Конституционные основы организации деятельности Прокуратуры в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 08:38, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении конституционных основ организации и деятельности Прокуратуры в РФ.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1 рассмотреть прокуратуру в российской конституционной системе власти;
2 рассмотреть основные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ;
3 рассмотреть систему и организацию деятельности прокуратуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Прокуратура в российской конституционной системе власти
1.1 Конституция Российской Федерации о прокуратуре РФ и ее месте в системе государственных органов
1.2 Основные принципы организации и деятельности прокуратуры РФ
2 Система, структура и организация органов прокуратуры
2.1 Генеральная прокуратура
2.2 Прокуратуры субъектов РФ, городов и районов
2.3 Военная и иные специализированные прокуратуры
3 Полномочия прокуратуры
3.1 Прокурорский надзор
3.2 Участие прокурора в рассмотрении дел судами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 38.10 Кб (Скачать файл)

 Принцип гласности  определяет открытость деятельности  прокуратуры для широкой общественности, возможность получения информации  о предпринимаемых прокуратурой действиях всеми заинтересованными лицами.

 Возможности информирования  населения о деятельности прокуратуры  в настоящее время являются  достаточно широкими. В Генеральной  прокуратуре Российской Федерации  создан и активно действует  на правах управления Центр  информации и общественных связей. В задачи Центра входит информирование  через средства массовой информации  граждан, российской общественности  о состоянии законности в стране, отдельных ее регионах, о принимаемых  прокуратурой мерах по борьбе  с преступностью, поддержание  общественных связей в интересах  укрепления законности и правопорядка.

  Принцип независимости  прокуроров от внешнего воздействия.  Особый характер деятельности  прокуроров, направленность их действий  на достижение государтвенно важных целей обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности обусловливают необходимость полной независимости профессиональной деятельности органов прокуратуры от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Воздействие на прокурора и следователя в любой форме является недопустимым и преследуется законом.

  Существенной гарантией  сохранения прокурорами независимого  положения выступает установленное  законом запрещение совмещать  основную деятельность с иной  оплачиваемой или безвозмездной  деятельностью. В первую очередь  это касается занятия должностей  в органах власти и местного  самоуправления, возможности быть  членами выборных и иных органов,  образуемых органами государственной  власти и органами местного  самоуправления.

Принцип внепартийности деятельности органов прокуратуры. Принадлежность к политической партии, общественному  движению сопряжена с обязанностью соблюдения внутрипартийной дисциплины, обязательностью исполнения решений общественных объединений. Как орган, осуществляющий надзор за исполнением законов от имени государства, прокуратура должна стоять на общегосударственных позициях.

 Принцип внепартийности  деятельности органов прокуратуры  близок к принципу независимости  прокуроров от внешних воздействий  в том отношении, в каком  невхождение прокурорских работников в общественные объединения, преследующие политические цели, служит серьезной гарантией, ограждающей прокуроров от влияния идей и решений политических структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СИСТЕМА, СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Система органов прокуратуры  закреплена в Законе о прокуратуре2 и представляет собой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка. Эта система строится в соответствии с государственно-федеративным и административно-территориальным устройством России. Кроме того, при организации военных и иных специализированных прокуратур учитываются приоритетные направления надзора или особенности организации объекта надзора.

 Система органов прокуратуры,  которую возглавляет Генеральный  прокурор РФ, состоит из трех  звеньев (уровней):

1) высшее звено - Генеральная  прокуратура РФ во главе с  Генеральным прокурором РФ;

2) второе звено - прокуратуры  субъектов Федерации и приравненные  к ним военные и другие специализированные  прокуратуры: Волжская межрегиональная  природоохранная; ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур»; военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Пограничной службы ФСБ России; Московская городская военная;

3) третье (низовое) звено  - прокуратуры районов, городов  (в городах без районного деления)  и приравненные к ним военные  и специализированные прокуратуры.

 Система территориальных  органов прокуратуры состоит  из трех звеньев (уровней): 1) Генеральная  прокуратура РФ; 2) прокуратуры субъектов  Федерации; 3) районные (городские) прокуратуры.  В городах, где районное деление отсутствует, образованы прокуратуры административных округов с приданием им статуса прокуратур районов в городах.

 В ряде субъектов  Федерации органы прокуратуры  созданы в соответствии с особенностями  их административно-территориального  деления. Так, прокуратуры районного  (городского) уровня в Якутии называются  прокуратурами улусов, в Тыве - коожунов. В основной части субъектов Федерации на низовом уровне созданы и действуют только прокуратуры городов и районов1. В некоторых субъектах Федерации действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории нескольких районов. В Москве исходя из ее особого положения в соответствии с окружным административным делением действуют прокуратуры административных округов и муниципальных районов, имеющие статус прокуратуры города с районным делением.

 Специализированные прокуратуры  можно разделить на два типа:

1) военные прокуратуры  и прокуратуры на особо режимных  объектах и в ЗАТО (до 2001 года назывались прокуратурами войсковых частей) - осуществляют возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений;

2) транспортные, природоохранные  прокуратуры и прокуратуры по  надзору за исполнением законов  в исправительных учреждениях  - выполняют задачи и функции  прокурорского надзора наряду  с территориальными.

 Структура органов  прокуратуры характеризует ее  внутреннюю организацию и обусловлена  возложенными на нее задачами  и характером функций. Она отражает  зонально-предметный принцип организации  деятельности прокуратуры. Структура  в отличие от системы образуется  в результате построения аппарата  управления из взаимоподчиненных  органов, подразделений и должностных  лиц с использованием линейного  и функционального принципов  управления.

 

 Системой органов прокуратуры  руководит Генеральный прокурор  РФ. Он назначается на должность  и освобождается от нее Советом  Федерации по представлению Президента РФ (п. «з» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ). Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и 5 заместителей (кроме заместителей Генерального прокурора РФ в федеральных округах), назначаемых на должность и освобождаемых от нее Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

 Структура Генеральной  прокуратуры РФ так же, как  и иных прокуратур, постоянно  модифицируется в соответствии  с изменениями задач, стоящих  перед ней, функций и приоритетов  в ее деятельности. Так, в 2000 году в составе Генеральной  прокуратуры РФ были образованы  управления в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском  и Дальневосточном федеральных  округах. Функции управления в  Южном федеральном округе были  возложены на Главное управление  по надзору за исполнением  законов о федеральной безопасности  и межнациональным отношениям  на Северном Кавказе. В 2002 году  управления были преобразованы  в отделы. Они являются самостоятельными  структурными подразделениями Генеральной  прокуратуры РФ и не заменяют  других ее подразделений1.

2.1 Генеральная  прокуратура.

Согласно Статье 14 Конституции РФ:

1. Генеральную прокуратуру  Российской Федерации возглавляет  Генеральный прокурор Российской  Федерации.

2. Генеральный прокурор  Российской Федерации имеет первого  заместителя и заместителей, назначаемых  на должность и освобождаемых  от должности Советом Федерации  Федерального Собрания Российской  Федерации по представлению Генерального  прокурора Российской Федерации.

3. В Генеральной прокуратуре  Российской Федерации образуется  коллегия в составе Генерального  прокурора Российской Федерации  (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.

4. Структуру Генеральной  прокуратуры Российской Федерации  составляют главные управления, управления и отделы (на правах  управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах  управлений являются старшими  помощниками, а их заместители  и начальники отделов в составе  управлений - помощниками Генерального  прокурора Российской Федерации.

5. Генеральный прокурор  Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших  помощников по особым поручениям, статус которых соответствует  статусу начальников управлений; помощников и помощников по  особым поручениям, статус которых  соответствует статусу заместителей  начальников управлений. Первый  заместитель и заместители Генерального  прокурора Российской Федерации  имеют помощников по особым  поручениям, статус которых соответствует  статусу заместителей начальников  управлений.

6. В Генеральной прокуратуре  Российской Федерации образуется  на правах структурного подразделения  Главная военная прокуратура,  возглавляемая заместителем Генерального  прокурора Российской Федерации  - Главным военным прокурором.

7. В Генеральной прокуратуре  Российской Федерации действует  научно-консультативный совет для  рассмотрения вопросов, связанных  с организацией и деятельностью  органов прокуратуры. Положение  о научно-консультативном совете  утверждается Генеральным прокурором  Российской Федерации.

 

 

Генеральная прокуратура  Российской Федерации возглавляется  Генеральным прокурором Российской Федерации. Он назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Он имеет первого заместителя и заместителей. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), его заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором. Генеральный прокурор имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений (ч. 5 ст. 14 Закона). Чувилева. А.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации М., 1999. С. 378.

 

В Генеральной прокуратуре  Российской Федерации имеются управления и отделы по традиционно сложившимся  отраслям и направлениям деятельности органов прокуратуры: общий надзор, надзор в стадии производства дознания и предварительного следствия, надзор в уголовном и гражданском  судопроизводстве, а также надзор в стадии исполнения приговоров, определений  и постановлений судов.

 

Начальники управлений и  отделов Генеральной прокуратуры  Российской Федерации назначаются  на должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

 

В штате Генеральной прокуратуры  Российской Федерации могут состоять главные специалисты, консультанты, главным образом в сфере экономики.

 

При Генеральной прокуратуре  Российской Федерации состоит Научно-исследовательский  институт проблем укрепления законности и правопорядка, который призван  разрабатывать проблемы организации  борьбы с преступностью по различным  направлениям, а главное, по предупреждению нарушений законности и правопорядка.

 

В целях повышения квалификации следственных кадров органов прокуратуры и внутренних дел при Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует Институт усовершенствования следственных работников (Санкт-Петербург), в котором проходят обучение не только следователи, но и руководители органов дознания и предварительного следствия, а также районные и городские прокуроры. В Москве действует Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Скитович В.В Прокурорский надзор М. 2006.С.96.

 

При Генеральной прокуратуре  Российской Федерации состоит Научно-консультативный  совет, являющийся совещательным органом. Состав совета утверждается Генеральным  прокурором Российской Федерации из числа ученых-юристов и практических работников прокуратуры.

 

В соответствии со ст. 15 Закона прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним  прокуратуры возглавляют соответствующие  прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей. Они  назначаются на должность Генеральным  прокурором Российской Федерации, причем прокуроры субъектов Российской Федерации - по согласованию с органами государственной власти субъектов  Российской Федерации.

 

В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших  помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов  и прокуроров-криминалистов, а также  следователей по особо важным делам  и старших следователей и их помощников. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним  прокуроры могут иметь помощников по особым поручениям, статус которых  соответствует статусу заместителей начальников управлений (ст. 15 Закона).

Информация о работе Конституционные основы организации деятельности Прокуратуры в РФ