Конституция Российской Федерации: сущность, структура и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 07:04, курсовая работа

Описание работы

Принятие в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти. С этого времени начал весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих завершенного и целостного конституционно-правового решения, – это появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора. Все это требовало принятие новой Конституции. В ходе референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г., большинство проголосовавших избирателей – 32937630 человек – высказались за ее принятие.

Содержание работы

Введение
1. Основы конституционного строя в Конституции РФ
2. Отображение в Конституции прав и свобод человека и гражданина
3. Закрепление системы власти РФ в Конституции
4. Отображение правовых институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в Конституции РФ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО КОНСТ ПРАВУ.docx

— 53.29 Кб (Скачать файл)

Существенны нормы, защищающие денежную систему в Российской Федерации, а также норма, в соответствии с которой только федеральным  законом устанавливаются федеральные  налоги и общие принципы налогообложения  и сборов в Российской Федерации.

Особого внимания заслуживают  содержащиеся в данной главе гарантии прав человека и гражданина. В частности, гарантируются права национальных меньшинств и коренных малочисленных  народов, право всех народов на сохранение родного языка, создание условий  для его изучения и развития (ст. 68, 69).

В Российское Федерации существует три уровня власти: федеральный, региональный и местный. Глава 8 Конституции посвящена местному самоуправлению.

Ковешников отмечает, что местное самоуправление – одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Будучи существенным выражением народовластия, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации1.

В Российской Федерации  местное самоуправление не только признается (ст. 12), но и гарантируется органами власти Федерации и ее субъектов, причем гарантии местного самоуправления могут быть общеполитические, морально-этические, а также более конкретные – экономические, юридические, организационные и др.

В главе 8 конкретизированы положения ст. 12 гл. 1 об основах конституционного строя. Закрепленная здесь модель местного самоуправления приближается к общепринятому  во многих странах эталону местного самоуправления как демократического института. Она достаточно определенно  указывает цель, к которой надо стремиться в реформировании местной  власти.

Определяя основные параметры местного самоуправления, Конституция как бы завершает  поиски его правовых форм.

Развитие России как федеративного государства  обусловило новый подход к разделению компетенции между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  Федерации в определении статуса  местного самоуправления. Однако, хотя к совместному ведению Федерации и ее субъектов стало относиться установление общих принципов организации местного самоуправления, в прежней Конституции сравнительно подробно определялась организация местного самоуправления, в том числе функции постоянных комиссий местных Советов, полномочия председателей Советов, статус местной администрации и т.п.

Глава 8 действующей  Конституции Российской Федерации  устранила эти противоречия. Она  уточнила государственно-правовую характеристику местного самоуправления, существенно  обогатив ее. Конституция сузила нормативное  регулирование местного самоуправления. Она в более общих формулах, чем прежняя Конституция, зафиксировала  основные параметры местного самоуправления. В значительной мере именно из гл. 8 Конституции можно вывести содержание общих принципов организации  системы местного самоуправления, определение  которых остается в совместном ведении  Российской Федерации и ее субъектов, хотя содержание этих принципов и  не сводится только к тому, что закреплено в данной главе1.

В статье 130 Конституции  раскрывается смысл местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения – вот  суть местного самоуправления. Никто, никакой орган не вправе вмешиваться  в решение этих вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать, отменять или приостанавливать действия их актов, если они приняты в рамках закона. Согласно ч. 1 ст. 131 местное самоуправление осуществляется, прежде всего, в городских и сельских поселениях, т.е. в городах, поселках, селах, деревнях.

В ч. 1 статьи 132 дается перечень важнейших вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Поправки к положениям гл. 3, 8 Конституции, за исключением  ст. 65, вносятся в порядке, предусмотренном  для принятия федеральных конституционных  законов, после их одобрения законодательными (представительными) органами не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации (ст. 136). Как показывает практика зарубежного конституционного развития, подобный усложненный порядок внесения поправок существенно ограничивает возможности конституционного пересмотра. Для сравнения укажем, что в Соединенных Штатах Америки при сходном усложненном порядке принятия конституционных поправок в текст Конституции за двести лет ее существования было внесено только 27 поправок.

Особый порядок  установлен на случай изменения ст. 65 Конституции. При принятии в состав Российской Федерации и образовании  в составе Российской Федерации  нового субъекта, а также при изменении  конституционно - правового статуса субъекта Российской Федерации соответствующие федеральные законы также принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов. Своеобразно решается вопрос о порядке изменения наименования субъекта Российской Федерации. Соответствующие изменения включаются в текст ст. 65 Конституции указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Федерации, принятого в установленном им порядке. В указанных случаях конституционные поправки не подлежат одобрению со стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации (ст. 137).

4. Отображение правовых  институтов законодательной, исполнительной  и судебной власти в Конституции  РФ.

В ст. 5, 10 и 11 гл. 1 «Основы  конституционного строя» раскрыты значение и сущность принципов разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна. Каждой из этих властей в Конституции посвящена отдельная глава. Права и обязанности законодательной власти рассматриваются в основном в гл. 5 «Федеральное Собрание», исполнительной – в гл. 6 «Правительство Российской Федерации» и судебной – в гл. 7 «Судебная власть».

Логика построения Конституции Российской Федерации  соответствует принципу разделения властей. Реализация принципа разделения властей в российской Конституции  также не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народ  Российской Федерации. То, что главам, посвященным трем ветвям власти, в  Конституции предшествует гл. 4 «Президент Российской Федерации», объясняется  важностью единства государственной  власти1. С этой главы начинается изложение в Конституции системы государственных органов Российской Федерации, что, помимо прочего, объясняется также особым значением Президента в организации государственной власти Российской Федерации.

Президент Российской Федерации занимает в системе  федеральных государственных органов  особое положение. Конституция возлагает  на него задачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными  и судебными органами. Именно Президент  обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной  власти, хотя сам он непосредственно  не принадлежит ни к одной из трех ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося в Конституции  положения: «Президент Российской Федерации  является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и  гражданина», а также того, что  Президент устанавливает основные направления политики государства.

Важно отметить, что, обеспечивая и направляя деятельность всех государственных органов Российской Федерации и выполняя функцию  по их координации, Президент действует  только в пределах, установленных  Конституцией Российской Федерации, точно  так же, как и все остальные  федеральные органы государственной  власти: Федеральное Собрание, Правительство, суды. Они самостоятельно осуществляют свои конституционные функции.

Правовое положение  Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он – первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Исходя из сложившейся международной практики, это означает, что его заявления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении, в каких-то специальных полномочиях.

Именно как глава  государства Президент наделен  правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу, правом законодательной инициативы и отлагательного вето. Президент в случае несогласия с законом может его отклонить и направить на новое рассмотрение в палаты Федерального Собрания. Однако право отклонения законов неприменимо к федеральным конституционным законам, которые принимаются квалифицированным большинством голосов в обеих палатах Федерального Собрания, а также к тем федеральным законам, которые повторно одобрены в ранее принятой редакции 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Важнейшие функции  Президента связаны с исполнительной властью. Часть из них осуществляется им лично (руководство внешней политикой, реализация функций Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации  и т.д.) либо относится к исполнительной власти. Так, Президент оказывает  решающее влияние на формирование и  отставку Правительства, вправе председательствовать на заседаниях Правительства и т.п.

Очевидно, что в  той мере, в какой Президент  лично реализует функции исполнительной власти и определяет содержание деятельности Правительства, которому принадлежит  исполнительная власть в Российской Федерации, на него должен распространяться принцип разделения властей. При этом надо учитывать сложность переплетения сфер деятельности и полномочий Президента и Правительства1.

Президент с согласия Государственной Думы назначает  Председателя Правительства, а по предложению  последнего – и персональный состав Правительства. Кроме того, Президент  имеет возможность ограждать  Правительство от необоснованного, по его мнению, ограничения законодательной  властью свободы действий власти исполнительной. Так, Президент может  не согласиться с выраженным Государственной  Думой недоверием Правительству  и в предусмотренных Конституцией случаях и порядке распустить Государственную Думу (ст. 84, 109, 111, 117).

Концепция президентской  власти, принятая в действующей Конституции  Российской Федерации, существенно  отличается от проводившейся в прежней Конституции. Суть изменений состоит, прежде всего, в том, что Президент перестал быть главой исполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституции исполнительная власть осуществляется теперь Правительством Российской Федерации. Заметим, что именно Председатель Правительства, а не Президент определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст. 113).

Глава 5 раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации. Согласно ст. 11 Конституции Федеральное Собрание наряду с Президентом, Правительством и судами Российской Федерации осуществляет государственную власть в нашей  стране.

На федеральном  уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.

Правовой статус Федерального Собрания определен не только в гл. 5 Конституции. Основы взаимодействия Федерального Собрания с Президентом Российской Федерации установлены в гл. 4 «Президент Российской Федерации» и охватывают чрезвычайно широкий спектр вопросов, в частности согласование назначений ряда должностных лиц, назначение выборов и роспуск Государственной Думы, участие Президента в законодательном процессе, введение военного и чрезвычайного положения, отрешение Президента от должности и некоторые другие. Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации, а также выражения недоверия Правительству Государственной Думой отражены в гл. 6 «Правительство Российской Федерации». В гл. 7 «Судебная власть» определены полномочия Конституционного Суда во взаимоотношениях с палатами Федерального Собрания.

В действующей Конституции  изменился конституционный статус законодательного и представительного  органа государственной власти Российской Федерации. Если прежней Конституцией за ним признавалось право решения  практически всех вопросов, относящихся  к ведению Российской Федерации, в новой Конституции перечень вопросов, подлежащих рассмотрению палатами Федерального Собрания, ограничен. Из сферы ведения парламента исключены  распорядительные функции. Претерпели изменения также контрольные  функции законодательного органа. Парламентский  контроль достаточно ограничен. За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета (ст. 101), а за Государственной Думой – также полномочие решать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации (ст. 103).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной  Думы и Совета Федерации. Формально  Совет Федерации не является верхней  палатой парламента и соответственно Государственная Дума – его нижней палатой, так как это не установлено  Конституцией. Подобные характеристики вытекают главным образом из аналогии с зарубежной практикой организации  двухпалатных парламентов.

В Государственной  Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации  независимо от места их проживания на территории Российской Федерации.

Существуют три  основные группы полномочий палат Федерального Собрания, установленные Конституцией: 1) относящиеся к исключительному  ведению каждой из палат Федерального Собрания (ст. 102 и 103); 2) связанные с  организацией деятельности палат (ст. 101); 3) полномочия по принятию федеральных  законов (ст. 105).

Информация о работе Конституция Российской Федерации: сущность, структура и содержание