Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 16:37, курсовая работа
Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ
3. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
3.1. Состав и порядок образования Конституционного Суда
3.2. Структура и организация деятельности Конституционного Суда
3.3. Принципы деятельности Конституционного Суда
3.4. Полномочия Конституционного Суда
3.5. Решения Конституционного Суда
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного суда, оговоренных законом, не допускается.
2. Коллегиальность.
Рассмотрение дел и
вопросов и принятие решений по ним
производятся Конституционным Судом
Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.
3. Гласность.
Рассмотрение дел в
заседаниях Конституционного Суда Российской
Федерации проводится открыто. Проведение
закрытых заседаний допускается
лишь в случаях, предусмотренных
настоящим Федеральным
4. Устность разбирательства.
Разбирательство в заседаниях
Конституционного Суда Российской Федерации
происходит устно. В ходе рассмотрения
дел Конституционный Суд
Производство в
5. Непрерывность судебного заседания.
Заседание Конституционного
Суда Российской Федерации по каждому
делу происходит непрерывно, за исключением
времени, отведенного для отдыха
или необходимого для подготовки
участников процесса к дальнейшему
разбирательству, а также для
устранения обстоятельств, препятствующих
нормальному ходу заседания. Конституционный
Суд Российской Федерации до принятия
решения по делу, рассматриваемому
в пленарном заседании, или до
отложения его слушания не может
рассматривать в пленарном
6. Состязательность и равноправие сторон .
Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
3.4. Полномочия Конституционного Суда .
“Конституционный суд
Российской Федерации - судебный орган
конституционного контроля, самостоятельно
и независимо осуществляющий судебную
власть посредством конституционного
судопроизводства”, - гласит ст.1 Закона
о Конституционном суде РФ. В нем
четко определены характер, сущность
и место Конституционного суда в
системе органов
Полномочия Конституционного
суда определяются Конституцией Российской
Федерации 1993 г. (ст.125) и Федеральным
конституционным законом о
Изменения, внесенные Конституцией
1993 г. по сравнению с ранее
В целях защиты основ конституционного строя в Российской Федерации Конституционный суд РФ обладает следующими полномочиями:
1. Решать дела о соответствии
Конституции Российской
- федеральных законов,
нормативных актов Президента
России, Совета Федерации,
- конституций республик,
уставов, а также законов и
иных нормативных актов
- договоров между органами
государственной власти России
и органами государственной
- еще не вступивших
в силу международных
2. Разрешать споры о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами
- между высшими
3. Проверять конституционность
закона, применяемого или подлежащего
применению в конкретном деле,
по жалобам на нарушения
4. Давать толкование Конституции РФ;
5. Давать заключение о
соблюдении установленного
6. Выступать с законодательной
инициативой по вопросам
7. Осуществлять иные полномочия,
предоставленные ему
Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, Конституционный суд России
решает вопросы исключительно
Федеральный закон о Конституционном
суде по этому поводу высказывается
весьма однозначно. Тем не менее, как
показывает практика, Конституционный
суд РФ в своей работе опирается
не только на Конституцию, но и на обычные
законы, а также на международные
пакты о правах человека, исходя
при этом, однако, из посылок самой
Конституции. Верх в данном вопросе
на сегодняшний день одерживают сторонники
той позиции, которые утверждают,
что, действуя на основе разделения властей,
Конституционный суд не должен подменять
собой другие государственные органы,
превращаясь в “суперинстанцию”
Несмотря на разногласия
в лоне отечественных правоведов,
Федеральный закон о
С запросом о толковании Конституции, согласно тексту Закона, в Суд могут обращаться исключительно: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов федерации. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.[24]
Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.[25]
Если провести сравнительный
анализ полномочий Конституционного Суда
РФ по законодательству 1991 г. и его
полномочий по Федеральному закону 1994
г. можно сделать вывод, что сузилась
сфера контроля Конституционного Суда
за актами исполнительной власти. Изъята,
содержавшаяся в ст.165 Конституции
РФ (ред. 21.04.92) норма о разрешении
Конституционным Судом РФ дел
о конституционности не только актов
Президента, правительства и т.д.,
но наряду с ними и актов «федеральных
органов исполнительной власти», что
давало основания говорить об ориентации
судебного конституционного контроля
и на акты министерств, ведомств, и
т.д. В то же время это ограничение
сферы юрисдикции Конституционного
Суда может быть оценено как «работающее»
не только на его деполитизацию, но,
прежде всего - его разгрузку с
целью эффективной работы по иным
основным направлениям. Во-вторых, конституционный
контроль актов федеральных органов
ограничен актами высших звеньев
законодательной и
Закон о Конституционном
Суде РФ более ясно и детально урегулировал
вопросы касающиеся дел о конституционности
законов по жалобам на нарушения
конституционных прав и свобод граждан.
Данное полномочие суда имеет важнейшее
значение в деле правовой защиты личности.
Положения предыдущего акта, касающиеся
конституционности
Изменены полномочия Конституционного Суда , связанные с процедурой отрешения Президента от должности. Теперь Конституционный Суд дает лишь заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, а не о наличии оснований для отрешения от должности, как это было ранее. Такие действия Конституционный Суд принимает по запросу Совета Федерации. Если Суд принимает решение о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, то предусмотренное Конституцией рассмотрение обвинения прекращается. Во всех остальных случаях окончательное решение об отрешении Президента РФ от должности принимает Совет Федерации.
Конституционный Суд РФ согласно
новому законодательству утратил ряд
полномочий, имевшихся у него ранее.
Из компетенции этого органа исключено
рассмотрение дел о конституционности
партий, общественных объединений, действий
и решений всех высших должностных
лиц РФ и ее субъектов, о даче заключений
о наличии оснований для их
отречения от должности. Теперь нет
у Конституционного Суда и права
давать заключения о наличии у
соответствующих должностных
Информация о работе Конституционный суд Российской Федерации