Конституционный Суд Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что правовые позиции Конституционного Суда, которые формулируются в его решениях, являются основой для совершенствования законодательства и практики его применения. В результате деятельности Конституционного Суда сфера конституционных прав и свобод получила дополнительный импульс для дальнейшего развития.
Цель курсовой работы – раскрыть компетенцию и порядок рассмотрения дел Конституционного Суда.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………...……………4
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………...8
2.1 Правовые основы деятельности Конституционного Суда. Порядок формирования и основные принципы деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь……………………………………………………………...8
2.2 Судья Конституционного Суда, его правовое положение………………..10
2.3 Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь………...….13
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ……………………………………………...…15
3.1 Органы, имеющие право обращаться в Конституционный Суд Республики Беларусь…………………………………………………………………………..15
3.2 Порядок принятия решений, заключений Конституционным Судом……………………………………………………………………………..16
3.3 Требования, предъявляемые к решениям, заключениям Конституционного Суда………………………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....21

Файлы: 1 файл

курсовая Конституционный Суд.docx

— 70.04 Кб (Скачать файл)

Членами Конституционного Суда являются Председатель, заместитель Председателя Конституционного Суда и десять судей. Конституционный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее восьми членов Конституционного Суда. Конституционный Суд формируется на паритетной основе: шесть судей назначаются Президентом, шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь [9, с. 99], [6, ст. 12]. 

Председатель Конституционного Суда назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда сроком на пять лет. Заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь избирается Конституционным Судом Республики Беларусь из состава судей Конституционного Суда Республики Беларусь по представлению Председателя Конституционного Суда сроком на пять лет [9, с. 99], [6, ст. 12]. 

Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон [7].

Принцип законности означает, Конституционный Суд осуществляет конституционное судопроизводство на основе Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, настоящего Закона и иных законодательных актов [7, ст. 4].

Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью  судей, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его работы [7, ст. 5].

Принцип коллегиальности  находит свое отражение в том, что рассмотрение дел, относящихся  к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально [7, ст. 6].

Принцип гласности означает, что Конституционный Суд рассматривает дела в судебном заседании открыто. В целях защиты сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, содержащихся в материалах дела, проводится закрытое судебное заседание [7, ст. 7].

Принцип устности и письменности заключается в том, что разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный  Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы. Рассмотрение дела с использованием письменной формы конституционного судопроизводства осуществляется на основании письменных документов и иных материалов, представленных Конституционному Суду и (или) запрошенных им в процессе подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании, как правило, без вызова сторон, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, иных лиц в судебное заседание [7, ст. 11].

Равноправие и состязательность сторон в процессе подтверждается тем, что при рассмотрении дел Конституционным  Судом стороны пользуются равными  правами, а конституционное судопроизводство строится на началах состязательности сторон [7, ст. 8-9].

Таким образом, эти принципы помогают Конституционному Суду осуществлять свою деятельность не только в соответствии с законодательством, но и принимать во внимание моральные установки. Необходимо отметить, что большинство этих принципов является основой деятельности любого из судов республики. Это еще раз свидетельствует о том, что Конституционный Суд Республики Беларусь является неотъемлемой частью судебной системы республики. 

 

 

 

 

 

 

2.2 Судья Конституционного Суда, его правовое положение

Судьей Конституционного Суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права и имеющий, как правило, ученую степень, обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет [19, с. 228].

 Судьи  Конституционного Суда назначаются  или избираются на одиннадцать лет и могут быть назначены или избраны на новый срок. Целесообразно отметить, что судьи Конституционного Суда не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской [3, ст. 111]. Они не могут быть членами Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатами, а также членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели [19, с. 228].

Член Конституционного Суда вправе принимать участие в его  работе только после принесения присяги. К присяге судьи Конституционного Суда приводятся Президентом Республики Беларусь в присутствии Председателей Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания, Председателей Верховного Суда [1, ст. 93].

Судьи Конституционного Суда при осуществлении своих полномочий независимы и подчиняются только закону. Вмешательство в их деятельность по осуществлению своих полномочий не допускается и влечет ответственность в соответствии с законодательными актами. Судьи Конституционного Суда принимают решения в условиях, исключающих какое-либо постороннее воздействие на свободу формирования их внутреннего убеждения и волеизъявления [7].

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть досрочно прекращены в случае:

1) отставки;

2) прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

3) достижения предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь;

4) занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

5) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих Конституционный Суд;

6) вступления в законную силу обвинительного приговора;

7) признания судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденной медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

8) смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, - без принятия специального решения;

9) подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

10) отказа от принесения  присяги [1, ст. 124].

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании представления Конституционного Суда или личного письменного заявления судьи с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. При этом представление Конституционного Суда принимается большинством голосов от полного состава судей Конституционного Суда [6, ст. 18].

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в случаях если:

  1. дано согласие Президента Республики Беларусь на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;
  2. судья Конституционного  Суда зарегистрирован в качестве  кандидата в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов [17].

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется Президентом Республики Беларусь. Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда, направлять в государственные и другие органы, должностным лицам и гражданам официальные документы, запрашивать у них какие-либо документы и иную информацию [17].

Восстановление полномочий судьи Конституционного Суда допускается после отпадения оснований к их приостановлению и осуществляется Президентом Республики Беларусь [17].

Закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь» определяет порядок ухода в отставку судьи Конституционного Суда Республики Беларусь. Судья считается ушедшим в отставку, если его полномочия прекращены по тем же основаниям, по которым они могут быть приостановлены [6].

Стаж работы судьи Конституционного Суда, дающий право на отставку и выплату ежемесячного пожизненного содержания, определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом в стаж работы в должности судьи Конституционного Суда, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы данного судьи по юридической специальности. Порядок назначения и выплаты  ежемесячного пожизненного содержания судей устанавливается Президентом Республики Беларусь [17].

Таким образом, в целях успешного осуществления судебной власти судьи наделяются всеми необходимыми полномочиями, но и требования к судьям предъявляются соответствующие. Проблема профессиональной подготовки кандидатов в судьи существовала всегда, но особенно актуальной она стала в настоящее время, когда изменились общественно-экономические отношения, идет строительство правового государства с коренным обновлением законодательства, требующего тщательного изучения. В создавшихся условиях необходимо с максимальной объективностью выявлять лиц, способных осуществлять судебную деятельность по их профессиональным, индивидуально-психологическим и нравственным качествам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

    

2.3 Компетенция Конституционного Суда

Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает вопросы и дает заключения:

1) о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

2) о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

3) о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

4) о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам [3, ст.116].

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь [3, ст. 116].

Конституционный Суд Республики Беларусь вправе вносить Президенту Республики Беларусь, в палаты Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты законодательства изменений и (или) дополнений, принятия новых нормативных правовых актов. Конституционный Суд Республики Беларусь вправе также вносить в государственные органы и иные организации другие предложения, вытекающие из его компетенции [16].

Конституционный Суд согласно Регламенту Конституционного Суда Республики Беларусь рассматривает также вопросы о (об):

1) ежегодных посланиях Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента Республики Беларусь о состоянии конституционной законности в республике;

2) толковании решений Конституционного Суда;

3) реализации предоставленного ему права вносить Президенту Республики Беларусь, палатам Парламента Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, другим государственным органам в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов;

4) внесении в государственные и иные органы других предложений, вытекающих из полномочий Суда;

5) выборах заместителя Председателя Конституционного Суда;

6) ответственности должностных лиц и граждан в случаях, предусмотренных статьей 46 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь»;

7) приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда;

8) внесении Президенту Республики Беларусь, Совету Республики Национального собрания Республики Беларусь представления о прекращении полномочий судьи по основаниям, предусмотренным законом;

9) структуре и штатном расписании Секретариата Конституционного Суда;

10) Научно-консультационном совете при Конституционном Суде [8, ст. 2].

Конституционный Суд Республики Беларусь может возбуждать производство по делам о проверке конституционности нормативных актов, если предложение об этом исходит от гражданина и касается актов местных Советов депутатов [18].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Конституционный Суд обеспечивает прямое действие Конституции Республики Беларусь, охраняет принцип верховенства права, обладает большей компетенцией среди органов государства, занимает особое место в судебной системе, играет важную роль в системе сдержек и противовесов, способствует обеспечению законности в деятельности иных органов государства, а также стоит на защите прав и свобод граждан, законных интересов общества и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ И РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ

3.1 Органы, имеющие право  обращаться в Конституционный  Суд Республики Беларусь

Предложения о проверке конституционности нормативных актов вправе вносить в Конституционный Суд Президент Республики Беларусь, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь [6, ст. 6].

Информация о работе Конституционный Суд Республики Беларусь