Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 16:37, курсовая работа
Конституционный суд Российской Федерации, избранный впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение в январе 1992 г., в свое время задумывался как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ
3. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
3.1. Состав и порядок образования Конституционного Суда
3.2. Структура и организация деятельности Конституционного Суда
3.3. Принципы деятельности Конституционного Суда
3.4. Полномочия Конституционного Суда
3.5. Решения Конституционного Суда
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Таким образом, ст. 27, 237, 253, 274
УПК РСФСР, определяющие процессуальное
значение жалобы потерпевшего по делам
частного обвинения, последствия неявки
потерпевшего в судебное заседание
по этой категории дел, а также
права в судебном заседании потерпевшего
как стороны, представляющей обвинение,
регламентирующие особенности производства
по делам частного обвинения, не содержат
в себе каких бы то ни было предписаний,
обязывающих суд принимать
С аналогичными запросами
о конституционности ст. ст. 27, 109
УПК РСФСР, наделяющих судью полномочиями
возбуждать уголовные дела по заявлениям
и сообщениям о преступлениях (уголовные
дела частного обвинения), обращались
в Конституционный Суд
В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» содержится норма, в соответствии с которой в случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда РФ, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание.[39]
Что же такое «правовая позиция Конституционного Суда»? Совпадает ли что понятие по объему с понятием «решение (постановление) Конституционного Суда»? Содержится ли правовая позиция Конституционного Суда в мотивировочной ( установительной ) или же в резолютивной части решения? Могут ли правовые позиции Конституционного Суда содержаться в так называемых «отказных» определениях суда? Ответ на эти и ряд других вопросов представляет значительный теоретический и практический интерес.
На наш взгляд, наиболее правильным является определение правовых позиций Конституционного Суда как обобщенных представлений Суда по конкретным конституционно-правовым проблемам, которое дает Н.В. Витрук. Правовые позиции Конституционного Суда РФ есть правовые выводы и представления Суда как результат интерпретации (толкования) Судом духа и буквы Конституции РФ и истолкования им конституционного смысла (аспектов) положений отраслевых (действующих) законов и других нормативных актов в пределах, его компетенции, которые снимают неопределенность в конкретных конституционно- правовых ситуациях и служат, правовым основанием итоговых решений (постановлений) Конституционного Суда.[40]
Как известно, специфика
конституционного правосудия состоит
в том, что Конституционный Суд
РФ решает исключительно вопросы
права ( статья 3 Закона «О Конституционном
Суде Российской Федерации» ) с позиций
Конституции РФ, обеспечивая ее верховенство
и прямое действие на всей территории
Российской Федерации. Однако это не
означает, что Конституционный Суд
не учитывает права человека, принципы
права, непосредственно не закрепленные
в Конституции, либо общепризнанные
принципы и нормы международного
права. Такой учет происходит в силу
того, что он допускается самой
Конституцией РФ. Так, Конституция провозглашает
неотчуждаемость и
Формирование правовых позиций
Конституционного Суда осуществляется
на основе рассмотрения конкретных дел
в процессе конституционного судопроизводства
при официальном толковании Конституции,
при абстрактном и конкретном
нормоконтроле, при разрешении споров
о компетенции и т.д. Правовые
позиции Конституционного Суда представляют
известный итог конституционного судопроизводства,
результат логико-
Решения Конституционного Суда
(постановления и определения) в
своей мотивировочной и резолютивной
частях представляют единство. В них
излагаются правовые позиции Суда,
исходя из которых, Конституционный
Суд делает окончательные выводы
относительно официального толкования
Конституции, абстрактного и конкретного
нормоконтроля и т.д. Правовые позиции
формируются не ради самих правовых
позиций. Они лежат в основе аргументации,
обоснования итогового
Правовые позиции
Правовые позиции
В ряду правовых явлений (правовых норм, принципов, правоположений, прецедентов и др.) правовые позиции Конституционного Суда занимают самостоятельное место и могут рассматриваться в качестве источника конституционного и иных отраслей права (законодательства).
Правовые позиции
1) правовые позиции Суда,
представляющие результат
2) правовые позиции, являющиеся
результатом раскрытия (
Несмотря на различие по характеру формирования, содержанию и т.д., правовые позиции Конституционного Суда по юридической силе одинаковы. Они могут быть классифицированы на виды по различным основаниям: по объекту разрешения конституционно-правовой проблемы (касаются ли они понятий, норм, принципов, институтов); по характеру предмета регулирования (материально-правовые и процессуально-правовые позиции); по сферам общественных отношений (правовые позиции в области прав и свобод человека и гражданина, государственного строительства, федерализма, местного самоуправления и т.д.). Возможны и другие более частные критерии классификации правовых позиций КС. Однако вряд ли можно согласиться с их делением на юридически обязательные (те, которые сформулированы в решениях о толковании Конституции, а также содержатся в резолютивной части иных решений) и на правовые позиции, имеющие рекомендательный характер («юридически ориентирующий и координирующий смысл»). Действительно, правовые позиции могут выступать в качестве ориентира (критерия), но он строго обязателен для законодателя и правоприменителей.[44]
При рассмотрении механизма применения правовых позиций Конституционного Суда возникает вопрос: может ли правовая позиция действовать лишь в рамках конкретной правовой ситуации, которая была предметом рассмотрения Суда, либо она имеет более широкое действие и может быть распространена на аналогичные правовые ситуации, которые не были предметом его рассмотрения. К сожалению, этот вопрос не получил своего четкого и развернутого ответа в действующем Законе «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Конституционный Суд РФ формирует
практику, согласно которой его правовые
позиции, сформулированные в итоговых
решениях по конкретным делам, имеют
общий характер и обязательны
для всех государственных органов,
органов местного самоуправления, должностных
лиц во всех аналогичных правовых
ситуациях. В этом заключается одно
из требований конституционной законности.
Законодатели и правоприменители самостоятельно,
по своей инициативе должны изменять
содержание нормативных актов, договоров,
предпринимать необходимые
По данному вопросу
нет единства мнений в отечественной
юридической науке. Так, согласно части
первой статьи 77 Конституции РФ, субъекты
Федерации самостоятельно устанавливают
систему своих органов
С таким мнением Н. Варламовой
нельзя согласиться. Правовая позиция
Конституционного Суда РФ по данному
вопросу обязательна и для
федерального законодателя и для
законодателей в субъектах
Установленное частью второй
статьи 87 Закона «О Конституционном
Суде Российской Федерации» требование
зачастую не учитывается в практике
нормотворчества на уровне Федерации
и в субъектах Федерации. Так,
увеличилось число обращений
в Конституционный Суд РФ, предметом
которых являются нормы (например, об
избирательных цензах, неприкосновенности
депутатов представительных (законодательных)
органов субъектов Федерации, о
прописке (регистрации) граждан, о страховых
взносах, о конституционной
В последнее время возникла
дискуссия по вопросу о том, можно
ли считать постановления
Таким образом, С. Поленина, признавая за судами правотворческие функции, высказывает мнение о том, что судебный прецедент должен быть признан в качестве источника права. Для этого необходимо принять закон, закрепляющий возможность существования судебных прецедентов, а также устанавливающий ограничения (по предмету и органам) возможности их применения. По мнению автора, постановление Конституционного Суда РФ представляет собой судебный прецедент.
Не касаясь истории проблемы, попытаемся кратко охарактеризовать точки зрения основных участников дискуссии о том, можно ли судебную практику считать источником права.
Информация о работе Конституционный суд Российской Федерации