Конституционный принцип разделения властей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования представленной курсовой работы - определить основные формы и методы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) определить содержание принципа разделения властей;
2) изучить дискуссию о содержании принципа разделения властей и о видах властей;
3) определить основные направления реализации принципа разделения властей;
4) выявить проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные направления реализации принципа разделения властей 6
Глава 2. Проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали 15
§ 2.1. Разделение власти в России по горизонтали 15
§ 2.2. Разделение власти в России по вертикали 18
§ 2.3. Основы разделения и взаимодействия органов субъектов Российской Федерации. Элементы разделения властей в структуре органов местного самоуправления 21
Заключение 27
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

Курсовая. Конституционный принцип разделения властей в РФ.docx

— 62.95 Кб (Скачать файл)

Как показывает весь ход  исторического развития, принцип  разделения властей неизменно приобретал актуальность в тех государствах, где проводились демократические  преобразования системы государственной  власти. В настоящее время принцип  разделения властей закреплен в  конституциях подавляющего большинства  стран мира, однако механизмы его  реализации существенно отличаются друг от друга.

Российское государство  на современном этапе характеризуется  противоречивым состоянием проводимых преобразований, связанных с критической  переоценкой своего прошлого и с  выбором будущего, необходимостью поиска перспектив общественного развития. Решение проблемы коррекции содержания и форм многих правовых явлений выступает  необходимым условием эволюции правовой системы, ее ориентации на общемировые  стандарты. В системе таких явлений  находится и разделение властей.

Разделение властей - конституционный  принцип правового государства  в условиях подлинного гражданского общества. Закрепленное в Конституции  РФ правовое государство, права и  свободы человека и гражданина, принцип  разделения властей содержательно  и законодательно взаимосвязаны. Однако потенциал их реальной достижимости еще сравнительно невелик.

Реализация принципа разделения властей не нарушает единства государственной  власти, под которым следует понимать единство стратегических целей и  направлений деятельности всех государственных  органов. Поэтому главной задачей  демократического государства является разграничение полномочий различных  властных органов, исходя из принципа единства государственной власти, а  также установление начал взаимодействия этих органов.

Различают два аспекта  разделения властей: юридический и  политический. Первый предполагает его  формально - юридическое закрепление, второй - фактическое "разделение властей". Между ними нередко образуется разрыв, который нетрудно обнаружить в конституционном  законодательстве многих государств.

Реализация принципа разделения властей заключается в установлении правовых норм и возникновении правоотношений, направленных на организацию взаимодействия всех органов государственной власти. В современном мире результаты процесса реализации принципа разделения властей  проявляются в разных моделях  взаимоотношений органов государственной власти, и исследование этих моделей важно для понимания структурно - функционального соотношения субъектов государственной власти.

Реализация принципа разделения властей на федеральном уровне имеет  выраженное конституционно-правовое регулирование, создающее модель разделения властей  по горизонтали, которая в значительной степени использована субъектами Российской Федерации. Такое положение создает  предпосылки для выстраивания эффективной  системы единой системы исполнительной власти в сфере ведения федерации  и совместного ведения федерации  и субъектов федерации, позволяет  тесно координировать законодательную  деятельность на всех уровнях государственной  власти, обеспечивать единую систему  законности и правосудия в стране.

Конституционно-правовое регулирование  взаимодействия федеральных органов  законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти обеспечивается стабильность политико-правового устройства Российской Федерации и служит реальной моделью  разделения властей в субъектах  Российской Федерации.

Вертикальное и горизонтальное разделение властей в Российской Федерации имеет не только взаимосвязанный, но и взаимопроникающий характер, обеспечивающий эффективность функционирования государства в целом.

Нормативной основой разделения властей в Российской Федерации, наряду с Конституцией Российской Федерации, являются конституции (уставы) субъектов  Федерации, федеральные конституционные  законы, федеральные законы и законы субъектов Федерации, иные нормативно-правовые акты.

Разграничение предметов  ведения и полномочий по вертикали  в Российской Федерации представляет собой сложный вопрос, порождающий  различные проблемы. От того, каким  образом решаются данные проблемы, зависит и развитие федеративных отношений в целом.

Особенность разделения власти по вертикали в России определяется тем, что отношения между Федерацией и ее субъектами традиционно строились  и продолжают строиться на довольно жесткой, централизованной основе. Поэтому  Федерации принадлежат не только те социально-экономические сферы  и полномочия, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности  единого государства, но и те, которые  защищают от полной и окончательной  дезинтеграции некогда централизованный политический организм.

Итак, мы считаем, что поставленные в начале работы задачи были исследованы достаточно глубоко и вполне внимательно. Необходимо, однако, сразу же отметить некоторые возможные недостатки данной работы, обусловленные ограниченным её объёмом. Вопросы определения принципа разделения властей и его реализации требуют более детального изучения, сравнения российского опыта с опытом реализации данного принципа в других странах, более глубокого изучения и исторического российского опыта, особенно на современном этапе развития.

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. 25.12.1993.
  2. Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской и современной российской государственности / Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко — М., 2004.— С. 320.-323.
  3. Голубок С.А. Конституционное право России: учебник. – М.: ИД РИОР, 2008.
  4. Горобец В.Д. Доктрина разделения властей и права человека // Журнал российского права, 2005.
  5. Карелин А.В. Разделение властей как один из основополагающих принципов построения системы государственных органов в демократических государствах // Современное право. 2009. № 12(1). C. 30-34.
  6. Карелин А.В. Реализация принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации // Образование и право. 2010. № 1(5). C. 18-24.
  7. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - "Эксмо", 2009 г.
  8. Косов Р.В. Пределы власти (История возникновения, содержание и практика реализации доктрины разделения властей): монография. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005.
  9. Краснов Ю.К. Принцип разделение властей в России: теория и практика / Ю.К.Краснов // Право и управление. XXI век. – 2005. – №1.
  10. Мартьянова Г.В. Принцип разделения властей в системе публичной власти субъекта Российской Федерации (в порядке постановки проблемы) / Право: история, теория, практика. Сб. статей и материалов. Вып.2 // Брянск: ГУП» Брянск. Обл. полиграф. объединение», 2007.
  11. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Научная книга, 1955.
  12. Николаев А. Некоторые проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ // Право и жизнь, 2000, № 25.
  13. Полянский И.А., Комарова В.В. Реализация принципа разделения властей в РФ // Государственная власть и местное самоуправление, 2001.
  14. Руссо, Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. М.: Канон-Пресс, 1998.
  15. Смоленский М.Б., Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Изд-во «Феникс», 2007.
  16. Сперанский, М.М. Проекты и записки /М.М. Сперанский. СПб.: Ленинградское отделение института истории АН СССР, 1961.
  17. Усанов В.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Изд-во Элит, 2008.
  18. Черепанов В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Журнал российского права. 2005. № 9. С. 63.
  19. Энтин, Л.М. Разделение властей: опыт современных государств / Л.М.Энтин. – М.: Юридическая литература, 2007.

 

 

1 Николаев А. Некоторые проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции РФ // Право и жизнь, 2000, № 25. – С.31.

2 Смоленский М.Б., Мархгейм М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – М.: Изд-во «Феникс», 2007. – С.318.

3 Горобец В.Д. Доктрина разделения властей и права человека // Журнал российского права, 2005. – С.38.

4 Карелин А.В. Реализация принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации // Образование и право. 2010. № 1(5). C. 19.

5 Карелин А.В. Реализация принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации // Образование и право. 2010. № 1(5). C. 20.

6 Горобец В.Д. Доктрина разделения властей и права человека // Журнал российского права, 2005. – С.22.

7 Бережнов А.Г. Принцип разделения властей в контексте теории и практики советской и современной российской государственности / Разделение властей: история и современность / Отв. ред. М.Н. Марченко — М., 2004.— С. 322.

8 Карелин А.В. Разделение властей как один из основополагающих принципов построения системы государственных органов в демократических государствах // Современное право. 2009. № 12(1). C. 32.

9 Краснов Ю.К. Принцип разделение властей в России: теория и практика / Ю.К.Краснов // Право и управление. XXI век. – 2005. – №1. – С.44.

10 Карелин А.В. Реализация принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации // Образование и право. 2010. № 1(5). C. 18.

11 Краснов Ю.К. Принцип разделение властей в России: теория и практика / Ю.К.Краснов // Право и управление. XXI век. – 2005. – №1. – С.45.

12 Карелин А.В. Реализация принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации // Образование и право. 2010. № 1(5). – C. 21.

13 Карелин А.В. Реализация принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации // Образование и право. 2010. № 1(5). - C. 21.

14 Краснов Ю.К. Принцип разделение властей в России: теория и практика / Ю.К. Краснов // Право и управление. XXI век. – 2005. – №1. – С.47.

15 Карелин А.В. Реализация принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации // Образование и право. 2010. № 1(5). - C. 23.


Информация о работе Конституционный принцип разделения властей в РФ