Конституционный принцип разделения властей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования представленной курсовой работы - определить основные формы и методы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) определить содержание принципа разделения властей;
2) изучить дискуссию о содержании принципа разделения властей и о видах властей;
3) определить основные направления реализации принципа разделения властей;
4) выявить проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основные направления реализации принципа разделения властей 6
Глава 2. Проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали 15
§ 2.1. Разделение власти в России по горизонтали 15
§ 2.2. Разделение власти в России по вертикали 18
§ 2.3. Основы разделения и взаимодействия органов субъектов Российской Федерации. Элементы разделения властей в структуре органов местного самоуправления 21
Заключение 27
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

Курсовая. Конституционный принцип разделения властей в РФ.docx

— 62.95 Кб (Скачать файл)

Особенность разделения власти по вертикали в России определяется тем, что отношения между Федерацией и ее субъектами традиционно строились  и продолжают строиться на довольно жесткой, централизованной основе. Поэтому  Федерации принадлежат не только те социально-экономические сферы  и полномочия, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности  единого государства, но и те, которые  защищают от полной и окончательной  дезинтеграции некогда централизованный политический организм. Необходимым  элементом вертикального разделения властей в Российской Федерации, как, впрочем, и в других федеративных государствах является институт федерального воздействия. Его природа и сущность вытекают из вертикальной структуры  федерации и наличия у федерального центра особых полномочий, обеспечивающих конституционный правопорядок, территориальную  целостность, суверенитет и единство федеративного государства, которые  являются приоритетными по отношению  к предметам ведения и полномочиям  субъектов Федерации.

В ст.5 Конституции РФ, устанавливающей  базовые принципы федеративного  устройства, в качестве одного из этих принципов называется разграничение  предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов РФ. Данный принцип  является производным от принципа разделения государственной власти между федерацией и её субъектами, поскольку первичным уровнем отношений в федеративном государстве являются отношения между федерацией и её субъектами, характер которых и предопределяет отношения между органами государственной власти по вертикали.

О том, что принцип разграничения  предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами положен  в основу вертикального разделения властей, можно судить на основании  ст. 71, 72, 73 Конституции РФ. Предметы ведения - это сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства  и объекты имущества, которые  регулируются самостоятельно или совместно. Они делятся на три вида, закрепленных в соответствующих статьях Конституции  РФ: а) относящиеся к исключительному  ведению Российской Федерации (ст. 71); б) к совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72); в) к исключительному ведению субъектов Федерации (ст. 73).

Разграничение предметов  ведения - это вопрос об отношениях между федерацией и её субъектами, а вопрос о разграничении компетенции  или отдельных полномочий касается отношений между отдельными видами федеральных органов и органов  субъектов федерации. Другой вопрос, ответ на который раскрывает ещё  один важный элемент системы разделения государственной власти по вертикали, связан с определением того, что  следует делить на федеральном конституционном  уровне. Ключевыми для формирования федеративных отношений являются, по меньшей мере, три задачи: - во-первых, разделения предметов ведения между  федерацией и её субъектами; - во-вторых, разграничения компетенции (полномочий) между федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов РФ; - в-третьих, определения  конкретных объектов, в отношении которых реализуются властные полномочия (собственность, природные ресурсы, финансы)11.

«По вертикали» полномочия между федеральными и региональными  органами государственной власти разграничиваются следующим образом. Федеральный  конституционный закон или федеральный  закон определяет полномочия органов  государственной власти субъектов  Федерации исчерпывающим образом, при этом в законе должны быть определены пределы полномочий Президента РФ и  федеральных органов исполнительной власти по отношению к органам  власти субъектов Федерации12.

Эти выводы вполне применимы  и к разграничению полномочий по предметам совместного ведения  между федеральными и региональными  органами государственной власти.

Последовательное проведение принципа разделения государственной  власти Российской Федерации и государственной  власти субъектов РФ в современных  условиях развития российской правовой системы означает, прежде всего, определение  приоритетов в формах правового  регулирования. Прежде всего, необходимо дальнейшее развитие конституционной  модели разграничения предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти по вертикали.

§ 2.3. Основы разделения и взаимодействия органов субъектов Российской Федерации. Элементы разделения властей в структуре органов местного самоуправления

Нормативно-правовая база разделения властей на федеральном уровне преимущественно  повторяется и на уровне субъектов  Федерации, поскольку они не только являются составной частью определенной государственной территории, но и  входят в единое правовое пространство определенного государства. Это предполагает относительно единую систему органов государственной власти, построенную на общих принципах, основополагающим из которых является принцип разделения властей. Здесь разделение властей следует рассматривать в его горизонтальном аспекте, выделяя соответственно законодательную (представительную), исполнительную и судебную ветви власти субъектов Федерации.

Одной из существенных особенностей разделения властей на региональном уровне в Российской Федерации является тот факт, что для субъектов  Российской Федерации определяющее значение имеет проблема разделения полномочий, взаимодействия, ответственности  не между тремя (что характерно для  классического варианта разделения властей по горизонтали), а между  двумя ветвями власти - законодательной  и исполнительной13.

В качестве нормативно-правовой основы организации законодательной  власти в субъектах подчеркиваются принцип независимости законодательной  ветви власти, ее самостоятельность, ограничение ее в возможности  безосновательно вмешиваться в  деятельность других ветвей власти, определяя  тем самым принцип разделения властей, на котором строится система  государственных органов в субъектах  Российской Федерации.

Законодательные органы субъектов  Федерации подконтрольны избирателям  посредством системы народного  представительства и свободных  демократических выборов, благодаря  которым они формируются. Это  дает им право выступать от имени  народа, выражать его волю в законодательных  актах и добиваться проведения ее в жизнь. Именно поэтому в название этих органов добавляется важная характеристика - представительный орган.

Имеющаяся у субъектов  Российской Федерации возможность  создания своих собственных судов - в лице конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - не влияет существенным образом на то положение, что в региональной системе разделения властей основные судебные функции сохраняются за федеральными органами конституционного, гражданского, административного судопроизводства.

Конституционные положения, характеризующие основы разделения государственной власти субъектов  Российской Федерации, получили свое обоснование  в целом ряде решений Конституционного Суда РФ, неоднократно подтверждавшего  обязательность построения системы  органов государственной власти на основе принципа разделения властей, необходимость обеспечения баланса  полномочий каждой из ветвей власти, недопустимость превалирования органов какой-либо из ветвей власти над другими.

Поскольку в статье 10 Конституции  Российской Федерации говорится  о принципе разделения властей как  о принципе организации государственной  власти, он не может рассматриваться  как принцип организации местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

Действующее законодательство о местном самоуправлении исходит  из принципа единства муниципальной  власти. Четких указаний на необходимость  ее разделения по ветвям и уж тем  более по уровням местного самоуправления ни в Конституции Российской Федерации, ни в действующем законодательстве не существует. Обязательное наличие  представительного органа и местной  администрации в структуре местного самоуправления полноценного разделения властей не образует, представительный орган занимается не только правотворчеством, он осуществляет как контрольные, так  и в некоторых случаях непосредственные управленческие полномочия. Вместе с  тем, в структуре органов местного самоуправления между представительными  органами и соответствующими местными администрациями, существуют элементы разделения властей, которые выражаются в законодательном разграничении некоторых полномочий между ними. В целом использование принципа разделения властей в системе местного самоуправления является дискуссионным. По нашему мнению его полноценное воплощение в местных органах власти может ущемить конституционное право населения на осуществление местного самоуправления14.

Повседневная деятельность по реализации основных функций местного самоуправления, его компетенции  осуществляется на практике в основном обязательными, специально созданными для этого органами. Степень сложности  задач, решаемых публичной властью  в целом, и местным самоуправлением, в частности, постоянно возрастает, требует профессионального подхода  и постоянства в их осуществлении, чего невозможно обеспечить лишь формами  общественного характера. Тем не менее, система органов местного самоуправления должна быть построена  таким образом, чтобы обеспечить представительство населения как  основного субъекта местного самоуправления. Наличие органов местного самоуправления, избираемых непосредственно населением, является обязательным условием его  существования.

Функцию представительства  населения муниципального образования  реализует, прежде всего, представительный орган, обладающий для этого необходимым  объемом властных полномочий. Решениями  представительного органа утверждаются все основные правила, программы  развития, что является правовой базой  для осуществления вопросов местного значения иными органами местного самоуправления. В небольших муниципальных образованиях допустимо существование не выборного  органа, а выборного должностного лица, при условии, что традиционные полномочия представительного органа будут осуществляться одной из форм прямой демократии. Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает обязательное наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации исполнительно- распорядительного органа муниципального образования, за исключением случаев, предусмотренных этим Законом.

Право граждан на представительство  означает также возможность регулярного  обновления состава выборных органов, а также досрочного прекращения  полномочий выборных лиц в определенных случаях. Федеральный закон 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в статье 40 предусматривает, что срок полномочий депутата, члена  выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом  муниципального образования и не может быть менее двух и более  пяти лет. В большинстве случаев  такой срок составляет четыре-пять лет.

Для реализации функций управления муниципальным имуществом и финансовыми  средствами, оказания муниципальных  услуг в муниципальных образованиях создаются исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или  местные администрации.

Фактическое законодательное  закрепление принципа «разделения  власти» на местном уровне, которое  наметилось в настоящее время, довольно спорно. Речь должна идти о разделении управленческих функций между различными органами местного самоуправления. Законодательно достаточно предусмотреть механизмы, обеспечивающие функциональное обособление нормотворческой представительной) и исполнительной деятельности муниципальной власти, а также невозможность совмещения в одном органе (у должностного лица) местного самоуправления правотворческих, исполнительных, контрольных функций15.

Таким образом, в Российской Федерации разделение властей реализуется  как по горизонтали, так и по вертикали. Вертикальное и горизонтальное разделение властей в Российской Федерации  имеет не только взаимосвязанный, но и взаимопроникающий характер, обеспечивающий эффективность функционирования государства  в целом.

Горизонтальное разделение властей подразумевает разделение власти на исполнительную, законодательную  и судебную ветви, вертикальное же разделение обусловлено федерализмом и определяется отношениями между Федерацией и ее субъектами.

 

 

Заключение

В настоящей курсовой работе была рассмотрена общетеоретическая  сторона такого вопроса, как принцип  разделения властей, а также практика его реализации в Российской Федерации. В заключение проведенного исследования можно сделать обобщающие выводы.

Разделение властей - конституционный  принцип правового государства  в условиях подлинного гражданского общества. Закрепленное в Конституции  РФ правовое государство, права и  свободы человека и гражданина, принцип  разделения властей содержательно  и законодательно взаимосвязаны. Однако потенциал их реальной достижимости еще сравнительно невелик.

Как показывает весь ход  исторического развития, принцип  разделения властей неизменно приобретал актуальность в тех государствах, где проводились демократические  преобразования системы государственной  власти. В настоящее время принцип  разделения властей закреплен в  конституциях подавляющего большинства  стран мира, однако механизмы его  реализации существенно отличаются друг от друга.

В науке нет единого  мнения о том, какой момент следует  считать началом возникновения  теории разделения властей. Проблему рационального  устройства государственной власти и ее органов ученые пытаются разрешить, пожалуй, столько времени, сколько  существует государство как форма  организации общества.

Идея разграничения деятельности государственных органов в самом  общем виде высказывалась еще  античными мыслителями — Платоном, Аристотелем, Полибием и др.

Информация о работе Конституционный принцип разделения властей в РФ