Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение Конституции РФ, как основного закона страны, имеющего высшую юридическую силу.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были определены следующие задачи:
1.Дать определение понятию Конституции и раскрыть ее сущность.
2.Раскрыть функции Конституции РФ.
3.Выявить структуру Конституции РФ.
4.Охарактеризовать юридические свойства Конституции РФ.
5.Рассмотреть процедуру изменения и порядок пересмотра действующей Конституции РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….......3
1.Понятие и сущность, классификация Конституции Российской Федерации…………………………………………………….....5
1.1Понятие и сущность Конституции Российской Федерации……………………….5
1.2.Классификация Конституции Российской Федерации……………………………7
2.Функции Конституции РФ…………………………………………………9
3.Структура Конституции Российской федерации…………….13
4.Юридические свойства Конституции РФ………………………...17
5.Поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации………………………………………………………………………….19
5.1.Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации (ст. 135)…………………………………………………………………….20
5.2.Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (статья 136)……………………………………………………………………………..25
5.3.Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации (ст.137)…………………………………………………………………………………..28 Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы………..34
В зависимости
от соответствия или несоответствия
тем фактическим общественным отношениям,
которые сложились и
О фиктивности
конституции речь может идти при
несоответствии устоям социально-экономической
и общественно - политической жизни,
систематическом нарушении
2 Функции Конституции РФ
Как пишет С.А. Авакъян, «функции конституции - различные проявления ее назначения. Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства». Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.
В науке конституционного права, как правило, выделяют следующие функции: учредительную; организаторскую; внешнеполитическую; идеологическую и юридическую.
Суть учредительной функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово "учредительная" понимают в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.
Безусловно, учредительный характер свойствен и Конституции РФ, причем в целом и, несмотря на то, что ряд включенных в нее конституционных институтов появился ранее, благодаря изменениям и дополнениям предшествующей Конституции РФ 1978 г., неоднократно реформировавшейся. Учредительная роль данного Основного Закона состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода на рельсы: в политике - к общедемократическим институтам и политическому плюрализму, в экономике - к многообразию форм собственности, включая и частную (т.е. собственности отдельных граждан на средства производства, природные ресурсы, а не только на предметы потребления и обихода), свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль данной Конституции заключается и в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между РФ и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления в РФ.
Организаторская
функция Конституции
Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.
Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все-таки появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.
Кроме того, следует учитывать то, что конституция является документом прямого действия - это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать непосредственно на базе конституции.
Сказанное в полной мере относится и к российским конституциям, в том числе и к Конституции РФ. Ее организаторская функция проявляется во многих отношениях. В социально-экономической сфере она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической - на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм, в государственной - на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило место принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие, разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местное самоуправление и т.д.).
Во внешнеполитической
функции уместно будет
Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит также в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись с тем, какие параметры социально-экономической и политической системы заложены в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление о возможных перспективах развития страны. Не будем закрывать глаза на то, что конституционные декларации и реальные шаги - не всегда одно и то же. И, тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно.
Идеологическая функция. Идеология вообще - это "система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений". См.: Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. Л.А.Окунькова. - М.: Издательство БЕК, 1994.
Данная
функция не присуща и Конституции
РФ. Так как в ст. 13 Конституции
РФ 1993 г. сказано, что в Российской
Федерации признается идеологическое
многообразие, никакая идеология
не может устанавливаться в
Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.
Суть этой функции конституции заключается в том, что она:
- становится
основой новых правовой
- сама
регулирует общественные
- дает
импульс развитию
Сказанное
в полной мере относится к Конституции
РФ. Она является "заглавным" документом
создаваемой в России правовой системы,
для детализации Конституции нужны около
600 нормативных актов, частично принятых,
но в своем большинстве все-таки пока подготавливаемых.
Достаточно актуальна и задача обеспечения
прямого действия Конституции. Об этом
свойстве Основного Закона "забывают
и нередко смотрят на нее как на правовую
библию, которой надо молиться на словах,
но которой совсем не требуется следовать
в делах, и в том числе потому, что она содержит
набор благих идей, но не норм непосредственного
юридического действия". Авакьян С.А.
Конституция России: природа, эволюция,
современность.
3 Структура Конституции Российской федерации.
Структура Конституции - это ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения. Структура конституции включает преамбулу, основную часть, представленную разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда структурой конституции охватываются и приложения. Так, в ранее действовавшей Конституции РФ от 12 апреля 1978 г. в качестве приложения был представлен Федеративный договор от 31 марта 1992 г. Действующая Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским конституциям, состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенными в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также в «Заключительных и переходных положениях», являющихся вторым разделом.
Структура Конституции, логическая взаимосвязь ее основных частей обусловлены пределами конституционного регулирования, господствующей в стране конституционной доктриной.
В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России. Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер, так или иначе пронизывают все статьи Основного Закона страны, в конечном счете, определяют его смысл и значение. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение. Положения Преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей, отправления правосудия; закрепляют общие обязательства государства перед гражданами; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства; Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др.
Первая глава Конституции РФ «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Согласно Конституции (ч. 3 ст. 15) этим нормам, т.е. ст. 1-15, должны соответствовать все иные положения Конституции.
Закрепление в Конституции (ст. 2) положения о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества, определило конкретизацию основных прав и свобод человека и гражданина, их гарантий в главе 2 Конституции.
Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.
Помещение вслед за главой о правах и свободах человека и гражданина главы о федеративном устройстве - свидетельство особой значимости для России конституционного урегулирования федеративных отношений, определение взаимоотношения Федерации и ее субъектов, разграничения предметов и сфер их ведения и полномочий, закрепление конституционных механизмов разрешения споров о компетенции.
Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих важнейшие положения, закрепленные в главе 1 «Основы конституционного строя», в частности в ст. 1, 4, 5 Конституции РФ. Нормы данной главы характеризируют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Российской Федерации, конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов, взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.
Главы 4-8 закрепляют организацию государственной власти и местного самоуправления в РФ.
Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.