Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:48, курсовая работа
Целью исследования представленной курсовой работы - определить основные формы и методы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) определить содержание принципа разделения властей;
2) изучить дискуссию о содержании принципа разделения властей и о видах властей;
3) определить основные направления реализации принципа разделения властей;
4) выявить проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали.
Введение 3
Глава 1. Основные направления реализации принципа разделения властей 6
Глава 2. Проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали 15
§ 2.1. Разделение власти в России по горизонтали 15
§ 2.2. Разделение власти в России по вертикали 18
§ 2.3. Основы разделения и взаимодействия органов субъектов Российской Федерации. Элементы разделения властей в структуре органов местного самоуправления 21
Заключение 27
Библиографический список 31
Содержание
Введение 3
Глава 1. Основные направления реализации принципа разделения властей 6
Глава 2. Проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали 15
§ 2.1. Разделение власти в России по горизонтали 15
§ 2.2. Разделение власти в России по вертикали 18
§ 2.3. Основы разделения и взаимодействия органов субъектов Российской Федерации. Элементы разделения властей в структуре органов местного самоуправления 21
Заключение 27
Библиографический список 31
Проблемы организации
и осуществления
Государственная власть всегда
материализуется в определенной
структуре государственных
Как показывает весь ход
исторического развития, принцип
разделения властей неизменно приобретал
актуальность в тех государствах,
где проводились
Разделение властей - конституционный принцип правового государства в условиях подлинного гражданского общества. Закрепленное в Конституции РФ правовое государство, права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей содержательно и законодательно взаимосвязаны. Однако потенциал их реальной достижимости еще сравнительно невелик.
Коренные изменения в жизни нашего общества, начавшиеся во второй половине 80-х годов XX века, обострили внимание к вопросам государственного управления. Государство в состоянии эффективно выполнять свои функции лишь при условии целенаправленной и высокопрофессиональной деятельности системы государственного управления. Важнейшим условием выполнения государством своих задач является адекватное его совершенствование, улучшение взаимодействия органов государственной власти, эффективная реализация ими своих полномочий.
Роль государственного управления
существенно возрастает в переходные
и кризисные периоды
Российское государство
на современном этапе
Актуальность темы представленной курсовой работы обусловлена необходимостью решения, прежде всего, практических задач, возникающих в ходе развития российского общества. С другой стороны, актуальность связана и с потребностью теоретического осмысления правовых норм, регламентирующих вопросы организации и взаимодействия органов государственной власти. Приходится констатировать, что действие этих норм нередко приводит к коллизиям и не устраняет пробелов в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений. Исследование современной системы органов государственной власти Российской Федерации показывает, что ее реформирование осуществляется на базе неразвитого федерального законодательства. В ходе продолжающейся правовой реформы уже приняты различные законодательные акты, однако эта деятельность недостаточно эффективна без внесения изменений в Конституцию.
Целью исследования представленной курсовой работы - определить основные формы и методы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) определить содержание принципа разделения властей;
2) изучить дискуссию о
содержании принципа
3) определить основные
направления реализации
4) выявить проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали.
Объект данного исследования — организация и осуществление государственной власти в Российской Федерации.
Предмет исследования – реализация принципа разделения властей в организации и функционировании системы органов государственной власти Российской Федерации.
В процессе написания представленной курсовой работы были использованы современные источники: учебники и учебные пособия, статьи периодической печати, материалы правовой системы «Гарант».
Реализация принципа разделения
властей заключается в
С установлением советской власти надежды сторонников теории разделения властей на ее воплощение в России оказались похороненными на многие десятилетия. И в период «диктатуры пролетариата» и после провозглашения «общенародного государства» неизменным оставался постулат о полновластии советов, объединяющих в себе законодательную, исполнительную и контрольную функции. Формальная независимость признавалась только за судом. Такие взгляды господствовали у нас вплоть до начала 90-х гг. С принятием летом 1990 г. Декларации о государственном суверенитете концепция разделения властей стала рассматриваться в них в качестве официальной доктрины.
Даже на начальном этапе политических реформ демократическое движение разворачивалось под лозунгом «вся власть Советам». Первым реальным шагом к введению в СССР системы разделения властей стало учреждение в марте 1991 г. поста Президента СССР. Почти одновременно создается пост Президента РСФСР.
Однако в условиях слабости гражданских институтов и практически полного отсутствия традиций демократического конституционного правления создать эффективную систему разделения властей так и не удалось. Сначала (1991-1993 гг.) власть Советов доминировала над исполнительной властью, опираясь на конституционные нормы о своем «верховенстве». С ликвидацией системы Советов и принятием новой конституции в 1993 г., наоборот, исполнительная власть (особенно на федеральном уровне) получила явный перевес над законодательной. Тем не менее, именно в Конституции РФ 1993г. принцип разделения властей получил окончательное закрепление в качестве одной из основ конституционного строя (ст. 10), согласно которой «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Говоря о реализации теории разделения властей в современной России, необходимо исходить из существования трех относительно самостоятельных периодов становления развития данного процесса.
Первый период хронологически
очерчен рамками: апрель 1985 г-сентябрь
1993 г. Характерным для него является
не только формально-юридическое
Данный период отличался тем, как справедливо отмечалось в литературе, что шло «постоянное и активное изменение существующих государственной и правовой систем, политической системы общества в целом и не в последнюю очередь, хотя и весьма противоречивое и своеобразное, движение в сторону восприятия многих общепризнанных в мире признаков государственности, функционирующей на основе принципа разделения властей»2. В самом начале данного периода по инерции продолжало доминировать восприятие государственной власти в лице Советов как явления единого и неделимого. Традиционно считалось, что в плане применения теории разделения властей к российской действительности «разделению» подлежат не сами ветви государственной власти, а лишь властные функции. Причем нередко вопрос о разделении функций переносился с государственной сферы жизни на партийную и общественную.
Огромное внимание в отечественной литературе традиционно уделялось четкому разделению функций четкому разделению функций государственных и партийных органов, недопустимости дублирования и подмены их друг другом. В конце 80-х — начале 90-х гг. в отношении к принципу разделения властей наметился резкий поворот. И это заметно проявилось не только в теории, но и на практике. Так, в частности, учреждение в 1991 г. института президентства в России и образование Конституционного Суда свидетельствовало, помимо всего прочего, о реальном выделении и укреплении механизма государственной власти России наряду с законодательной, исполнительной и судебной властями. Закрепление же в Конституции России в 1992 г. положения о том, что «система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей» (ст. 3 Конституции РСФСР) свидетельствовало об официальном признании этой теории. Таким образом, применительно к государственно-правовой жизни реформируемой России в данный период принцип разделения властей признавался не только формально, теоретически, но и шаг за шагом стал воплощаться в реальную жизнь практически.
Второй период адаптации теории разделения властей применительно к российской действительности охватывает промежуток времени с сентября 1993г. (с момента издания Указа от 21.09.1993 № 1400) и до декабря этого же году (включая день проведения референдума по проекту новой Конституции и выборов 12 декабря 1993 г.). Характерной особенностью этого периода была ликвидация системы Советов. Этим же Указом было «предложено» Конституционному Суду РФ «не созывать заседания до начала работы Федерального Собрания».
Другим Указом Президента
этого периода «О реформе представительных
органов власти и органов местного
самоуправления в Российской Федерации»
от 09.10.1993 была формально-юридически и
фактически разрушена система местных
органов государственной
В Российской Федерации разделение
властей представляет собой двуединый
принцип политико-
Приоритет единства системы
государственной власти в условиях
ее разделения по вертикали и горизонтали
главным образом
– взаимозависимостью ветвей
и уровней государственной
– системой сдержек и противовесов;
– конституционной
– наличием органов, не входящих
в систему разделения властей, но
прямо ориентированных на решение
общих для нее задач и
– институтом федерального воздействия.
Под институтом федерального
воздействия следует понимать основанный
на Конституции Российской Федерации
и федеральном законодательстве
особый механизм неординарного воздействия
федеральных органов
Информация о работе Конституционный принцип разделения властей в РФ