Конституционный принцип разделения властей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования представленной курсовой работы - определить основные формы и методы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) определить содержание принципа разделения властей;
2) изучить дискуссию о содержании принципа разделения властей и о видах властей;
3) определить основные направления реализации принципа разделения властей;
4) выявить проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные направления реализации принципа разделения властей 6
Глава 2. Проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали 15
§ 2.1. Разделение власти в России по горизонтали 15
§ 2.2. Разделение власти в России по вертикали 18
§ 2.3. Основы разделения и взаимодействия органов субъектов Российской Федерации. Элементы разделения властей в структуре органов местного самоуправления 21
Заключение 27
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

Курсовая. Конституционный принцип разделения властей в РФ.docx

— 62.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные направления реализации принципа разделения властей 6

Глава 2. Проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали 15

§ 2.1. Разделение власти в России по горизонтали 15

§ 2.2. Разделение власти в России по вертикали 18

§ 2.3. Основы разделения и взаимодействия органов субъектов Российской Федерации. Элементы разделения властей в структуре органов местного самоуправления 21

Заключение 27

Библиографический список 31

 

 

 

Введение

Проблемы организации  и осуществления государственной  власти вызывали теоретический и  практический интерес на протяжении многих веков. Мировой опыт убедительно  подтверждает, что важнейшим условием успешного функционирования государственной  власти является принцип разделения властей. В этой связи существует необходимость совершенствования  механизмов реализации государственной  власти в современной России на всем государственном пространстве, как  федеральном, так и региональном.

Государственная власть всегда материализуется в определенной структуре государственных органов, способы связей между которыми обусловлены  соотношением различных политических сил в государстве. В условиях демократического политического режима решающее значение на взаимоотношения  органов государственной власти оказывает принцип разделения властей, который является базовым принципом  государственного строительства, одним  из правовых устоев гражданского общества, а также служит той функциональной основой, которая обеспечивает эффективную  деятельность государственного механизма.

Как показывает весь ход  исторического развития, принцип  разделения властей неизменно приобретал актуальность в тех государствах, где проводились демократические  преобразования системы государственной  власти. В настоящее время принцип  разделения властей закреплен в  конституциях подавляющего большинства  стран мира, однако механизмы его  реализации существенно отличаются друг от друга.

Разделение властей - конституционный  принцип правового государства  в условиях подлинного гражданского общества. Закрепленное в Конституции  РФ правовое государство, права и  свободы человека и гражданина, принцип  разделения властей содержательно  и законодательно взаимосвязаны. Однако потенциал их реальной достижимости еще сравнительно невелик.

Коренные изменения в  жизни нашего общества, начавшиеся во второй половине 80-х годов XX века, обострили внимание к вопросам государственного управления. Государство в состоянии  эффективно выполнять свои функции  лишь при условии целенаправленной и высокопрофессиональной деятельности системы государственного управления. Важнейшим условием выполнения государством своих задач является адекватное его совершенствование, улучшение  взаимодействия органов государственной  власти, эффективная реализация ими  своих полномочий.

Роль государственного управления существенно возрастает в переходные и кризисные периоды общественного  развития. Это объясняется тем, что  в это время идут бурные процессы перестройки существующих моделей  общественных отношений, процессы поиска и создания их новых форм. В Российской Федерации конституционные реформы  получили новые ориентиры после  принятия Конституции 1993 г., провозгласившей  принцип разделения властей. За годы, прошедшие с момента ее принятия, накоплен определенный практический опыт реализации конституционных положений, проявились их достоинства и недостатки, без учета которых невозможны дальнейшие преобразования.

Российское государство  на современном этапе характеризуется  противоречивым состоянием проводимых преобразований, связанных с критической  переоценкой своего прошлого и с  выбором будущего, необходимостью поиска перспектив общественного развития. Решение проблемы коррекции содержания и форм многих правовых явлений выступает  необходимым условием эволюции правовой системы, ее ориентации на общемировые  стандарты. В системе таких явлений  находится и разделение властей.

Актуальность темы представленной курсовой работы обусловлена необходимостью решения, прежде всего, практических задач, возникающих в ходе развития российского  общества. С другой стороны, актуальность связана и с потребностью теоретического осмысления правовых норм, регламентирующих вопросы организации и взаимодействия органов государственной власти. Приходится констатировать, что действие этих норм нередко приводит к коллизиям и не устраняет пробелов в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений. Исследование современной системы органов государственной власти Российской Федерации показывает, что ее реформирование осуществляется на базе неразвитого федерального законодательства. В ходе продолжающейся правовой реформы уже приняты различные законодательные акты, однако эта деятельность недостаточно эффективна без внесения изменений в Конституцию.

Целью исследования представленной курсовой работы - определить основные формы и методы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие  задачи:

1) определить содержание  принципа разделения властей;

2) изучить дискуссию о  содержании принципа разделения  властей и о видах властей;

3) определить основные  направления реализации принципа  разделения властей;

4) выявить проблемы реализации  принципа разделения властей  по горизонтали и вертикали.

Объект данного исследования — организация и осуществление  государственной власти в Российской Федерации.

Предмет исследования – реализация принципа разделения властей в организации и функционировании системы органов государственной власти Российской Федерации.

В процессе написания представленной курсовой работы были использованы современные  источники: учебники и учебные пособия, статьи периодической печати, материалы  правовой системы «Гарант».

 

Глава 1. Основные направления реализации принципа разделения властей

Реализация принципа разделения властей заключается в установлении правовых норм и возникновении правоотношений, направленных на организацию взаимодействия всех органов государственной власти. В современном мире результаты процесса реализации принципа разделения властей  проявляются в разных моделях  взаимоотношений органов государственной  власти, и исследование этих моделей  важно для понимания структурно - функционального соотношения субъектов  государственной власти1.

С установлением советской  власти надежды сторонников теории разделения властей на ее воплощение в России оказались похороненными на многие десятилетия. И в период «диктатуры пролетариата» и после провозглашения «общенародного государства» неизменным оставался постулат о полновластии советов, объединяющих в себе законодательную, исполнительную и контрольную функции. Формальная независимость признавалась только за судом. Такие взгляды господствовали у нас вплоть до начала 90-х гг. С принятием летом 1990 г. Декларации о государственном суверенитете концепция разделения властей стала рассматриваться в них в качестве официальной доктрины.

Даже на начальном этапе  политических реформ демократическое  движение разворачивалось под лозунгом «вся власть Советам». Первым реальным шагом к введению в СССР системы  разделения властей стало учреждение в марте 1991 г. поста Президента СССР. Почти одновременно создается пост Президента РСФСР.

Однако в условиях слабости гражданских институтов и практически  полного отсутствия традиций демократического конституционного правления создать  эффективную систему разделения властей так и не удалось. Сначала (1991-1993 гг.) власть Советов доминировала над исполнительной властью, опираясь на конституционные нормы о своем «верховенстве». С ликвидацией системы Советов и принятием новой конституции в 1993 г., наоборот, исполнительная власть (особенно на федеральном уровне) получила явный перевес над законодательной. Тем не менее, именно в Конституции РФ 1993г. принцип разделения властей получил окончательное закрепление в качестве одной из основ конституционного строя (ст. 10), согласно которой «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Говоря о реализации теории разделения властей в современной  России, необходимо исходить из существования  трех относительно самостоятельных  периодов становления развития данного  процесса.

Первый период хронологически очерчен рамками: апрель 1985 г-сентябрь 1993 г. Характерным для него является не только формально-юридическое закрепление (в Конституции и других нормативных  правовых актах) принципа разделения властей, но и начало его реального воплощения в жизнь.

Данный период отличался  тем, как справедливо отмечалось в литературе, что шло «постоянное  и активное изменение существующих государственной и правовой систем, политической системы общества в  целом и не в последнюю очередь, хотя и весьма противоречивое и своеобразное, движение в сторону восприятия многих общепризнанных в мире признаков  государственности, функционирующей  на основе принципа разделения властей»2. В самом начале данного периода по инерции продолжало доминировать восприятие государственной власти в лице Советов как явления единого и неделимого. Традиционно считалось, что в плане применения теории разделения властей к российской действительности «разделению» подлежат не сами ветви государственной власти, а лишь властные функции. Причем нередко вопрос о разделении функций переносился с государственной сферы жизни на партийную и общественную.

Огромное внимание в отечественной  литературе традиционно уделялось  четкому разделению функций четкому  разделению функций государственных  и партийных органов, недопустимости дублирования и подмены их друг другом. В конце 80-х — начале 90-х гг. в отношении к принципу разделения властей наметился резкий поворот. И это заметно проявилось не только в теории, но и на практике. Так, в частности, учреждение в 1991 г. института президентства в России и образование Конституционного Суда свидетельствовало, помимо всего прочего, о реальном выделении и укреплении механизма государственной власти России наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями. Закрепление же в Конституции России в 1992 г. положения о том, что «система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей» (ст. 3 Конституции РСФСР) свидетельствовало об официальном признании этой теории. Таким образом, применительно к государственно-правовой жизни реформируемой России в данный период принцип разделения властей признавался не только формально, теоретически, но и шаг за шагом стал воплощаться в реальную жизнь практически.

Второй период адаптации  теории разделения властей применительно  к российской действительности охватывает промежуток времени с сентября 1993г. (с момента издания Указа от 21.09.1993 № 1400) и до декабря этого  же году (включая день проведения референдума  по проекту новой Конституции  и выборов 12 декабря 1993 г.). Характерной  особенностью этого периода была ликвидация системы Советов. Этим же Указом было «предложено» Конституционному Суду РФ «не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания».

Другим Указом Президента этого периода «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 09.10.1993 была формально-юридически и  фактически разрушена система  местных  органов государственной власти, а «исполнительно-распорядительные функции, закрепленные законодательством  Российской Федерации за Советами народных депутатов», были возложены на «администрацию соответствующего субъекта Российской Федерации». Наконец, Указом от 07.10.1993 «О порядке назначения и освобождения от должности глав администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения» был отменен действовавший порядок выборности глав администраций органами государственной власти. Прерогатива в решении данных вопросов перешла от органов законодательной власти к органам исполнительной власти. Главы администраций, согласно данному Указу, назначаются и освобождаются Президентом РФ по представлению председателя Совета Министров — Правительства Российской Федераций3.

В Российской Федерации разделение властей представляет собой двуединый  принцип политико-государственного устройства, сочетающий в себе разделение властей между федерацией и ее субъектами по вертикали политико-государственного устройства России с разделением  властей внутри федеральной системы  государственной власти и системами  государственной власти субъектов  Российской Федерации на законодательную (представительную), исполнительную и  судебную ветви при общем приоритете единства государственной власти в  стране.

Приоритет единства системы  государственной власти в условиях ее разделения по вертикали и горизонтали  главным образом обеспечивается:

– взаимозависимостью ветвей и уровней государственной власти, их тесными взаимодействиями по определенному  правом кругу вопросов;

– системой сдержек и  противовесов;

– конституционной ответственностью;

– наличием органов, не входящих в систему разделения властей, но прямо ориентированных на решение  общих для нее задач и конфликтных  ситуаций;

– институтом федерального воздействия.

Под институтом федерального воздействия следует понимать основанный на Конституции Российской Федерации  и федеральном законодательстве особый механизм неординарного воздействия  федеральных органов государственной  власти на ситуацию в субъекте или  субъектах федерации в случае ее отклонения от конституционного правопорядка, который направлен на его восстановление.

Информация о работе Конституционный принцип разделения властей в РФ