Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 01:09, реферат
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества. Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами. Объект исследования в курсовой работе – закон как источник права.
Предмет исследования – понятие закона, его признаки.
Цель исследования – рассмотреть понятие закона и его признаки. Поставленная в работе цель обусловила задачи, а именно:
- рассмотреть понятие и признаки закона;
- исследовать соотношение закона и иных источников;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕСТО И РОЛЬ ЗАКОНА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ 5
1.1 Закон: понятие и признаки 5
1.2. Основные классификации 9
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗАКОНА 17
2.1. Конституция как основной закон РФ 17
2.2. Федеральные законы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Обычай как источник гражданского права. Другим источником гражданского права является обычай, под которым понимаются правила, сложившиеся в результате их длительного применения ввиду практической целесообразности и получившие признание в актах законодательства или решениях судов. Обычай в современных государствах, имеющих развитое законодательство, не играет большой роли и применяется преимущественно во внешнеэкономических отношениях. Однако в ряде норм ГК и некоторых актах законодательства РФ содержатся ссылки общего характера на обязательность обычая20
1. В зависимости от места и роли в системе действующего законодательства законы подразделяются на конституционные и текущие.
Конституционные законы служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся конституция и законы, которые вносят в нее изменения и дополнения, а также законы, прямо предусмотренные конституцией.
В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются Законы РФ о поправках к Конституции РФ.
Конституция. Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести. Сегодня мы живем по Конституции 1993 г., принятой 12 декабря. Это основной документ государства, т. к. в нем сосредоточены основные права, свободы и обязанности граждан РФ. До 1993 г. наша страна жила по Конституции 1978 года, которая закрепляла полное господство государства и КПСС над обществом. С началом перестройки в 1985 г. начались изменения. В 1990 г. была принята декларация о государственном суверенитете РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики). Был утвержден пост Президента России в 1991г., первым стал занимать этот пост Ельцин Б. Н. Происходили изменения в жизни общества, которые требовали наличие Конституции, т. е. документа, который регулировал отношения между людьми, сдерживал отступления за рамки возможного граждан. После тотального контроля над обществом КПСС (Коммунистической Партии), становится свободно: появляются партии и общественные объединения, гражданские свободы, возрастает информированность общества о его жизни. В декабре 1993 г. на референдуме (путем всеобщего, общероссийского голосования) была принята Конституция. Данный документ имеет следующую структуру: 1. Преамбула – это торжественная, вступительная часть, в которой собравшийся на референдум народ, клянется перед мировым сообществом в сохранении русской культуры, почитании и сохранении истории, обеспечении процветания и благополучия России. 2. Конституция содержит два разделов. Первый раздел – собственно Конституция, состоит из 9 глав, которые посвящены основным положениям жизни государства: «Права и свободы человека», «Федеративное устройство», «Президент», «Местное самоуправление» (т.е. управление субъектами федерации на местах), «Конституционный строй и его особенности» и др. Второй раздел посещен «Заключительным и переходным положениям».
Данный документ закрепляет особенности Конституционного строя, т.е. те черты, , то что, гарантирует Конституция в качестве исполнения на практике. Наше государство является: 1. Демократическим, т.е. основным источником власти является народ. Это проявляется в наличии прямых, всенародных выборов, в которых обязан участвовать каждый гражданин нашей страны, т. е. каждый имеет доступ к управлению делами государства. Государственная власть наделяет граждан правами ( на жизнь, свободу, собственность и др.), свободами (слова, совести, вероисповедания и др.) , но и обязанностями ( платить налоги, получить среднее образование, для юношей воинская обязанность, охрана исторических и культурных памятников, охрана окружающей среды и др.). 2. Федеративным, т.к. территория состоит из 89 субъектов, каждый из которых находится в равном положении перед центральной властью. 3. Правовым. Над гражданами стоят не правители, а законы. Все перед законом равны и несут одинаковую ответственность за содеянные нарушения, не зависимо от положения. 4. Социальным. Проводимая в государстве политика направлена прежде всего на благополучие граждан, развитие и поднятие уровня образования, здравоохранения, стремление к тому, что бы эти сферы стали бесплатными и качественными. Включаются такие пункты как охрана труда и здоровья, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства и др. 5. Гуманистическим. Высшей ценностью в государстве является человек, его права, свободы и благополучие. Если ранее, во главу угла ставилось построение светлого коммунистического будущего, то Конституция 1993г. в центре ставит человека, признание, соблюдение, защита его прав и свобод – обязанность государства. 6. Светским. В нашем государстве отсутствует государственная религия, т.к. оно многонационально и её установление привело бы к ущемлению религиозных прав других, малых народов, проживающих на территории нашей станы.
Обыкновенные (текущие) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны общественной и государственной жизни.
Федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. При этом закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации и несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В этом случае федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Но в отношении федеральных законов Президент РФ обладает правом отлагательного вето, и он может отклонить принятый федеральный закон. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию21.
Федеральные законы делятся на кодификационные законы (кодексы) и обычные (некодификационные) законы. Кодекс — это закон интегративного характера, который содержит внутренне согласованный комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостной и единообразной правовой регуляции всех основных отношений в определенной области общественной жизни. Как правило, кодексы носят отраслевой характер и включают в себя совокупность принципов и норм одной отрасли права (например, Гражданский кодекс)
Основную массу федеральных законов составляют обычные (некодификационные) законы, регулирующие отдельные, наиболее важные общественные отношения (или определенную взаимосвязанную совокупность таких отношений). К таким законам относятся, например, Закон РФ «Об общественных объединениях» (от 14 апреля 1995 г.), Закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (от 5 сентября 1997 г.) и др22.
2. Подзаконный нормативный
К ним относятся: нормативные постановления представительных законодательных органов; нормативные указы и распоряжения Президента РФ; нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ; нормативные приказы, инструкции, положения министерств и ведомств; нормативные постановления, распоряжения и приказы органов власти и управления субъектов в составе Российской Федерации; нормативные постановления, распоряжения и приказы органов власти и местного самоуправления.
Указы Президента РФ, содержат в себе правила общего характера. Вместе с другими актами Президента - распоряжениями, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации» (п. 2 ст. 90). Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента РФ (ст. 80-89).
Итак, законы занимают основное (ведущее) место в системе нормативно-правовых актов в Российской Федерации. Ведущее положение законов определяется следующими основными признаками. Во-первых, законы принимаются в особом порядке органами законодательной власти или же референдумом (всенародным голосованием). Во-вторых, законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по отношению к подзаконным актам. В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения общественной и государственной жизни. В-четвертых, законы содержат нормы первичного характера. Все иные нормативно-правовые акты призваны в основном конкретизировать нормативные установления законов. Таким образом, закон - это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти (или референдумом), обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Правовая система любого федеративного государства характеризуется сложной природой. Она представляет собой органическую совокупность федеральных и региональных нормативно-правовых актов. При этом акты федерального уровня соотносятся с региональными как целое и его части.
Важнейшим структурным элементом правовой системы федеративного государства является конституционное законодательство и его базовая часть - основные законы федерации и субъектов.
Конституция РФ как нормативный акт по своей родовой принадлежности является федеральным законом и обладает всеми его общими чертами, в том числе и теми, которые позволяют относить ее к формально-юридическим источникам права. Причем некоторые сформулированные в ней правовые нормы непосредственно регулируют поведение участников судопроизводства, наделяя их определенными процессуальными правами и обязанностями, как это предусмотрено, например, ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Такого рода конституционные положения могут применяться судами и без дополнительного законодательного регулирования соответствующих процессуальных отношений, в связи с чем они иногда лишь дублируются в иных законодательных актах (см., напр., ч. 6 ст. 56 АПК). Однако это все же исключение из общего правила, поскольку как формально-юридический источник права Конституция РФ содержит преимущественно основополагающие нормативные положения, требующие конкретизации в других нормах позитивного права. Только уже поэтому она имеет базисное значение для всего текущего законодательства, в том числе и того, которое предназначено для регулирования отношений между участниками рассмотрения и разрешения гражданских дел в суде общей или арбитражной юрисдикции23.
Вместе с тем юридической базой для законодательного регулирования служат иногда и другие федеральные законы, если их положения сами требуют конкретизации в иных нормативных правовых актах, так что роль Конституции РФ в таком значении не есть особый исключительный случай в системе формально-юридических источников права. Например, общие правила рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) сформулированы в АПК, при этом особенностям процедуры разрешения соответствующих споров в самом Кодексе посвящены лишь три статьи (223 - 225). Детальное же регулирование отношений, возникающих в сфере признания должников несостоятельными (банкротами), предусмотрено в Федеральных законах «О несостоятельности (банкротстве)», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», а также в некоторых подзаконных нормативных актах, таких, например, как Постановление Правительства РФ «Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства».
В иерархии нормативных правовых актов Конституция РФ занимает самое высокое место, наделяется среди них высшей юридической силой, что, без сомнения, является ее существенным признаком, но и это само по себе также не отражает в полной мере особую роль Конституции как главного нормативного правового акта страны. Ведь среди формально-юридических источников права свойство верховенства, пусть и на ином уровне, присуще также другим нормативным правовым актам. В соответствии с ним федеральный конституционный закон в иерархии законов расположен вслед за Конституцией РФ, но стоит выше обычного федерального закона, тот, в свою очередь, по юридической силе имеет приоритет перед нормативным указом Президента РФ, нормативным постановлением Правительства РФ и т.д.
Приведенные аргументы дают основания для вывода, что для выявления специфики Конституции РФ необходимо обращение и к таким ее свойствам, которые отсутствуют у других законов. И такие свойства есть, причем ими не обладают даже федеральные конституционные законы, в том числе и те, которые специально приняты для установления судебной системы страны, определения полномочий, порядка образования и деятельности федеральных судов. С Конституцией как источником гражданского и арбитражного процессуального права Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации» объединяет то, что они также выступают в роли конституционной юридической базы для законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере правосудия по гражданским делам. Но при всем том особая роль Конституции РФ в системе права обусловлена тем, что она в интересах многонационального российского народа закрепляет основополагающие начала общественного строя и устройства государственной жизни на современном постсоветском этапе развития страны. В отличие от всех других законов она устанавливает основы конституционного строя и правового статуса личности в Российской Федерации, а также государственное устройство, систему и полномочия всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Регулируя наиболее важные общественные отношения и закрепляя основополагающие начала жизни общества и государства, в том числе и существующий в стране тип правопонимания, Конституция определяет направление общественного развития на многие годы вперед, устанавливает конституционные параметры деятельности всех правоприменителей, в том числе и суда.