Обращения граждан, направленные
непосредственно в Конституционный Суд,
рассматриваются им в порядке, установленном
Законом Республики Беларусь «Об обращениях
граждан» [1, ст. 22].
Если при рассмотрении конкретного
дела суд придет к выводу о несоответствии
нормативного акта Конституции, он принимает
решение в соответствии с Конституцией
и после вступления в законную силу судебного
постановления ставит соответственно
перед Верховным Судом Республики Беларусь вопрос
о внесении им предложения в Конституционный
суд о признании данного нормативного
акта неконституционным. Верховный Суд
обязан в течение месяца внести в Конституционный
Суд предложение о признание такого
нормативного акта неконституционным
[3, ст. 112].
Предложение о даче заключения
о фактах систематического или грубого
нарушения палатами Парламента Республики
Беларусь может быть направлено в Конституционный
Суд Президентом Республики Беларусь.
Рассмотрение этого вопроса не может быть
отклонено по инициативе Конституционного
Суда. Предложения Президента подписываются
им лично. Предложения Палаты представителей
Национального Собрания Республики Беларусь,
Совета Республики Национального собрания
Республики Беларусь оформляются в соответствии
с их регламентами и подписываются председателями
соответствующих палат. Парламента.
Предложения Совета Министров Республики
Беларусь принимаются в соответствии
с Регламентом Правительства и подписываются
Премьер-министром Республики Беларусь.
Предложения Верховного Суда принимаются
на заседаниях его коллегиального органа,
правомочных принимать решения от имени
Суда [13, с. 268].
Иные государственные органы,
общественные объединения, а также граждане
выступают с соответствующей инициативой
перед органами и лицами, имеющие право
на внесение предложений о проверке конституционности
нормативных актов, если другое не предусмотрено
Конституцией и законами Республики Беларусь
[7, ст. 27].
3.2 Порядок принятия решений,
заключений Конституционным Судом
Решение принимается Конституционным
Судом в закрытом совещании, которое проводится
в тайной совещательной комнате. В совещании
принимают участие только судьи, участвовавшие
в рассмотрении данного дела в судебном
заседании. В совещательной комнате могут
присутствовать работники Секретариата
Конституционного Суда, необходимые для
технического обеспечения совещания [7, ст. 75].
В ходе совещания судьи вправе
свободно излагать свою позицию по обсуждаемому
вопросу и просить других судей уточнить
их позицию. Председательствующий предоставляет
слово каждому из судей по рассматриваемому
вопросу. На совещании судей допускается
обсуждение проекта решения, подготовленного
судьей-докладчиком или другими судьями. Количество и продолжительность
выступлений на совещании не могут быть
ограничены. Судья Конституционного
Суда, не согласный с принятым решением,
вправе изложить свое особое мнение в
письменном виде и приложить его к протоколу
заседания. Оно публикуется в качестве
приложения к решению Конституционного
Суда в «Вестнике Конституционного Суда
Республики Беларусь [7, ст. 75, 76].
Решения Конституционного Суда
принимается голосованием путем поименного
опроса судей. Председательствующий голосует
последним и ставит на голосование формулировки
решения в порядке поступления. Судьи
голосуют «за» или «против» и не вправе
воздержаться или не участвовать в голосовании.
Решение Конституционного Суда считается
принятым при условии, что за него проголосовало
большинство от состава судей. Если при
принятии заключения по делу о конституционности
нормативного акта голоса судей разделились
поровну, то решение считается принятым
в пользу конституционности оспариваемого
акта [7, ст. 75].
В судебном заседании Конституционного
Суда ведется протокол. Ведение протокола
судебного заседания осуществляется секретарем
судебного заседания в письменной форме. Протокол судебного
заседания должен быть составлен и подписан
в течение пятнадцати дней после окончания
судебного заседания. Протокол совещания судей подписывается
всеми судьями, участвующими в принятии
решения, и не подлежит оглашению [7, ст. 90, 92].
Решения Конституционного Суда
провозглашаются в его заседании в сроки,
установленные Конституционным Судом, но не позднее одного
месяца со дня окончания рассмотрения
дела. Датой принятия таких заключений,
решений Конституционного Суда считается
дата их оглашения в судебном заседании.
Они являются окончательными, обжалованию
и опротестованию не подлежат. Конституционный
Суд вправе после оглашения решения исправить
допущенные в нем неточности в наименованиях
и обозначениях, описки, счетные и другие
ошибки редакционного характера. Исправление
допущенных в решении неточностей, описки,
счетных и других ошибок редакционного
характера допускается только в заседании
Конституционного Суда путем вынесения
соответствующего решения [7, ст. 78, 82].
Заключения Конституционного
Суда не позднее чем в трехдневный срок
со дня их провозглашения направляются
Президенту Республики Беларусь, Палате
представителей и Совету Республики Национального
собрания Республики Беларусь, Премьер-министру
Республики Беларусь, Председателю Верховного
Суда, Генеральному прокурору Республики
Беларусь, Министру юстиции Республики
Беларусь сторонам по делу. Решения Конституционного
Суда могут быть также направлены другим
государственным органам и должностным
лицам [11, с. 10], [7, ст. 79].
Решения Конституционного Суда
обязательно публикуются в ряде изданий,
которые определены в качестве официальных,
в том числе в двух газетах – «Звязда» и «Народная газета» [18]. Заключения Конституционного
Суда подлежат официальному опубликованию
в порядке, установленном законодательством. Заключения Конституционного
Суда являются окончательными, обжалованию
и опротестованию не подлежат [7, ст. 85].
Пересмотр заключения,
решения Конституционного Суда осуществляется
по усмотрению Конституционного Суда
и производится в судебном заседании в
соответствии с порядком осуществления
конституционного судопроизводства [7, ст. 83].
Признание нормативного акта
либо отдельных его положений не соответствующими
Конституции или актам, обладающим более
высокой юридической силой, является основанием
для отмены в установленном порядке положений
других нормативных актов, основанном
на таком акте или отдельных его положениях
либо воспроизводящих его или содержащих
эти положения. Положения таких актов
не могут применяться судами, другими
органами и должностными лицами [6, ст.
9].
Таким образом, Конституционный
Суд создан для обеспечения верховенства
Конституции Республики Беларусь и ее
непосредственного действия на территории
республики, соответствия нормативный
актов государственных органов Конституции
Республики Беларусь. Целесообразно отметить,
что решения, заключения Конституционного
Суда обязательны для исполнения и в силу
верховенства конституционных норм, а
это является основной задачей и целью
деятельности Конституционного Суда.
3.3 Требования, предъявляемые
к решениям, заключениям Конституционного
Суда
Решения Конституционного Суда
оформляются в виде отдельного документа.
За некоторыми изъятиями, право выбора
формы документа принадлежит Конституционному
Суду. В законе изложены требования, которым
должно отвечать заключение. Что касается
послания Конституционного Суда, его запросов,
требований, а также иных решений по вопросам
процедурного характера, то они оформляются
в порядке, определенном Конституционный
судом [6, ст. 37], [7, ст. 74, 77].
Пределы разрешения вопросов,
поставленных на рассмотрение Конституционного
Суда, определяет Конституционный Суд.
Проверяя конституционность оспариваемого
нормативного акта, он устанавливает соответствие
его Конституции, международно-правовым
актам, ратифицированным Республикой
Беларусь, законам, декретам и указам Президента
Республики Беларусь:
- по содержанию норм;
- по форме нормативного акта;
- с точки зрения разграничения компетенции государственных органов;
- по порядку принятия, подписания,
опубликования и введения в действие [11, с. 10], [7, ст. 77].
Есть основания утверждать,
что Конституционный Суд, проверяя конституционность
нормативного акта, осуществляет казуальное
толкование Конституции. Причем по своей
юридической силе оно даже выше, чем толкование
Парламента, так как по инициативе уполномоченных
на то субъектов конституционный закон
о толковании Конституции также может
быть проверен на предмет его соответствия
Конституции Республики Беларусь Конституционным
Судом. [11, с. 10].
Конституционный Суд, разрешая
дела, руководствуется Конституцией Республики
Беларусь, международно-правовыми актами,
ратифицированными Республикой Беларусь,
а также законами и другими нормативными
актами. При этом следует иметь в виду,
что, в отличие от большинства других органов
конституционного контроля, Конституционный
Суд Республики Беларусь наделен правом
проверки не только «верхнего слоя» нормативных
актов, но и подведомственных нормативных
актов, актов местных органов власти, т.е.
«многоуровневого слоя». В связи с этим
перед Конституционным Судом инициатором
может быть поставлен вопрос о проверке
соответствия, например, постановления
Совета Министров, актов Верховного Суда
законам, декретам или указам. [11, с. 12].
Однако, в процессе рассмотрения
дела может возникнуть вопрос о конституционности
самих законов, декретов, указов, на предмет
проверки соответствия которым и внесено
предложение в Конституционный Суд. Именно
по этой причине при рассмотрении в 1995
году проекта о внесении изменений и дополнений
в Закон «О Конституционном Суде» высказалась
негативная оценка в части закрепления
принципа конституционности нормативных
актов. Конституционный Суд не связан
доводами и соображениями сторон, в том
числе и теми, которые были высказаны инициатором
в письменном предложении в адрес Конституционного
Суда. Определять, какие использовать
аргументы, - исключительное право Конституционного
Суда. [10, с. 112].
Заключение должно содержать:
наименование заключения; дату и место
его принятия; состав Конституционного
Суда, принявшего решение; перечисление
сторон, участников заседания; формулировку
вопросов, основания для его рассмотрения;
нормы Конституции и Закона, устанавливающие
право и обязанность Конституционного
Суда рассматривать данный вопрос; полное
наименование акта, конституционность
которого проверялась, с указанием источника
его опубликования; обстоятельства, установленные
при рассмотрении вопроса; нормы Конституции,
международно-правовых актов, Закона,
которыми руководствовался Суд, принимая
решение; наименование и дату вступившего
в силу решения Конституционного Суда,
если на него сделаны ссылки при подготовке
данного решения; формулировку решения
и его обоснование; порядок и срок исполнения
решения, особенности его опубликования
[7, ст. 77].
В случае, если акт, конституционность
которого проверяется, признан конституционным
в одной части и неконституционным в другой
или по одному делу акты были признаны
конституционными, а другие – неконституционными,
об этом указывается в заключении Конституционного
Суда. [11, с. 12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наличие Конституционного Суда
и его деятельность по обеспечению верховенства
права свидетельствует о демократическом
характере нашего государства, стремлении
развивать такой государственный строй,
который по своему содержанию отвечает
международным стандартам, среди которых
наиболее важным является признание прав
и свобод человека высшей ценностью. Также
целесообразно отметить, что объективная законность создания
и деятельности Конституционного суда
заключается в том, что права и свободы
граждан, их отношения с государством
и обществом будут постоянно совершенствоваться,
будет изменяться их объем и содержание.
Основные
принципы деятельности помогают Конституционному
Суду осуществлять свою деятельность
не только в соответствии с законодательством,
но и принимать во внимание моральные
установки. Большинство этих принципов
является основой деятельности любого
из судов республики. Это еще раз свидетельствует
о том, что Конституционный Суд Республики
Беларусь является неотъемлемой частью
судебной системы республики.
В целях успешного
осуществления судебной власти судьи
наделяются всеми необходимыми полномочиями,
но и требования к судьям предъявляются
соответствующие. Необходимо с максимальной
объективностью выявлять лиц, способных
осуществлять судебную деятельность по
их профессиональным, индивидуально-психологическим
и нравственным качествам.
Внесение в Конституционный
Суд предложений осуществляется уполномоченными
органами в соответствии с требованиями,
установленными Законом «О Конституционном
судопроизводстве». Решения, заключения Конституционного
Суда обязательны для исполнения и в силу
верховенства конституционных норм.
Конституционный Суд обеспечивает
прямое действие Конституции Республики
Беларусь, охраняет принцип верховенства
права, обладает большей компетенцией
среди органов государства, занимает особое
место в судебной системе, играет важную
роль в системе сдержек и противовесов,
способствует обеспечению законности
в деятельности иных органов государства,
а также стоит на защите прав и свобод
граждан, законных интересов общества
и государства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Кодекс о судоустройстве и статусе
судей, 26 июня 2006 г. № 139-З: принят Палатой представителей 31.05.2006, одобрен Советом Республики 16.06.2006: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2014 // ИПС Эталон (6.6) Законодательство Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
- Конституция Республики Беларусь
1978 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
- Конституция Республики Беларусь
1994 г., с изм. и доп., принят. на респ. референд. 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
Концепция судебно-правовой
реформы: Постановление Верховного Совета
Республики Беларусь № 1611-XII от 23 апреля 1992 г. // Ведомости Верх. Совета Респ. Беларусь. – 1992. – № 16. – Ст. 270.