 2001, № 1.

 

 

 

 

1 Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура // Российская юстиция, 2001, № 9.

 

2 Конституция РФ от 12.12.1993г.  Российская газета, № 237, 25.12.1993.

 

3 Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность, 2003, № 2.

 

4 Чуглазов Г., Кулагин П. Прокуратура должна стать органом президентской власти // Законность, 2001, № 1.

 

1 Казанник А.И. Конституционно-правовой  статус прокуратуры Российской  Федерации: мифы и реальность // Государственная власть и местное  самоуправление, 2007, № 5.

Информация о работе Конституционные основы организации деятельности Прокуратуры в РФ