Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:48, курсовая работа
Целью исследования представленной курсовой работы - определить основные формы и методы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации. В ходе работы для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1) определить содержание принципа разделения властей;
2) изучить дискуссию о содержании принципа разделения властей и о видах властей;
3) определить основные направления реализации принципа разделения властей;
4) выявить проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали.
Введение 3
Глава 1. Основные направления реализации принципа разделения властей 6
Глава 2. Проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали 15
§ 2.1. Разделение власти в России по горизонтали 15
§ 2.2. Разделение власти в России по вертикали 18
§ 2.3. Основы разделения и взаимодействия органов субъектов Российской Федерации. Элементы разделения властей в структуре органов местного самоуправления 21
Заключение 27
Библиографический список 31
Особенность разделения власти
по вертикали в России определяется
тем, что отношения между Федерацией
и ее субъектами традиционно строились
и продолжают строиться на довольно
жесткой, централизованной основе. Поэтому
Федерации принадлежат не только
те социально-экономические сферы
и полномочия, которые необходимы
для обеспечения
В ст.5 Конституции РФ, устанавливающей базовые принципы федеративного устройства, в качестве одного из этих принципов называется разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип является производным от принципа разделения государственной власти между федерацией и её субъектами, поскольку первичным уровнем отношений в федеративном государстве являются отношения между федерацией и её субъектами, характер которых и предопределяет отношения между органами государственной власти по вертикали.
О том, что принцип разграничения
предметов ведения между
Разграничение предметов ведения - это вопрос об отношениях между федерацией и её субъектами, а вопрос о разграничении компетенции или отдельных полномочий касается отношений между отдельными видами федеральных органов и органов субъектов федерации. Другой вопрос, ответ на который раскрывает ещё один важный элемент системы разделения государственной власти по вертикали, связан с определением того, что следует делить на федеральном конституционном уровне. Ключевыми для формирования федеративных отношений являются, по меньшей мере, три задачи: - во-первых, разделения предметов ведения между федерацией и её субъектами; - во-вторых, разграничения компетенции (полномочий) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; - в-третьих, определения конкретных объектов, в отношении которых реализуются властные полномочия (собственность, природные ресурсы, финансы)11.
«По вертикали» полномочия
между федеральными и региональными
органами государственной власти разграничиваются
следующим образом. Федеральный
конституционный закон или
Эти выводы вполне применимы и к разграничению полномочий по предметам совместного ведения между федеральными и региональными органами государственной власти.
Последовательное проведение принципа разделения государственной власти Российской Федерации и государственной власти субъектов РФ в современных условиях развития российской правовой системы означает, прежде всего, определение приоритетов в формах правового регулирования. Прежде всего, необходимо дальнейшее развитие конституционной модели разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти по вертикали.
Нормативно-правовая база разделения властей на федеральном уровне преимущественно повторяется и на уровне субъектов Федерации, поскольку они не только являются составной частью определенной государственной территории, но и входят в единое правовое пространство определенного государства. Это предполагает относительно единую систему органов государственной власти, построенную на общих принципах, основополагающим из которых является принцип разделения властей. Здесь разделение властей следует рассматривать в его горизонтальном аспекте, выделяя соответственно законодательную (представительную), исполнительную и судебную ветви власти субъектов Федерации.
Одной из существенных особенностей разделения властей на региональном уровне в Российской Федерации является тот факт, что для субъектов Российской Федерации определяющее значение имеет проблема разделения полномочий, взаимодействия, ответственности не между тремя (что характерно для классического варианта разделения властей по горизонтали), а между двумя ветвями власти - законодательной и исполнительной13.
В качестве нормативно-правовой
основы организации законодательной
власти в субъектах подчеркиваются
принцип независимости
Законодательные органы субъектов
Федерации подконтрольны
Имеющаяся у субъектов Российской Федерации возможность создания своих собственных судов - в лице конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей - не влияет существенным образом на то положение, что в региональной системе разделения властей основные судебные функции сохраняются за федеральными органами конституционного, гражданского, административного судопроизводства.
Конституционные положения,
характеризующие основы разделения
государственной власти субъектов
Российской Федерации, получили свое обоснование
в целом ряде решений Конституционного
Суда РФ, неоднократно подтверждавшего
обязательность построения системы
органов государственной власти
на основе принципа разделения властей,
необходимость обеспечения
Поскольку в статье 10 Конституции
Российской Федерации говорится
о принципе разделения властей как
о принципе организации государственной
власти, он не может рассматриваться
как принцип организации
Действующее законодательство
о местном самоуправлении исходит
из принципа единства муниципальной
власти. Четких указаний на необходимость
ее разделения по ветвям и уж тем
более по уровням местного самоуправления
ни в Конституции Российской Федерации,
ни в действующем законодательстве
не существует. Обязательное наличие
представительного органа и местной
администрации в структуре
Повседневная деятельность
по реализации основных функций местного
самоуправления, его компетенции
осуществляется на практике в основном
обязательными, специально созданными
для этого органами. Степень сложности
задач, решаемых публичной властью
в целом, и местным самоуправлением,
в частности, постоянно возрастает,
требует профессионального
Функцию представительства
населения муниципального образования
реализует, прежде всего, представительный
орган, обладающий для этого необходимым
объемом властных полномочий. Решениями
представительного органа утверждаются
все основные правила, программы
развития, что является правовой базой
для осуществления вопросов местного
значения иными органами местного самоуправления.
В небольших муниципальных
Право граждан на представительство означает также возможность регулярного обновления состава выборных органов, а также досрочного прекращения полномочий выборных лиц в определенных случаях. Федеральный закон 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в статье 40 предусматривает, что срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. В большинстве случаев такой срок составляет четыре-пять лет.
Для реализации функций управления
муниципальным имуществом и финансовыми
средствами, оказания муниципальных
услуг в муниципальных
Фактическое законодательное закрепление принципа «разделения власти» на местном уровне, которое наметилось в настоящее время, довольно спорно. Речь должна идти о разделении управленческих функций между различными органами местного самоуправления. Законодательно достаточно предусмотреть механизмы, обеспечивающие функциональное обособление нормотворческой представительной) и исполнительной деятельности муниципальной власти, а также невозможность совмещения в одном органе (у должностного лица) местного самоуправления правотворческих, исполнительных, контрольных функций15.
Таким образом, в Российской Федерации разделение властей реализуется как по горизонтали, так и по вертикали. Вертикальное и горизонтальное разделение властей в Российской Федерации имеет не только взаимосвязанный, но и взаимопроникающий характер, обеспечивающий эффективность функционирования государства в целом.
Горизонтальное разделение
властей подразумевает
В настоящей курсовой работе была рассмотрена общетеоретическая сторона такого вопроса, как принцип разделения властей, а также практика его реализации в Российской Федерации. В заключение проведенного исследования можно сделать обобщающие выводы.
Разделение властей - конституционный принцип правового государства в условиях подлинного гражданского общества. Закрепленное в Конституции РФ правовое государство, права и свободы человека и гражданина, принцип разделения властей содержательно и законодательно взаимосвязаны. Однако потенциал их реальной достижимости еще сравнительно невелик.
Как показывает весь ход
исторического развития, принцип
разделения властей неизменно приобретал
актуальность в тех государствах,
где проводились
В науке нет единого мнения о том, какой момент следует считать началом возникновения теории разделения властей. Проблему рационального устройства государственной власти и ее органов ученые пытаются разрешить, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества.
Идея разграничения
Информация о работе Конституционный принцип разделения властей в РФ