АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЕ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
КАДРОВ
Кафедра конституционного и
административного права
Специальность «Государственное
управление и право»
Курсовая работа
по дисциплине КОНСТИТУЦИОННОЕ
ПРАВО
на тему: Конституционный Суд
Республики Беларусь
Студент Чечнева Е.А.
2 курса, ГУП-3
Руководитель
Чудаева М.Л.
Минск 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………...……………4
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСТИТУЦИОННОМ
СУДЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………...8
2.1 Правовые основы деятельности
Конституционного Суда. Порядок формирования
и основные принципы деятельности Конституционного
Суда Республики Беларусь……………………………………………………………...8
2.2 Судья Конституционного Суда,
его правовое положение………………..10
2.3 Компетенция Конституционного
Суда Республики Беларусь………...….13
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ
И РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ
СУДЕ……………………………………………...…15
3.1 Органы, имеющие право обращаться
в Конституционный Суд Республики Беларусь…………………………………………………………………………..15
3.2 Порядок принятия решений,
заключений Конституционным Судом……………………………………………………………………………..16
3.3 Требования, предъявляемые
к решениям, заключениям Конституционного
Суда………………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....21
ВВЕДЕНИЕ
Конституционный Суд – это
такой же неотъемлемый атрибут правового
государства, как Парламент или местное
самоуправление. Каждое демократическое
государство считает необходимым иметь
такой институт государственной власти
как Конституционный Суд. Он призван посредством
проверки на соответствие Конституции
нормативных правовых актов утверждать
верховенство конституционных норм и
их реальное, прямое действие. Конституционный
Суд Республики Беларусь был создан в
1994 г. и является специальным органом конституционного
контроля.
Актуальность темы заключается
в том, что правовые позиции Конституционного
Суда, которые формулируются в его решениях,
являются основой для совершенствования
законодательства и практики его применения.
В результате деятельности Конституционного
Суда сфера конституционных прав и свобод
получила дополнительный импульс для
дальнейшего развития.
Цель курсовой работы – раскрыть компетенцию и порядок
рассмотрения дел Конституционного Суда.
Объектом исследования являются
общественные отношения, регулируемые
Конституционным Судом. Предметом исследования
выступает Конституционный Суд Республики
Беларусь, его компетенция, состав, принципы
деятельности и порядок рассмотрения
дел в Конституционном Суде.
В соответствии с поставленной
целью в задачи работы входит:
- изучить историю возникновения
и развития Конституционного Суда Республики Беларусь;
- указать правовые основы деятельности
Конституционного Суда Республики Беларусь;
- рассмотреть компетенцию, состав,
порядок формирования и основные принципы
деятельности Конституционного Суда Республики
Беларусь;
- определить правовое положение судьи;
- дать подробную и всестороннюю
характеристику порядка принятия решений
Конституционным Судом, требований к ним,
а также указать органы, имеющие право
обращаться в Конституционный Суд.
Методологической основой настоящего
исследования являются формально-юридический,
формально-логический, сравнительно-правовой,
методы обобщения, метод анализа, исторический
метод.
В процессе работы была подробно
рассмотрена научная литература, законодательные
акты, энциклопедические издания, несколько
справочников, монографические книги,
а также материалы из Интернета.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Одной из характерных черт советской
формы правления является отсутствие
в системе высших органов власти конституционного
суда, поэтому до 1989 года в белорусской
Конституции не содержалось норм, регулировавших
статус специализированного органа конституционного
контроля или надзора. Такое положение
объяснялось, прежде всего, негативным
отношением правящей партии к теории разделения
властей. Считалось, что Советы депутатов
должны выполнять одновременно и законодательные
и исполнительные функции. Утверждалось,
что высший орган государственной власти
способен адекватно выражать волю и интересы
всех граждан, и, следовательно, никто
не может оспаривать конституционность
его актов, он сам должен следить за тем,
чтобы принимаемые нормы соответствовали
Конституции [15, с. 3-13].
Как отмечал в 1960-е годы М. А.
Нудель, «проблема конституционного контроля
теснейшим образом связана с положением
парламента. Если признается его верховенство,
исключается возможность создания внепарламентского
органа, который осуществлял бы конституционную
юрисдикцию и тем самым контролировал
деятельность парламента» [20, с. 10].
Лишь в конце 80-х годов, в период
«перестройки», указанные идеи были отвергнуты.
27 октября 1989 г. белорусская Конституция
1978 г. дополнена новой статьей, в которой
говорилось о том, что Комитет конституционного
надзора БССР избирается Верховным Советом
БССР сроком на 10 лет из числа специалистов
в области политики и права в составе Председателя,
заместителя Председателя и 9 членов Комитета,
организация и порядок деятельности Комитета
конституционного надзора БССР определяются
Законом о конституционном надзоре в СССР
и Законом БССР о Комитете конституционного
надзора Белорусской ССР [2, с. 33-34].
Таким образом, в приведенной
статье практически полностью воспроизведена
применительно к союзной республике аналогичная
норма общесоюзной Конституции 1977 г., посвященная
Комитету конституционного надзора СССР.
Целесообразно отметить, что Комитет конституционного
надзора Беларуси, в отличие от союзного
комитета, так и не был создан на практике.
27 июля 1990 г. Верховным Советом
была принята Декларация о государственном
суверенитете, в которой впервые в истории
белорусского государства провозглашалась
цель построения правового государства,
а разграничение законодательной, исполнительной
и судебной власти было названо важнейшим
принципом существования белорусского
государства. В условиях, когда на территории
Беларуси провозглашалось верховенство
белорусского законодательства, все острее
стала ощущаться потребность в органе,
который оценивал бы соответствие текущего
законодательства Конституции [5].
В ноябре 1990 г. был подготовлен
проект Закона о Конституционном Суде,
основные положения которого одобрены
на заседании парламентской комиссии
по законодательству и нашли отражение
в соответствующем разделе Концепции
судебно-правовой реформы, утвержденной
Верховным Советом в 1992 году [4, ст. 270].
Проект Закона о Конституционном
Суде неоднократно вносился на рассмотрение
сессии парламента: так, он включался в
повестку дня 6-й, внеочередной 11-й, 13-й
сессий Верховного Совета. Одновременно
с обсуждением в Парламенте шла дискуссия
среди ученых-юристов о компетенции Конституционного
Суда, его месте в системе государственных
органов, правовом статусе судей. Длительный
срок, в течение которого шла разработка
закона, объясняется главным образом тем,
что параллельно велась работа над новой
Конституцией, один из разделов которой
предполагалось посвятить Конституционному
Суду [12, с. 10].
15 марта 1994 г. Верховным Советом
Республики Беларусь 12-го созыва была
принята Конституция Республики Беларусь,
в которой впервые в истории белорусского
конституционализма предусматривалось
учреждение в стране специализированного
органа конституционного контроля - Конституционного
Суда. В Конституцию была включена специальная
глава «Конституционный Суд Республики
Беларусь», состоявшая из восьми статей
и регулировавшая порядок формирования,
компетенцию и правовой статус судей Конституционного
Суда. Указанная глава входила в раздел
VI «Государственный контроль и надзор»,
посвященный правовому регулированию
деятельности Контрольной палаты и прокуратуры
[3].
Конституционный Суд имел право
по своему усмотрению рассмотреть вопрос
о соответствии нормативных актов любого
государственного органа, общественного
объединения Конституции, законам, международно-правовым
актам, ратифицированным Республикой
Беларусь. Конституционный Суд, особенно
в начале своей деятельности, достаточно
часто пользовался правом возбуждать
дела по собственной инициативе. Уместно
отметить, что зарубежные специалисты,
рецензировавшие проект Закона о Конституционном
Суде, высказывали беспокойство, в связи
с тем, что предоставление такого права
может заставить усомниться в нейтральности
и политической беспристрастности Суда
[6, ст. 5].
Тем не менее, законодатель
не прислушался к этим замечаниям и наделил
Суд на конституционном уровне правом
возбуждать дела по собственной инициативе.
На его решение повлияло, как минимум,
три обстоятельства. Во-первых, был учтен
опыт работы Комитета конституционного
надзора СССР, который был наделен таким
правом. Во-вторых, предполагалось, что
Конституционный Суд будет пользоваться
этим правом с большой осторожностью,
используя его только на первом этапе
своей деятельности и лишь для рассмотрения
нормативных правовых актов, ущемляющих
конституционные права и свободы граждан.
В-третьих, орган конституционного контроля
был новым явлением в политической и правовой
системах государства. Некоторые парламентарии
считали, что, не наделив Суд таким правом,
будет трудно обеспечить активность иных
субъектов, обладающих инициативой обращения,
и «загрузить» Суд достаточным объемом
работы [14].
Как известно, во многих европейских
странах право назначения судей Конституционного
Суда принадлежит нескольким органам
или должностным лицам, представляющим
различные ветви власти. Предложения закрепить
такой порядок высказывались и в ходе
разработки проекта Закона о Конституционном
Суде. Однако законодатель пошел по иному
пути, установив, что Конституционный
Суд избирается Верховным Советом из квалифицированных
специалистов в области права в количестве
11 судей. С целью развития конституционной
нормы в Законе о Конституционном Суде
предусматривалось, что судьей может быть
избран гражданин Республики Беларусь,
имеющий высшее юридическое образование,
являющийся высококвалифицированным
специалистом в области права и имеющий,
как правило, ученую степень, обладающий
высокими моральными качествами [6, ст.
14], [3, ст. 126].
Таким образом, 28 апреля 1994 г.
на внеочередной сессии Верховного Совета
впервые в истории белорусского конституционализма
был избран полномочный состав Конституционного
Суда. Согласно Закону о Конституционном
Суде он был правомочен принимать решения
и приступать к работе, когда в его состав
избрано не менее восьми судей [6, ст. 12].
Как отметил заместитель Председателя
Конституционного Суда Республики Беларусь
В.Г. Тихиня в 1994 году, впервые в истории
Беларуси был избран Конституционный
Суд, призванный утверждать законность
на всех этажах власти. Поэтому значение
этого события было трудно переоценить.
Это и было предпосылкой формирования
правового государства в республике. Тихиня
отметил, что учреждение Конституционного
Суда должно способствовать укреплению
конституционного строя в нашем государстве,
где господствующей должна быть сила права,
а не право силы. Конечно, в первые годы
становления Конституционному Суду было
действовать трудно. Главной задачей являлось
обнаружение баланса между интересами
государства, общества и человека [22, с.
146].
Важнейшим принципом правового
государства является независимость судов
при осуществлении правосудия. Конституционный Суд на
протяжении 1997-1998 гг. принял серию решений,
направленных на расширение судебной
защиты и разъяснение статей Конституции
[10, с. 37 - 38].
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что наличие Конституционного
Суда и его деятельность по обеспечению
верховенства права свидетельствует о
демократическом характере нашего государства,
стремлении развивать такой государственный
строй, который по своему содержанию отвечает
международным стандартом, среди которых
наиболее важным является признание прав
и свобод человека высшей ценностью. Также
целесообразно отметить, что объективная законность создания
и деятельности Конституционного суда
заключается в том, что права и свободы
граждан, их отношения с государством
и обществом будут постоянно совершенствоваться,
будет изменяться их объем и содержание.
Каждое демократическое государство
считает необходимым иметь этот орган
государственной власти. В настоящее время существует
такая организация, как Конференция конституционных
судов Европы, в которой представлены
32 страны. Конституционный Суд Республики
Беларусь является ассоциированным членом
данной организации, и на протяжении последних
лет его представители принимают регулярное
участие в работе данной инстанции.
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСТИТУЦИОННОМ
СУДЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Правовые основы деятельности,
порядок формирования и основные принципы
деятельности Конституционного Суда Республики
Беларусь
Правовыми
основами деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь являются:
- Конституция
Республики Беларусь;
- Кодекс
Республики Беларусь о судоустройстве
и статусе судей;
- Закон Республики Беларусь
от 8 января 2014 года «О конституционном
судопроизводстве»;
- Декрет Президента Республики
Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых
мерах по совершенствованию деятельности
Конституционного Суда Республики Беларусь»;
- Регламент
Конституционного Суда Республики Беларусь [21].