Конституция Российской Федерации: сущность, структура и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

Принятие в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти. С этого времени начал весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих завершенного и целостного конституционно-правового решения, – это появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора. Все это требовало принятие новой Конституции. В ходе референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г., большинство проголосовавших избирателей – 32937630 человек – высказались за ее принятие.

Содержание работы

Введение
1. Основы конституционного строя в Конституции РФ
2. Отображение в Конституции прав и свобод человека и гражданина
3. Закрепление системы власти РФ в Конституции
4. Отображение правовых институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в Конституции РФ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО КОНСТ ПРАВУ.docx

— 53.29 Кб (Скачать файл)

Среди основных прав человека, которые, согласно ст. 17 Конституции, неотчуждаемы и принадлежат каждому  от рождения, самым важным является право на жизнь (ч.1 ст. 20), которое  вытекает и из содержания ст. 2 Конституции, признавшей человека, его права и  свободы высшей ценностью нашего общества.

В ч. 2 ст. 20 Конституции изложены важнейшие положения, относящиеся к самому суровому наказанию за уголовные преступления – смертной казни. В прежних конституциях нашей страны, в том числе и в Конституции 1978 г., не было нормы, подобной ч. 2 ст. 20, где бы определялись круг преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, и особые условия, при соблюдении которых может быть вынесен смертный приговор1.

Конституция запрещает  применение пытки, насилия или другого  жестокого или унижающего достоинство  человека обращения и наказания (ст. 21), которые рассматриваются  как оскорбление человеческого  достоинства и осуждаются как  нарушение прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. Включение  в Конституцию запрета пыток, другого унижающего достоинство  человека обращения или наказания  – новое установление российского  конституционного права. Оно соответствует  также ст. 3 Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод.

Право на свободу  и личную неприкосновенность, закрепленное в ст. 21 Конституции – важнейшее  право человека, которое он получает с момента рождения (ст. 21). Свобода  и личная неприкосновенность дают человеку возможность совершать любые  действия, не противоречащие закону.

Нормами Конституции  впервые суду предоставлено право  принимать решение об аресте, заключении под стражу, а также содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч. 2, ст. 21).

Это положение соответствует  п. 4 ст. 5 Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод.

Право на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23) означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Право на частную жизнь гарантируется такими конституционными и иными правовыми установлениями, как неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции), возможность беспрепятственного общения с другими людьми посредством почты, телеграфа, телефона и других средств коммуникации, право распоряжаться семейным бюджетом, личной и частной собственностью, денежными вкладами, тайна которых гарантируется законом. Исключения из этого общего правила могут предусматриваться лишь федеральными законами.

Национальность  – явление, определяемое совокупностью  ряда факторов, прежде всего языком, приверженностью к традициям  и культуре определенного народа. Это самоидентификация человека, связанная с осознанием им принадлежности к тому или иному народу (этносу).

В соответствии с  подзаконными актами, действовавшими в Российской Федерации до принятия новой Конституции, национальность человека определялась на основании  национальной принадлежности родителей, указанной в их удостоверениях личности. Исключение из сложившейся практики имело место лишь тогда, когда  родители принадлежали к различным  национальностям. Только в этом случае человек мог самостоятельно определить, какую из национальностей родителей он хочет указать в своем паспорте.

Конституция совершенно по-новому решает данную проблему. Указание собственной национальности – это  не обязанность, а право человека. Конституция в ч. 1 ст. 26 признает право каждого свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Следует подчеркнуть, что закрепление данного права обусловлено отрицанием правового значения признака национальности для каждого конкретного человека и означает свободу его самоопределения в решении вопроса о своей национальности.

Признанные ст. 12 Международного пакта о гражданских  и политических правах и ст. 3 Протокола  № 4 к Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод от 16 сентября 1963 г. свобода граждан  на передвижение внутри страны и право  покидать свою страну и возвращаться в нее нарушались в нашей стране на протяжении десятилетий. Между тем, не обладая данным правом, личность не может реализовать свои неотъемлемые права человека, в частности на труд, свободу творчества, право собственности, право на основание семьи и др. Часть 2 ст. 27 Конституции утверждает право свободно выезжать за пределы России и право российских граждан беспрепятственно возвращаться на ее территорию.

Статья 28 Конституции  возвращает наше общество к основам  демократии, согласно которым человек  вправе свободно и гласно исповедовать свою веру, не подвергаясь преследованиям и дискриминации со стороны государства  и общества.

Статья 29 Конституции  гарантирует свободу слова. Ч. 2 статьи запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Статьи 30-33 закрепляют политические права граждан, к которым  относятся:

1. Право на объединение.

2. Право собираться  мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия  и пикетирование.

3. Право на участие  в управлении делами государства  как непосредственно, так и  через своих представителей.

4. Право обращаться  лично, а также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  государственные органы и органы  местного самоуправления.

Основные социально-экономические  права и свободы человека и  гражданина закреплены в статьях 34-44 Конституции Российской Федерации.

Важнейшим институтом социально-экономических отношений  является право частной собственности, непременное условие демократической  рыночной экономики. Рыночная экономика  основана на свободе индивида –  человека и гражданина, на безусловном  соблюдении его личных и имущественных  прав и свобод, как свойственных ему от рождения, так и приобретенных  впоследствии на законных основаниях. Собственность – это основа подлинной  независимости человека и его  уверенности в завтрашнем дне. В  современных условиях, государство  приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность.

Статья 34, как и  статья 35 Конституции РФ, провозглашает  и юридически гарантирует свободу  использования каждым своих способностей и имущества любым не запрещенным  законом способом, т. е. свободу экономической  деятельности, а согласно статьи 35 –  частной собственности, ибо свобода  экономической деятельности на базе своего имущества и своих способностей и есть свобода частной собственности, которая осуществляется, конечно, в  рамках закона.

Особое положение  статей 34 и 35 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина состоит еще и в том, что  они имеют в виду не только индивида и распространяются не только на индивидуальные права и свободы физических лиц. Эти статьи гласят, что каждый вправе иметь имущество, использовать его, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по суду и с соблюдением соответствующих правил, и эти нормы распространяются не только на индивидов – физических лиц, но и на юридические лица – организации, закрепляя свободную экономическую деятельность и право частной собственности.

Провозглашенное право  граждан на свободное предпринимательство  и осуществление экономической  деятельности гарантируется государственной  поддержкой развития конкуренции и  пресечением проявлений монополизма. Конституция запрещает злоупотребление  предпринимателем своим доминирующим положением на рынке и применение недозволенных форм и приемов  конкуренции (ст. 34).

Конституция РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов граждан (ст. 36).

Трудовые права  и свободы защищают человека от произвола  работодателей, дают ему возможность  отстаивать свое достоинство и интересы. Свобода труда провозглашена  в части 1 статьи 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит  исключительное право распоряжаться  своими способностями к производительному  и творческому труду. Реализуя это  право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий.

Конституция РФ определяет главным образом реализацию права  на труд как работу по найму, выполняемую  на основании трудового договора (контракта), т. е. соглашения между гражданином (который в этом случае приобретает  статус работника) и предприятием, учреждением, организацией или другим гражданином (которые в этом случае являются работодателями) по определенной специальности, квалификации, должности за вознаграждение с подчинением внутреннему трудовому  распорядку на условиях, установленных соглашением сторон, а также законодательными и иными нормативными актами. Трудовые отношения всех лиц наемного труда регулирует законодательство о труде.

Право свободно распоряжаться  своими способностями к труду  означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, а из УК исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство.

Право на отдых, провозглашенное  ч. 5 статьи 37, в соответствии со статьей 24 Всеобщей декларации прав человека относится к числу основных прав. Закрепляя право на отдых в качестве неотъемлемого права каждого, статья 37 вместе с тем предусматривает, что установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск гарантируются не всем гражданам, занимающимся той или иной деятельностью, а только работающим по трудовому договору.

Конституция РФ гарантирует  также права граждан на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную среду обитания (ст. 42), на образование (ст. 43). Глава 2 Конституции  может быть изменена аналогично главе 1.

3. Закрепление системы  власти РФ в Конституции

В главе 3 Конституции  «Федеративное устройство» развивается  ряд существенных положений, содержащихся в гл. 1 «Основы конституционного строя».

Глава состоит из 15 статей. В первой из них (ст. 65) перечисляются все субъекты Федерации и тем самым констатируется их нахождение в составе государства, их объединяющего. Правовым последствием этого перечисления является признание статуса субъекта Федерации. Статус же определяется, с одной стороны, Конституцией Российской Федерации, а с другой – конституцией республики или уставом, принимаемыми самостоятельно каждым субъектом Федерации (ст. 66). Таким путем в пределах единого правового пространства обеспечивается необходимое совместное существование и развитие всех субъектов Российской Федерации, поскольку равные в правовом отношении субъекты Федерации подчас существенно отличаются друг от друга по территории, численности населения, природным условиям и уровню экономического развития.

Как и во всякой федерации, в Российской Федерации  разграничены предметы ведения и  полномочия между органами государственной  власти Федерации и органами государственной  власти ее субъектов (ст. 71-73).

Субъектам Российской Федерации предоставлена вся  полнота государственной власти вне пределов ведения Федерации  и полномочий Российской Федерации  по предметам совместного ведения  Федерации и ее субъектов. Все, что отнесено к ведению Российской Федерации, а также к совместному ведению Федерации и ее субъектов, четко определено в соответствующих статьях Конституции, хотя, надо заметить, в Конституции Российской Федерации не определены полномочия Федерации по предметам совместного ведения1. Эти полномочия, как правило, определяются федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, договорами между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Предметы же ведения субъектов Федерации в Конституции не перечисляются.

Следует обратить внимание на положения данной главы Конституции, в которых, исходя из принципа единства государственной власти, предусмотрена  возможность передачи органами исполнительной власти субъекта Федерации части  своих полномочий федеральным органам  исполнительной власти, а также возможность  передачи части полномочий федеральных органов исполнительной власти соответствующим органам субъектов Федерации.

Такая возможность  перераспределения полномочий исполнительных органов власти, как Федерации, так  и ее субъектов в известной  степени дает возможность изменять положение субъектов Федерации, не выходя при этом за установленные  федеральной Конституцией пределы. Введение норм о передаче части полномочий направлено на совершенствование системы  управления. Можно сказать, что идея упорядочения отношений в рамках Федерации пронизывает ряд норм главы, посвященной федеративному  устройству. Это нашло выражение, в частности, в том, что на Президента и Правительство Российской Федерации  возложена ответственность за обеспечение  осуществления федеральной государственной  власти на всей территории Российской Федерации1.

Значительное место  в главе «Федеративное устройство»  занимают статьи, устанавливающие правила, не допускающие создания субъектами Федерации препятствий образованию  общего для всей Федерации экономического пространства (ст. 74-75). Тем самым  обеспечивается свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств. К этому надо добавить, что, как  уже отмечалось выше, в соответствии со ст. 27 Конституции каждому гарантировано  право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (т.е. обеспечена свобода перемещения и рабочей силы).

Информация о работе Конституция Российской Федерации: сущность, структура и содержание