Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 01:09, реферат
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами. Объект исследования в курсовой работе – закон как источник права.
Предмет исследования – понятие закона, его признаки.
Цель исследования – рассмотреть понятие закона и его признаки. Поставленная в работе цель обусловила задачи, а именно:
- рассмотреть понятие и признаки закона;
- исследовать соотношение закона и иных источников;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕСТО И РОЛЬ ЗАКОНА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 5
1.1 Закон: понятие и признаки 5
1.2. Основные классификации 9
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗАКОНА 17
2.1. Конституция как основной закон РФ 17
2.2. Федеральные законы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Соответственно, в системе права Конституция исполняет роль Основного Закона Российской Федерации, в нормах которого в обобщающей форме ясно и четко раскрывается и закрепляется самое главное в общественных отношениях, придавая должное направление и принципиальное содержание их последующей регламентации в актах текущего законодательства и правоприменительной деятельности. Судебной власти в Основном Законе страны посвящена специальная глава 7, но ее положения действуют во взаимосвязи с конституционными нормами, помещенными в гл. 1 «Основы конституционного строя» и гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина». Именно они предопределяют предназначение современного российского правосудия, призванного обеспечивать права и свободы человека и гражданина24.
Конституцией РФ не исчерпывается федеральное конституционное законодательство, причем к нему относятся не только конституционные федеральные законы, но и обычные федеральные законы в случаях, когда они регулируют конституционно-правовые отношения. Однако ни в совокупности, ни тем более по отдельности эти нормативные правовые акты не могут претендовать на роль Основного Закона страны. Наиболее близки к нему федеральные конституционные законы, которые в усложненном порядке (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ) принимаются по важнейшим вопросам, затрагивающим права и свободы граждан, правомочия государства, полномочия, порядок образования и деятельности его органов. Однако при этом они, не являясь частью текста Конституции РФ, регулируют лишь отдельные стороны государственной и общественной жизни, могут приниматься только по вопросам, предусмотренным самой Конституцией в развитие ее положений, и не могут их отменять и изменять.
Таким образом, Конституция РФ устанавливает всю систему органов государственной власти, определяя их предназначение и основные принципы функционирования. Это относится и к судебной системе страны, когда на суд непосредственно возлагаются полномочия по осуществлению судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, определяются основные конституционные параметры правосудия, в том числе его цели и принципы. Но при этом в самом тексте Основного Закона (ч. 3 ст. 118) предусматривается, что судебная система устанавливается не только Конституцией, но и федеральным конституционным законом. Соответственно Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» лишь развивает и конкретизирует положения, сформулированные в самой Конституции РФ. Выступая вслед за Конституцией в роли конституционной юридической базы для иного судоустройственного и судопроизводственного законодательства, названный закон трансформирует в развернутом виде важнейшие идеи Основного Закона применительно к одной из ветвей государственной власти.
Федеральные конституционные законы (ст. 108, ср. со ст. 105 Конституции) принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией (а принятие ГК не входит в их число), требуя к тому же особой процедуры голосования (одобрения большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы)25. Поэтому ГК - федеральный закон, имеющий статус primus i№ter pares («первого среди равных»). Нормы ГК приоритетны перед нормами принятых в соответствии с ним федеральных законов, не говоря уже об иных актах, содержащих нормы гражданского права.
О принадлежности к тому же - федеральному - уровню подсистемы иных актов, содержащих нормы гражданского права, говорит то, что разработчики этих актов - глава государства (Президент РФ) и федеральные госорганы - Правительство РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (п. п. 3, 4, 7 ст. 3). В то же время ни тот факт, что данную подсистему представляют сугубо подзаконные акты, ни факт ее нахождения в ведении Российской Федерации не являются исключительными: помимо указов (Президента РФ), постановлений (Правительства РФ), актов (министерств и иных федеральных органов исполнительной власти), в ее состав могут входить и акты высшей юридической силы - те федеральные законы, которые приняты не в соответствии с ГК (а потому и не относящиеся по смыслу абз. 1 п. 2 ст. 3 к гражданскому законодательству), а также законы региональные. Данный вывод подтверждают абз. 2 п. 2 ст. 3 ГК и сама Конституция.
Несомненная связь между двумя правилами п. 2 ст. 3 в то же время не означает, что «другие законы» в абз. 2 - только федеральные законы, принятые в соответствии с ГК (абз. 1). Законодатель едва ли стремился замкнуть на федеральный уровень создание всех без исключения гражданских норм (которые могут входить в состав различных по профилю и направленности законов) - он скорее преследовал цель передать на федеральный уровень создание только тех нормативных актов, которые содержат гражданские нормы преимущественно. К тому же соответствие в абз. 1 и требование соответствия в абз. 2 не тождественны по смыслу: в первом случае имеются в виду не любые федеральные законы, хотя бы и развивающие положения ГК, а только наиболее важные для гражданского права федеральные законы, т.е. те, о необходимости принятия которых предрешено разработчиками ГК (а потому о которых говорится или которые упоминаются по тексту последнего), во втором же случае имеется в виду именно согласованность и отсутствие противоречий между законами и ГК. Основная масса федеральных законов, принятых в соответствии с ГК (абз. 1 п. 2 ст. 3) и «непосредственно окружающих» ГК, уже разработана и принята, однако этот процесс еще не завершен (все еще нет законов, упомянутых, в частности, в абз. 3 п. 2 ст. 120, ст. 788, п. 3 ст. 1151 ГК). Некоторые из уже принятых законов начинаются именно с указания на то, что они приняты в соответствии с ГК (п. 1 ст. 1 Закона об акционерных обществах, п. 1 ст. 1 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, ст. 1 Закона об унитарных предприятиях и др.). Некоторые из уже принятых законов - кодексы (ЖК, ВК, КТМ, КВВТ, принятые в соответствии с п. 3 ст. 672 и п. 2 ст. 784 ГК), однако в отличие от ГК - общеотраслевого кодифицированного акта - такие законы-кодексы имеют специальный (комплексно-подотраслевой или комплексно-институциональный) характер. При таком понимании федеральных законов, принятых в соответствии с ГК (абз. 1 п. 2 ст. 3), под другими законами (абз. 2 п. 2 ст. 3) следует понимать все содержащие гражданские нормы законы вообще (как входящие, так и не входящие в состав гражданского законодательства - п. 1 и абз. 1 п. 2 ст. 3), кроме, разумеется, самого ГК, которому все эти законы должны соответствовать (не вступать с ним в противоречие).
Правовой закон не противостоит праву. Ему противостоит лишь закон неправовой. Здесь возникает вопрос о том, какие конкретные правовые механизмы смогут стать препятствием на пути появления «неправовых» законов; по мнению автора статьи, прежде всего, такие механизмы может обеспечить суд. Рассматривая само соотношение права и
В целом можно разделить мнение о том, что закон, система заключенных в законе принципов и норм - это правила, применяемые к разнообразным жизненным условиям и обстоятельствам. Недостаточно, чтобы каждое из этих «рамочных» правил было правовым. Важно, чтобы само видение и освоение правоприменителем (прежде всего - судом) жизненной действительности было по своей природе правовым, что обеспечивается и самой организацией, и процедурами деятельности правоприменителя (в данном случае - суда). И здесь есть соотношение закона и права. Недостаточно, чтобы применяемый закон был правовым. Необходимо, чтобы правовой природой обладали соответственно и правоприменитель (суд), и само правоприменение.
В современной России проблемы соотношения права и закона являются более чем актуальными. Законодатель и соответственно юридическая наука до сих пор не могут «определиться» с подходом к данной проблематике, допуская «смешение» этих понятий, что, разумеется, приводит к негативным последствиям в практической правоприменительной деятельности. Следовательно, проблема соотношения права и закона сделалась вполне решаемой, лишь несколько сменив форму: она разрешается посредством проверки соответствия того или иного закона Конституции Российской Федерации. Однако, как полагает автор статьи, это слишком «узкий» подход к анализируемой проблеме, который не в состоянии учесть всех нюансов научного анализа соотношения права и закона.
Законы занимают основное (ведущее) место в системе нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Ведущее положение законов определяется следующими основными признаками. Во-первых, законы принимаются в особом порядке органами законодательной власти или же референдумом (всенародным голосованием). Во-вторых, законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по отношению к подзаконным актам. В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения общественной и государственной жизни. В-четвертых, законы содержат нормы первичного характера. Все иные нормативно-правовые акты призваны в основном конкретизировать нормативные установления законов. Таким образом, закон - это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти (или референдумом), обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
1 См.: Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1986. С. 26 - 27, 50 - 51.
2 См.: Начальная летопись. М., 1999. С. 35 - 36 и след.
3 Таким же было, например, понятие "закон русский", использовавшееся в русско-византийских договорах.
4 См.: Стадников А.В. Государство, церковь и общество в русских политических и правовых учениях второй половины XIV - середины XVII в. М., 2006. С. 20.
5 См.: Поляков А.В. Общая теория права: Феноменолого-коммуникативный подход. СПб., 2003. С. 415.
6 См.: Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. М., 1999. С. 67.
7 См.: Львов А.С. Лексика "Повести временных лет". М., 1975. С. 189.
8 См.: Сергеевич В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права. Ростов н/Д, 1995. С. 16 - 20.
9 См.: Рогов В.А., Рогов В.В. Древнерусская правовая терминология в отношении к теории права (Очерки IX - середины XVII вв.). М., 2006. С. 199 - 200.
10 Впрочем, до начала XX в. "указ" был наиболее распространенным наименованием закона.
11 См.: Вельяминов-Зернов В. Опыт начертания российского частного гражданского права. СПб., 1814. С. 2.
12 Цветаев Л.А. Начертание теории законов. М., 1816. С. 35.
13 См.: Дегай П.И. Правила и пособия изучения российских законов. М., 1831. С. 56
14 См.: Сандунов Н. Слово о необходимости знать законы гражданские и о способе учить и учиться российскому законоведению. 2-е изд. М., 1822. С. 5.
15 Цит. по: Блосфельдт Г. Закон и Свод законов при новом государственном строе // Журнал Министерства юстиции. 1908. N 2. Февр. С. 16.
16 Предисловие к Полному собранию законов Российской империи // ПСЗ. Собр. 1. Т. I. 1649 - 1675. С. XVIII.
17 Буквальный перевод с латинского: "применение есть жизнь правил", его адаптивная интерпретация: "правила существуют для того, чтобы применяться".
18 Малюшин К.А. Система источников гражданского права // Гражданское право. 2012. N 1. С. 15 - 22.
19 Ершов В.А., Сутягин А.В., Кайль А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. 2011.
20 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья: учебно-практический комментарий (постатейный) / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, В.В. Грачев и др.; под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2011. 392 с.
21 Берлявский Л.Г., Расчетов В.А. Место обычно-правовых норм в системе источников современного российского права // Российская юстиция. 2014. N 1. С. С. 2 - 6.
22 Берлявский Л.Г., Расчетов В.А. Место обычно-правовых норм в системе источников современного российского права // Российская юстиция. 2014. N 1. С. С. 14