Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 07:04, курсовая работа
Принятие в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти. С этого времени начал весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих завершенного и целостного конституционно-правового решения, – это появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора. Все это требовало принятие новой Конституции. В ходе референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г., большинство проголосовавших избирателей – 32937630 человек – высказались за ее принятие.
Введение
1. Основы конституционного строя в Конституции РФ
2. Отображение в Конституции прав и свобод человека и гражданина
3. Закрепление системы власти РФ в Конституции
4. Отображение правовых институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в Конституции РФ
Заключение
Список использованных источников
Среди основных прав человека, которые, согласно ст. 17 Конституции, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, самым важным является право на жизнь (ч.1 ст. 20), которое вытекает и из содержания ст. 2 Конституции, признавшей человека, его права и свободы высшей ценностью нашего общества.
В ч. 2 ст. 20 Конституции изложены важнейшие положения, относящиеся к самому суровому наказанию за уголовные преступления – смертной казни. В прежних конституциях нашей страны, в том числе и в Конституции 1978 г., не было нормы, подобной ч. 2 ст. 20, где бы определялись круг преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, и особые условия, при соблюдении которых может быть вынесен смертный приговор1.
Конституция запрещает применение пытки, насилия или другого жестокого или унижающего достоинство человека обращения и наказания (ст. 21), которые рассматриваются как оскорбление человеческого достоинства и осуждаются как нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. Включение в Конституцию запрета пыток, другого унижающего достоинство человека обращения или наказания – новое установление российского конституционного права. Оно соответствует также ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Право на свободу и личную неприкосновенность, закрепленное в ст. 21 Конституции – важнейшее право человека, которое он получает с момента рождения (ст. 21). Свобода и личная неприкосновенность дают человеку возможность совершать любые действия, не противоречащие закону.
Нормами Конституции впервые суду предоставлено право принимать решение об аресте, заключении под стражу, а также содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2, ст. 21).
Это положение соответствует п. 4 ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23) означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Право на частную жизнь гарантируется такими конституционными и иными правовыми установлениями, как неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции), возможность беспрепятственного общения с другими людьми посредством почты, телеграфа, телефона и других средств коммуникации, право распоряжаться семейным бюджетом, личной и частной собственностью, денежными вкладами, тайна которых гарантируется законом. Исключения из этого общего правила могут предусматриваться лишь федеральными законами.
Национальность
– явление, определяемое совокупностью
ряда факторов, прежде всего языком,
приверженностью к традициям
и культуре определенного народа.
Это самоидентификация
В соответствии с подзаконными актами, действовавшими в Российской Федерации до принятия новой Конституции, национальность человека определялась на основании национальной принадлежности родителей, указанной в их удостоверениях личности. Исключение из сложившейся практики имело место лишь тогда, когда родители принадлежали к различным национальностям. Только в этом случае человек мог самостоятельно определить, какую из национальностей родителей он хочет указать в своем паспорте.
Конституция совершенно по-новому решает данную проблему. Указание собственной национальности – это не обязанность, а право человека. Конституция в ч. 1 ст. 26 признает право каждого свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Следует подчеркнуть, что закрепление данного права обусловлено отрицанием правового значения признака национальности для каждого конкретного человека и означает свободу его самоопределения в решении вопроса о своей национальности.
Признанные ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 3 Протокола № 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 16 сентября 1963 г. свобода граждан на передвижение внутри страны и право покидать свою страну и возвращаться в нее нарушались в нашей стране на протяжении десятилетий. Между тем, не обладая данным правом, личность не может реализовать свои неотъемлемые права человека, в частности на труд, свободу творчества, право собственности, право на основание семьи и др. Часть 2 ст. 27 Конституции утверждает право свободно выезжать за пределы России и право российских граждан беспрепятственно возвращаться на ее территорию.
Статья 28 Конституции возвращает наше общество к основам демократии, согласно которым человек вправе свободно и гласно исповедовать свою веру, не подвергаясь преследованиям и дискриминации со стороны государства и общества.
Статья 29 Конституции гарантирует свободу слова. Ч. 2 статьи запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Статьи 30-33 закрепляют политические права граждан, к которым относятся:
1. Право на объединение.
2. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
3. Право на участие
в управлении делами
4. Право обращаться
лично, а также направлять
Основные социально-
Важнейшим институтом
социально-экономических
Статья 34, как и статья 35 Конституции РФ, провозглашает и юридически гарантирует свободу использования каждым своих способностей и имущества любым не запрещенным законом способом, т. е. свободу экономической деятельности, а согласно статьи 35 – частной собственности, ибо свобода экономической деятельности на базе своего имущества и своих способностей и есть свобода частной собственности, которая осуществляется, конечно, в рамках закона.
Особое положение статей 34 и 35 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина состоит еще и в том, что они имеют в виду не только индивида и распространяются не только на индивидуальные права и свободы физических лиц. Эти статьи гласят, что каждый вправе иметь имущество, использовать его, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по суду и с соблюдением соответствующих правил, и эти нормы распространяются не только на индивидов – физических лиц, но и на юридические лица – организации, закрепляя свободную экономическую деятельность и право частной собственности.
Провозглашенное право
граждан на свободное предпринимательство
и осуществление экономической
деятельности гарантируется государственной
поддержкой развития конкуренции и
пресечением проявлений монополизма.
Конституция запрещает
Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан (ст. 36).
Трудовые права
и свободы защищают человека от произвола
работодателей, дают ему возможность
отстаивать свое достоинство и интересы.
Свобода труда провозглашена
в части 1 статьи 37 Конституции РФ
в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации
прав человека. Свобода труда означает,
что только самим гражданам принадлежит
исключительное право распоряжаться
своими способностями к
Конституция РФ определяет
главным образом реализацию права
на труд как работу по найму, выполняемую
на основании трудового договора
(контракта), т. е. соглашения между гражданином
(который в этом случае приобретает
статус работника) и предприятием, учреждением,
организацией или другим гражданином
(которые в этом случае являются
работодателями) по определенной специальности,
квалификации, должности за вознаграждение
с подчинением внутреннему
Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, а из УК исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство.
Право на отдых, провозглашенное ч. 5 статьи 37, в соответствии со статьей 24 Всеобщей декларации прав человека относится к числу основных прав. Закрепляя право на отдых в качестве неотъемлемого права каждого, статья 37 вместе с тем предусматривает, что установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск гарантируются не всем гражданам, занимающимся той или иной деятельностью, а только работающим по трудовому договору.
Конституция РФ гарантирует также права граждан на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную среду обитания (ст. 42), на образование (ст. 43). Глава 2 Конституции может быть изменена аналогично главе 1.
3. Закрепление системы власти РФ в Конституции
В главе 3 Конституции
«Федеративное устройство»
Глава состоит из 15 статей. В первой из них (ст. 65) перечисляются все субъекты Федерации и тем самым констатируется их нахождение в составе государства, их объединяющего. Правовым последствием этого перечисления является признание статуса субъекта Федерации. Статус же определяется, с одной стороны, Конституцией Российской Федерации, а с другой – конституцией республики или уставом, принимаемыми самостоятельно каждым субъектом Федерации (ст. 66). Таким путем в пределах единого правового пространства обеспечивается необходимое совместное существование и развитие всех субъектов Российской Федерации, поскольку равные в правовом отношении субъекты Федерации подчас существенно отличаются друг от друга по территории, численности населения, природным условиям и уровню экономического развития.
Как и во всякой федерации, в Российской Федерации разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ст. 71-73).
Субъектам Российской Федерации предоставлена вся полнота государственной власти вне пределов ведения Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Все, что отнесено к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Федерации и ее субъектов, четко определено в соответствующих статьях Конституции, хотя, надо заметить, в Конституции Российской Федерации не определены полномочия Федерации по предметам совместного ведения1. Эти полномочия, как правило, определяются федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, договорами между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Предметы же ведения субъектов Федерации в Конституции не перечисляются.
Следует обратить внимание на положения данной главы Конституции, в которых, исходя из принципа единства государственной власти, предусмотрена возможность передачи органами исполнительной власти субъекта Федерации части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, а также возможность передачи части полномочий федеральных органов исполнительной власти соответствующим органам субъектов Федерации.
Такая возможность
перераспределения полномочий исполнительных
органов власти, как Федерации, так
и ее субъектов в известной
степени дает возможность изменять
положение субъектов Федерации,
не выходя при этом за установленные
федеральной Конституцией пределы.
Введение норм о передаче части полномочий
направлено на совершенствование системы
управления. Можно сказать, что идея
упорядочения отношений в рамках
Федерации пронизывает ряд норм
главы, посвященной федеративному
устройству. Это нашло выражение,
в частности, в том, что на Президента
и Правительство Российской Федерации
возложена ответственность за обеспечение
осуществления федеральной
Значительное место
в главе «Федеративное
Информация о работе Конституция Российской Федерации: сущность, структура и содержание