Конституционный статус личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Конституция РФ 1993 закрепляет не только права и свободы, но и обязанности граждан. К таким обязанностям относятся : защита Отечества, уплата налогов и сборов, получение основного общего образования, забота о детях и нетрудоспособных родителях, соблюдение Конституции Российской Федерации и законов, уважение прав и свобод других лиц, а также забота о памятниках истории и культуры. Такие обязанности затрагивают многочисленные сферы социальных отношений, в которых индивид принимает непосредственное участие и сталкивается с ними на протяжении всей своей жизни. Можно сказать, что обязанности по своей природе различны. Так как некоторые из них вытекают из принадлежности лица к гражданству государства, а другие вовсе не связаны с таким статусом и возлагаются на каждого индивидуально.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………1
Глава I Конституционный статус личности……………………………………2
Глава II Виды конституционных обязанностей………………………………..10
§2.2 Защита Отечества………………………………………………………….10
§2.2 Уплата налогов и сборов…………………………………………………..12
§2.3 Получение основного общего образования……………………………...14
§ 2.4 Забота о детях и нетрудоспособных родителях…………………………18
§2.5 Соблюдение Конституции Российской Федерации и законов………….22
§2.6 Уважение прав и свобод других лиц……………………………………...24
§2.7 Забота о памятниках истории и культуры………………………………..24
§2.8 Сохранение природы и окружающей среды……………………………...27
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Конституционный статус личности.docx

— 83.23 Кб (Скачать файл)

Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, инвалидов т.д.). Данные  группы, основываются на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права и обязанности, льготы и иные привилегии, предусмотренные законодательством РФ. Совершенствование этих статусов – одна из задач юридической науки.

Индивидуальный статус устанавливает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Четкое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей – это признак правовой культуры, юридической грамотности и образованности. Индивидуальный правовой статус скачкообразен, динамичен, меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни каждого индивида.

Исследуемые мною три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимодополняемые, а на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов – множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Специальные, индивидуальные и иные статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному.

В структуру понятия правового статуса входят следующие элементы:

  1. правовые нормы, устанавливающие данный статус;

  1. правосубъектность;

  1. основные права и обязанности;

  1. законные интересы;

  1. гражданство;

  1. юридическая ответственность;

  1. правовые принципы;

  1. правоотношения общего типа.6

Как ранее отмечалось мной, права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу правового статуса. Данное положение закреплено в статье 64 Конституции России.

Необходимо отметить, что категория правового статуса - сравнительно новая в науке. Ранее, до 60-х годов, она обычно отождествлялась с правоспособностью (Н.Г, Александров, С.Н. Братусь, А.В. Мицкевич) и не рассматривалась в качестве самостоятельной. Ведь эти свойства в равной мере неотчуждаемы, возникают и прекращаются у субъекта одновременно. В этом их сходство, которое служит для основания отождествления.

В последующий период, с развитием юридической мысли, в 70–80-х годах, категория правового статуса получила достаточно широкую разработку (Н.В. Витрук, Л.Д. Воеводин, В.А. Кучинский, Е.А. Лукашева, Н.И, Матузов, Г.В. Мальцев, В.А. Патюлин и др.), сформировалась как проблема и как одно из ключевых понятий правоведения, зафиксирована в законодательстве.

Установили, что правоспособность и правовой статус – это разные явления и категории. Они соотносятся как часть и целое. Правовой статус, безусловно, базируется на правоспособности, но к ней не сводится. Он шире, богаче, структурно сложнее, выступает обобщающим понятием.

В настоящее время вопросы правового статуса личности составляют важнейшее самостоятельное научное направление в общей теории государства и права, а также в отраслевых юридических дисциплинах.

 

Глава 2

Виды конституционных обязанностей

§ 2.1 Защита Отечества

В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.7

   Понятие  "отечество"  относится  к  вечным  ценностям,  оно  выражает  связь каждого  человека  с  его  предками  и  их  делами,  в   нем   олицетворение героической истории, культуры, духовности многонационального народа  России.

Защита  Отечества  предполагает  обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под  ружье"  в  случае  агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

        Рассматривая  данную конституционную обязанность  граждан необходимо сказать о том, что гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту.

 На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва.8

    Так же хотелось  бы и сказать о том, что   предусматривается  возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. 

    Но необходимо  сказать и о тех гражданах, убеждения которых не позволяют  нести военную службу. Существует  много таких граждан по  убеждениям  которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило  закреплено  не  только  в Конституции РФ, но и  в  конституциях  и  законах  многих  стран  (Франция, Италия, Германия и  др.).  Альтернативная  служба  может  осуществляться  в медицинских и других учреждениях, о  чем  должен  быть  принят  федеральный  закон.9

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. К примеру, статья 339. Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества.10

 

 

 

§ 2.2 Уплата налогов и сборов

    Обязанность уплаты  налогов. В любом государстве  налоги составляют основу государственного  бюджета. Установление налогов необходимо  для обеспечения финансирования  таких общегосударственных функций, как управление, организация обороны, культура и т. д.11 Согласно ст. 57 Конституции РФ "каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют".12

 

Эту обязанность  охраняют  множество законов и нормативных актов. С  помощью  налогов  государство  обеспечивает обороноспособность   и   безопасность   граждан,    развивает    экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.  Именно  по этой причине вышеназванную обязанность, закрепленную в Конституции РФ можно считать элементарной.

    Немного хотелось бы сказать о видах налогов для полноты представления  о данном виде  обязанностей.  Законом  РФ об  основах  налоговой  системы  в Российской  Федерации  от  27  декабря  1991  г.  установлено,  что  налоги подразделяются  на  федеральные,  субъектов  Федерации   и   местные.13   Они уплачиваются в определенных размерах и в  заранее  указанные  сроки.  Самый распространенный  налог  -  подоходный  —  регламентируется  Законом  РФ  о подоходном  налоге  с  физических  лиц  от  7  декабря  1991  г.,   который периодически изменяется и дополняется. За уклонение от уплаты  и  нарушение порядка  уплаты  налогов  налогоплательщики  несут  административную,  а  в отдельных случаях и уголовную ответственность.

    Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций (постановления Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. N 20-П и от 16 июля 2004 г. N 14-П).14 Налоги могут и не играть столь важную для существования государства роль, если в его непосредственной собственности находятся большая часть средств производства и доходы от их использования. Однако в демократическом правовом и социальном государстве, в котором признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 1, ст. 8 Конституции), налоги приобретают первостепенное значение. Неисполнение конституционной обязанности платить налоги и сборы подрывало бы основы конституционного строя РФ, закрепленные в гл. 1 Конституции. Именно поэтому обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного и безусловного требования. Этим объясняется возможность бесспорного взыскания налогов при условии его последующего судебного контроля.

§2.3 Получение основного общего образования

Согласно статьи 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.  
       Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Россия устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.  
      Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры.15 Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.  
      В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека.16 
      Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами». 17

     Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод гласит, что «никому не может быть отказано в праве на образование». Данная формулировка подтверждает право каждого человека на образование, налагает запрет на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование, однако Конвенция не конкретизирует уровень получения образования.  
      Конвенция о правах ребенка закрепила общедоступность, бесплатность и обязательность начального образования, право ребенка на доступность информации и материалов в области образования, возложив на государств-участников обязанности: 
     — обеспечивать доступность среднего образования, общего и профессионального, на бесплатной основе;  
     — обеспечивать доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого; 
     — принимать меры к регулярному посещению детьми школ, к снижению числа детей, покидающих школы.  
       
     Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования, выделение необходимых для этого ресурсов и создание механизмов их эффективного использования.  
      Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. № 393, иными законодательными актами, а также прокомментированными выше нормами международного права.    

Сам факт закрепления в Конституции России бесплатного образования, несомненно, содействует его общедоступности. Конституция России обязывает обеспечить получение каждым человеком (гражданином или иностранным подданным, лицом без гражданства или др.) основного общего образования. При этом родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить своим детям получение образования высокого уровня. Признаваемое и гарантируемое российской Конституцией право на образование детализируется в Законе РФ «Об образовании», в котором содержатся основные нормы, регулирующие отношения в сфере образования.  
      Образование в России является предметом совместного ведения Российской Федерациии ее субъектов. Закон РФ «Об образовании» в рамках федеральной компетенции является законом прямого действия, который должен одинаково применяться на всей территории страны. В части компетенции субъектов Федерации Законом РФ «Об образовании» определены установочные нормы, на основе которых субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.  
      Государство гарантирует гражданам общедоступное и бесплатное начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и начальное профессиональное образование. Конституция России включает в данный перечень дошкольное и среднее профессиональное образование. В то же время Закон РФ «Об образовании» (ч. 3 ст. 5) не гарантирует бесплатное дошкольное образование, а бесплатное среднее профессиональное образование гарантируется на конкурсной основе. Согласно ст. 18 Закона РФ «Об образовании», государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. При этом отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.18  
      Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. В той части, в которой текущее законодательство не обеспечивает конституционные права граждан, оно нуждается в совершенствовании, а конституционные нормы имеют прямое действие.  
       
     В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Государство оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий.  
      Основа государственных гарантий получения гражданами России образования — его государственное или муниципальное финансирование. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Размеры и нормативы ежеквартального финансирования образовательных учреждений подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.19

Информация о работе Конституционный статус личности