Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 01:09, реферат
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами. Объект исследования в курсовой работе – закон как источник права.
Предмет исследования – понятие закона, его признаки.
Цель исследования – рассмотреть понятие закона и его признаки. Поставленная в работе цель обусловила задачи, а именно:
- рассмотреть понятие и признаки закона;
- исследовать соотношение закона и иных источников;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕСТО И РОЛЬ ЗАКОНА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 5
1.1 Закон: понятие и признаки 5
1.2. Основные классификации 9
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗАКОНА 17
2.1. Конституция как основной закон РФ 17
2.2. Федеральные законы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.
Отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов, называемых, поэтому подзаконными актами.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами. Объект исследования в курсовой работе – закон как источник права.
Предмет исследования – понятие закона, его признаки.
Цель исследования – рассмотреть понятие закона и его признаки. Поставленная в работе цель обусловила задачи, а именно:
- рассмотреть понятие и
- исследовать соотношение закона и иных источников;
- рассмотреть основные классификации;
- охарактеризовать конституцию как основной закон РФ;
- рассмотреть федеральные законы.
Методы исследования: а) метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, раскрывающей сущность происхождения права; б) метод анализа специальной литературы; в) метод системного анализа.
Научно-практическая значимость исследования. Выводы и обобщения, полученные в ходе анализа теоретико-правовых основ сущности закона, позволяют проводить дальнейшее исследование вопросов, связанных с вопросами соотношения понятий «закон» и «право».
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приводится список литературы использованной при написании данной работы.
Теоретической основой исследования явились труды отечественных ученых по рассматриваемой проблематике, учебная, и специальная литература.
Закон в России исторически выступал в своей имманентной ипостаси как одна из наиболее элементарных и универсальных форм проявления права. С накоплением социального опыта первоначально возникавшие как запреты, долженствования, управомочия социальные нормативы, которые сопровождали жизнь человека от самого рождения, объективировались сначала в табу, представления о грехе, о справедливости, а на их основе через сакральность - в осмысление закона1
Понимание закона как всякой вообще юридической нормы мы находим в Начальной летописи, где говорилось о законах, по которым жили племена, в том числе восточнославянские2. В законе заключалось требование обязательного подчинения, защищенное применением санкций, и по смыслу Начальной летописи его цель состояла в поддержании постоянства определенного соотношения сил в общественной среде3; т.е. в содержание закона закладывался только формальный признак веления, волевого установления власти. Однако, как считается, под влиянием христианских догматов понимание закона в последующем расширилось включением «сакральных» элементов: смысл юридического норматива стал дополняться нравственным содержанием4. Со временем формальный признак волевого повеления в осмыслении закона был существенно дополнен материальным: закон воспринимался как призванный сохранять «истинное», «праведное» и, кроме того, «благодатное» состояние общественных устоев. Такое понимание закона привело к тому, что сам термин «закон» в обозначении юридического правила постепенно был вытеснен термином «правда». Правдами стали именоваться первые систематизированные правовые сборники, объединяющие обычные и иные нормы (например, Русская Правда), которые в общественном восприятии являли собой идеал истины, «идеал нравственного блага»5.
Потребность в общей нормативной регламентации общественной жизни, необходимость установления единых принципов государственного управления возникли с преодолением удельной системы, с возвышением Москвы. Верховное управление и сопутствующее ему право издания законов постепенно сосредоточились в руках великих московских князей, позднее - российских царей. Также постепенно изменялось понимание закона, самого этого термина.
В Московском государстве законами именовались акты греческих царей, тогда как за актами московских царей закрепилось название не законов, а указов, причем законы греческих царей считались актами более высокой юридической силы. В период сословно-представительной монархии законодательные решения наряду с царем могли принимать «думные люди» - разные чины, объединенные в составе Боярской думы. Несмотря на часто упоминаемую в литературе в качестве общей формулы санкционирования законодательного решения «Государь указал и бояре приговорили», юридически это были две разновидности законодательных актов. Решения, принимаемые в присутствии царя, сопровождала именно такая формула, тогда как принятые без участия царя акты сопровождала формула «По государеву указу бояре приговорили». Точно так же и индивидуальное нормотворчество государевых дьяков осуществлялось «по государеву приказу» или «по боярскому приговору»6.
На этимологию слова «закон» единого взгляда не существует до сих пор. Его происхождение, в частности, связывали с вышедшим теперь из употребления глаголом zakonati (устроить, установить), использовавшимся когда-то во всех славянских языках; а под zakonом понимали «первоначальное, исходное решение»7. Единый корень «кон» в словах «закон» и в древнем - «покон» (обычай) (как и в других - «исконный», «искони») трактуется как «начало»8. Производимое от него с помощью соответствующей приставки слово «закон» истолковывают как хронологически следующий «за» («после»). То есть закон - это порядок, установленный как исходный образец и призванный действовать на все будущее время после его установления9. Поэтому к категории закона мог быть причислен только тот регулятор, который нес заметный отпечаток обычно-правового влияния.
Говорить о законе как об акте правотворчества государственной власти применительно к Российскому государству можно лишь начиная с середины XVI в., хотя и тогда, и еще длительное время спустя сохранялось прежнее наименование такого акта - «государев указ»10. Источник возникновения закона становился единым - от государственной власти. Долгое время законодательные акты в совокупности представляли собой директивы, издаваемые по мере необходимости, главным образом по частным вопросам. Со времен Петра I законодательство постепенно начинает приобретать характеристики внутренней взаимосвязанности, смыслового единообразия. В последующем единообразие и содержательная связь между законодательными актами стали поддерживаться нормотворческими усилиями власти.
Закон в широком смысле понимался как «правило, с которым мы должны сообразовать все наши свободные деяния». Юридическое понимание закона сводилось к «ясному и точному постановлению законодателя, с которым подданные должны сообразовать все свои внешние деяния в гражданской жизни»11. «Закон в пространном смысле», по мнению Л.А. Цветаева, «есть правило действий и отношений вещей между собою»12. Соглашаясь с Платоном в том, что закон «есть ум Божий, душа света, искусство природы», П.И. Дегай предлагал понимание закона в широком смысле - как «необходимое правило действия»13 . «Закон... он есть правило в жизни для всех состояний», наставлял ординарный профессор Московского университета Н.Н. Сандунов14.
«В закон, в точном его толковании, должно положить те постановления, коими вводится какая-либо перемена в отношениях сил государственных или в отношениях частных людей между собою», - писал в проекте Уложения государственных законов М.М. Сперанский; законы, по его мнению, «должны составлять предмет законодательного сословия»15. Такое понимание закона позволяет заметить довольно определенное представление о материальном содержании и о формально-процессуальной стороне издания закона. Однако позднее М.М. Сперанский отошел от этого строгого понимания закона и счел возможным использовать термин «закон» как «в собственном смысле», так и в понимании «все постановления ко всегдашнему исполнению от верховной власти или именем ея от учрежденных ею мест и правительств происшедшие по всем частям государственного управления без всякого изъятия»16. Законом снова предлагалось считать любое распоряжение власти.
Таким образом, понятие закона, являясь центральной категорией правоприменительной системы, играет важную методологическую роль в цементировании теоретического фундамента гражданского правоприменения как конституционно значимой деятельности по реализации созидательной цели права, закрепленной в одной из римских максим - applicatio vita regulae est17.
Система писаных форм (источников) права
(нормативным актам). В ее наименовании
и по тексту законодатель, следуя принципу
разделения государственной власти на
законодательную, исполнительную и судебную
(ст. 10 Конституции), дифференцирует данную
систему на две подсистемы: гражданское
законодательство (п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 3) и иные акты, содержащие нормы гражданского
права (п. п. 3 - 7 ст. 3). Первая находится в ведении Российской
Федерации (п. 1 ст. 3), что отвечает началам федерализма и
распределения законотворческих полномочий,
согласно которым уголовное, уголовно-процессуальное,
уголовно-исполнительное, гражданское,
гражданско- и арбитражно-процессуальное
законодательство находятся в ведении
Российской Федерации, а административное,
административно-
В иерархии актов, содержащих нормы гражданского права, второе по значению место после федеральных законов занимают указы Президента РФ.
Они могут приниматься по всем вопросам гражданско-правового регулирования отношений, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 2 ГК, при условии их непротиворечия ГК и иным федеральным законам.
В указах Президента РФ могут содержаться нормы гражданского права двух категорий.
Одна категория преследует цель конкретизации норм гражданского права Российской Федерации и иных действующих федеральных законов.
Вторая категория норм предназначена для регулирования отношений, по которым законы еще не приняты или в принятии которых вообще нет необходимости. При этом предполагается, что Конституция и ГК позволяют осуществлять правовое регулирование таких отношений указами Президента РФ. Это нормы оперативного характера, которые впоследствии могут быть инкорпорированы в заменяющие их федеральные законы, если таковые должны приниматься Федеральным Собранием РФ19.
Органы исполнительной власти могут принимать акты, содержащие нормы гражданского права, лишь в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими федеральными законами и иными правовыми актами (указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).
В соответствии с Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 г. - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.