Конституция Российской Федерации: сущность, структура и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

Принятие в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти. С этого времени начал весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих завершенного и целостного конституционно-правового решения, – это появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора. Все это требовало принятие новой Конституции. В ходе референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г., большинство проголосовавших избирателей – 32937630 человек – высказались за ее принятие.

Содержание работы

Введение
1. Основы конституционного строя в Конституции РФ
2. Отображение в Конституции прав и свобод человека и гражданина
3. Закрепление системы власти РФ в Конституции
4. Отображение правовых институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в Конституции РФ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО КОНСТ ПРАВУ.docx

— 53.29 Кб (Скачать файл)

В ст. 102 и 103 определены вопросы, которые выходят за пределы  законодательной деятельности парламента и являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Рассмотрению парламентом  подлежат и другие вопросы, которые  находятся в ведении Российской Федерации и должны решаться представительным органом.

Новая Конституция, сохраняя известную преемственность  в законодательной регламентации  деятельности Правительства, весьма существенно  изменила его статус и место в  системе федеральных органов  власти.

Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное  Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство  – высший орган исполнительной власти, хотя слово «высший» применительно  к федеральным органам в новой  Конституции не употребляется, но для  организации власти это имеет  практическое значение1. Дело в том, что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве применяется обобщающий термин «федеральные органы исполнительной власти», без расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они подчиняются.

Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его  самостоятельность (ст. 10). В отличие  от прежней Конституции, которая  возлагала непосредственное руководство исполнительной властью на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту, действующая Конституция исходит из самостоятельности всех ветвей власти и подобной субординации и подчиненности не предусматривает.

В современном облике Правительства более последовательно  выражены прерогативы федеральной  исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность  Правительства за проведение социально-экономических  преобразований в стране, осуществление  единой государственной политики в  отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению Российской Федерации (ст. 71) и совместному ведению  Федерации и субъектов, входящих в ее состав (ст. 72). Важно отметить, что Основной Закон России создает реальные предпосылки к тому, чтобы Правительство стало действительно способным реализовать намеченные им программы по стабилизации экономики и нести всю полноту ответственности за свои решения и действия.

От других федеральных  органов Правительство отличается, прежде всего, предметом и сферой деятельности. Оно не занимается принятием  законов, как Федеральное Собрание, а обеспечивает управление экономикой всей страны. Достаточно сказать, что, согласно ст. 114 Конституции, Правительство  разрабатывает федеральный бюджет и отчитывается о его исполнении, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственную поддержку культуры, науки, образования и здравоохранения.

Одной из основных функций Правительства являются организация исполнения федеральных  законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.

Свои полномочия Правительство реализует, принимая постановления и распоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя  право законодательной инициативы (ст. 104) путем разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих необходимую  правовую базу. Активное участие Правительства  в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим  расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность Правительству  осуществлять возложенные на него функции  и намеченную экономическую программу.

На федеральном  уровне Правительство объединяет и  координирует работу министерств, комитетов  и других подведомственных ему органов. В этом отношении Правительство  и федеральная система (структура) управленческих органов тесно связаны. Большинство центральных органов управления, входящих в систему исполнительной власти, находятся в непосредственном ведении Правительства и ему подчиняются.

В главе 7 утверждается понятие правового института  судебной власти в действующем законодательстве.

Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов  представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти. Сказанное не означает, что особое положение судебных органов в правоохранительной системе Российской Федерации исключает взаимодействие ветвей власти по ряду направлений.

Закрепление в конституционных  нормах и федеральном законодательстве судебной власти как государственно-правового  института позволяет выделить его  специфические признаки, отметить необходимость  утверждения системы гарантий, позволяющих  судебной власти осуществлять свои функции  и решать поставленные перед ней  законом государственные задачи.

Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации.

Назначением судебной власти является защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдение законности и справедливости при исполнении и применении законов и иных нормативных  актов. Обеспечение реализации предусмотренных  Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 18 Конституции). Судебная власть имеет  прямое отношение к соблюдению гарантированных  каждому прав на жизнь, свободу и  личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений. Возрастание  роли суда в охране прав и свобод граждан прямо вытекает из положений  гл. 2.

Система федеральных  органов судебной власти, определение  порядка их организации и деятельности относятся к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71). В систему  этих судов входят Конституционный  Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации, иные федеральные  суды.

Конституция не устанавливает  структуру всей судебной системы, предоставляя решение этого вопроса федеральному конституционному закону о судебной системе, который должен установить соподчиненность ее звеньев, перечень федеральных судов, виды местных судов, их полномочия и структуру.

Полностью исключая возможность создания чрезвычайных судов, федеральное законодательство о судоустройстве допускает известную дифференциацию судебных органов для рассмотрения различных категорий дел, т.е. определяет возможность некоторой специализации судов. Они будут различаться своей предметной подсудностью и процедурой судопроизводства.

Новым для установления пределов судебной власти и ее внутреннего  построения является включение Конституцией в структуру судебной власти прокуратуры  Российской Федерации. Генеральный  Прокурор Российской Федерации назначается  Советом Федерации Федерального Собрания и возглавляет всю систему  органов прокурорского надзора. Осуществление органами прокуратуры  уголовного преследования и поддержание  государственного обвинения в судебном разбирательстве – важный элемент  функционирования органов правосудия.

Подзаконность судебной власти находит свое выражение не только в том, что судебные органы и судьи действуют на основе закона, подчиняются только Конституции и федеральным законам, но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требований процессуального законодательства.

Конституция утверждает независимость, несменяемость, неприкосновенность носителей судебной власти (ст. 120, 121, 122). Только судьям Конституция предоставляет  право при рассмотрении дела отказаться от применения актов государственных  органов, если они, по их мнению, не соответствуют  закону.

Укреплению авторитета носителей судебной власти служит установленный  Конституцией порядок назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента (п. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции) и назначение судей других федеральных судов Президентом Российской Федерации (ч. 2 ст. 128). Укрепление гарантий служебного положения судей в немалой степени зависит от активности органов судейского сообщества, которым федеральным законом предоставлены широкие полномочия в формировании судейского корпуса.

Порядок пересмотра статей Основного Закона глав 4-7 аналогичен рассмотренному в предыдущем разделе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Конституция дала мощный импульс для становления новой  российской государственности. Несомненно ее влияние на развитие всей правовой системы, всего российского законодательства.

В отличие от идеологизированных конституций бывшего Союза ССР и союзных республик, включая предшествующую Конституцию РСФСР, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения действующей Конституции России (ст. 2) четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом Конституция не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Далее, в Конституции имеется отдельная глава (гл. 2), которая содержит конкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод, гарантированных высшим Законом. По объему это самая обширная глава Конституции. Она состоит из 47 статей. В целом же вопросы, непосредственно связанные со статусом личности, регламентируются более чем в 60 статьях Конституции.

Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным  слоям населения, в частности  нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий  трудящихся в построении общенародного  государства, о трудовых коллективах  как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности  и свободного предпринимательства, которые типичны для экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

По своей структуре  и содержанию Конституция 1993 г. близка к традиционным конституциям развитых демократических стран, большинство  которых отражает стремление обеспечить координацию деятельности всех ветвей власти в государстве и в то же время установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики  сложившихся политических отношений  на определенном историческом этапе  развития государства.

Из девяти глав Конституции  организации власти посвящено полностью  пять (гл. 4-8) и в значительной мере – две (гл. 1 «Основы конституционного строя» и гл. 3 «Федеративное устройство»).

При оценке значения и места Президента, Федерального Собрания и Правительства в новой  Конституции многие правоведы и  политологи находят аналоги в  зарубежном законодательстве, и прежде всего во французской Конституции, утвержденной на референдуме 28 сентября 1958 г. Отметим, что контуры и концепция  ее были определены Президентом Ш. де Голлем исходя из необходимости сильной  личной власти для выхода Франции  из тяжелого в те годы кризисного положения.

Список  использованных источников

 

Конституция РФ.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1997.

Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: Учебник для юрид. вузов (полный курс). В 3 т. М., 2001.

Зиновьев А.В. Конституционное  право: Конспект лекций. СПб., 1998.

Игнатенко Г.В. Конституция  и права человека: международно-правовой аспект // Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерения. Екатеринбург, 2004.

Ковешников Е.М. Конституционное право Российской Федерации: Краткий курс лекций. 2-е изд. М, 2000.

Комментарий к Конституции  Российской Федерации / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 1996.

Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997.

Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление  новой политической системы // Государство  и право. 2004. №10.

Информация о работе Конституция Российской Федерации: сущность, структура и содержание