Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 07:04, курсовая работа
Принятие в 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР повлекло за собой глубокие изменения в политической жизни России, в ее государственном устройстве и организации государственной власти. С этого времени начал весьма интенсивно расширяться круг проблем, требующих завершенного и целостного конституционно-правового решения, – это появление новых федеральных органов власти (Президент, Конституционный Суд), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации, осуществлявшееся в рамках Федеративного договора. Все это требовало принятие новой Конституции. В ходе референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г., большинство проголосовавших избирателей – 32937630 человек – высказались за ее принятие.
Введение
1. Основы конституционного строя в Конституции РФ
2. Отображение в Конституции прав и свобод человека и гражданина
3. Закрепление системы власти РФ в Конституции
4. Отображение правовых институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в Конституции РФ
Заключение
Список использованных источников
Существенны нормы,
защищающие денежную систему в Российской
Федерации, а также норма, в соответствии
с которой только федеральным
законом устанавливаются
Особого внимания заслуживают
содержащиеся в данной главе гарантии
прав человека и гражданина. В частности,
гарантируются права
В Российское Федерации существует три уровня власти: федеральный, региональный и местный. Глава 8 Конституции посвящена местному самоуправлению.
Ковешников отмечает, что местное самоуправление – одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Будучи существенным выражением народовластия, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации1.
В Российской Федерации местное самоуправление не только признается (ст. 12), но и гарантируется органами власти Федерации и ее субъектов, причем гарантии местного самоуправления могут быть общеполитические, морально-этические, а также более конкретные – экономические, юридические, организационные и др.
В главе 8 конкретизированы положения ст. 12 гл. 1 об основах конституционного строя. Закрепленная здесь модель местного самоуправления приближается к общепринятому во многих странах эталону местного самоуправления как демократического института. Она достаточно определенно указывает цель, к которой надо стремиться в реформировании местной власти.
Определяя основные параметры местного самоуправления, Конституция как бы завершает поиски его правовых форм.
Развитие России
как федеративного государства
обусловило новый подход к разделению
компетенции между федеральными
органами государственной власти и
органами государственной власти субъектов
Федерации в определении
Глава 8 действующей
Конституции Российской Федерации
устранила эти противоречия. Она
уточнила государственно-правовую характеристику
местного самоуправления, существенно
обогатив ее. Конституция сузила нормативное
регулирование местного самоуправления.
Она в более общих формулах,
чем прежняя Конституция, зафиксировала
основные параметры местного самоуправления.
В значительной мере именно из гл. 8
Конституции можно вывести
В статье 130 Конституции
раскрывается смысл местного самоуправления.
Самостоятельное решение
В ч. 1 статьи 132 дается перечень важнейших вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Поправки к положениям гл. 3, 8 Конституции, за исключением ст. 65, вносятся в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов, после их одобрения законодательными (представительными) органами не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации (ст. 136). Как показывает практика зарубежного конституционного развития, подобный усложненный порядок внесения поправок существенно ограничивает возможности конституционного пересмотра. Для сравнения укажем, что в Соединенных Штатах Америки при сходном усложненном порядке принятия конституционных поправок в текст Конституции за двести лет ее существования было внесено только 27 поправок.
Особый порядок установлен на случай изменения ст. 65 Конституции. При принятии в состав Российской Федерации и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, а также при изменении конституционно - правового статуса субъекта Российской Федерации соответствующие федеральные законы также принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов. Своеобразно решается вопрос о порядке изменения наименования субъекта Российской Федерации. Соответствующие изменения включаются в текст ст. 65 Конституции указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Федерации, принятого в установленном им порядке. В указанных случаях конституционные поправки не подлежат одобрению со стороны законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации (ст. 137).
4. Отображение правовых
институтов законодательной,
В ст. 5, 10 и 11 гл. 1 «Основы конституционного строя» раскрыты значение и сущность принципов разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых самостоятельна. Каждой из этих властей в Конституции посвящена отдельная глава. Права и обязанности законодательной власти рассматриваются в основном в гл. 5 «Федеральное Собрание», исполнительной – в гл. 6 «Правительство Российской Федерации» и судебной – в гл. 7 «Судебная власть».
Логика построения Конституции Российской Федерации соответствует принципу разделения властей. Реализация принципа разделения властей в российской Конституции также не означает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народ Российской Федерации. То, что главам, посвященным трем ветвям власти, в Конституции предшествует гл. 4 «Президент Российской Федерации», объясняется важностью единства государственной власти1. С этой главы начинается изложение в Конституции системы государственных органов Российской Федерации, что, помимо прочего, объясняется также особым значением Президента в организации государственной власти Российской Федерации.
Президент Российской
Федерации занимает в системе
федеральных государственных
Важно отметить, что,
обеспечивая и направляя
Правовое положение Президента характеризуется, прежде всего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он – первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всем избирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Исходя из сложившейся международной практики, это означает, что его заявления и акции не нуждаются в каком-либо удостоверении, в каких-то специальных полномочиях.
Именно как глава государства Президент наделен правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу, правом законодательной инициативы и отлагательного вето. Президент в случае несогласия с законом может его отклонить и направить на новое рассмотрение в палаты Федерального Собрания. Однако право отклонения законов неприменимо к федеральным конституционным законам, которые принимаются квалифицированным большинством голосов в обеих палатах Федерального Собрания, а также к тем федеральным законам, которые повторно одобрены в ранее принятой редакции 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Важнейшие функции
Президента связаны с исполнительной
властью. Часть из них осуществляется
им лично (руководство внешней
Очевидно, что в
той мере, в какой Президент
лично реализует функции
Президент с согласия
Государственной Думы назначает
Председателя Правительства, а по предложению
последнего – и персональный состав
Правительства. Кроме того, Президент
имеет возможность ограждать
Правительство от необоснованного,
по его мнению, ограничения законодательной
властью свободы действий власти
исполнительной. Так, Президент может
не согласиться с выраженным Государственной
Думой недоверием Правительству
и в предусмотренных
Концепция президентской власти, принятая в действующей Конституции Российской Федерации, существенно отличается от проводившейся в прежней Конституции. Суть изменений состоит, прежде всего, в том, что Президент перестал быть главой исполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституции исполнительная власть осуществляется теперь Правительством Российской Федерации. Заметим, что именно Председатель Правительства, а не Президент определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст. 113).
Глава 5 раскрывает
основы организации и деятельности
парламента Российской Федерации. Согласно
ст. 11 Конституции Федеральное
На федеральном уровне Федеральное Собрание представляет законодательную власть Российской Федерации.
Правовой статус Федерального Собрания определен не только в гл. 5 Конституции. Основы взаимодействия Федерального Собрания с Президентом Российской Федерации установлены в гл. 4 «Президент Российской Федерации» и охватывают чрезвычайно широкий спектр вопросов, в частности согласование назначений ряда должностных лиц, назначение выборов и роспуск Государственной Думы, участие Президента в законодательном процессе, введение военного и чрезвычайного положения, отрешение Президента от должности и некоторые другие. Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации, а также выражения недоверия Правительству Государственной Думой отражены в гл. 6 «Правительство Российской Федерации». В гл. 7 «Судебная власть» определены полномочия Конституционного Суда во взаимоотношениях с палатами Федерального Собрания.
В действующей Конституции
изменился конституционный
Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Формально Совет Федерации не является верхней палатой парламента и соответственно Государственная Дума – его нижней палатой, так как это не установлено Конституцией. Подобные характеристики вытекают главным образом из аналогии с зарубежной практикой организации двухпалатных парламентов.
В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от места их проживания на территории Российской Федерации.
Существуют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, установленные Конституцией: 1) относящиеся к исключительному ведению каждой из палат Федерального Собрания (ст. 102 и 103); 2) связанные с организацией деятельности палат (ст. 101); 3) полномочия по принятию федеральных законов (ст. 105).
Информация о работе Конституция Российской Федерации: сущность, структура и содержание