Конституция Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение Конституции РФ, как основного закона страны, имеющего высшую юридическую силу.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были определены следующие задачи:
1.Дать определение понятию Конституции и раскрыть ее сущность.
2.Раскрыть функции Конституции РФ.
3.Выявить структуру Конституции РФ.
4.Охарактеризовать юридические свойства Конституции РФ.
5.Рассмотреть процедуру изменения и порядок пересмотра действующей Конституции РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….......3
1.Понятие и сущность, классификация Конституции Российской Федерации…………………………………………………….....5
1.1Понятие и сущность Конституции Российской Федерации……………………….5
1.2.Классификация Конституции Российской Федерации……………………………7
2.Функции Конституции РФ…………………………………………………9
3.Структура Конституции Российской федерации…………….13
4.Юридические свойства Конституции РФ………………………...17
5.Поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации………………………………………………………………………….19
5.1.Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации (ст. 135)…………………………………………………………………….20
5.2.Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (статья 136)……………………………………………………………………………..25
5.3.Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации (ст.137)…………………………………………………………………………………..28 Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы………..34

Файлы: 1 файл

Курсовая по Конституционному праву.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Согласно  части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. Конституционный Суд, рассматривая дело о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, исходил из того, что изменение наименования субъектов Российской Федерации находится в ведении субъектов Российской Федерации, согласно Постановлению Конституционного Суда по данному делу включение нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации осуществляется указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке (при условии, что переименование субъекта Российской Федерации не затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы Российской Федерации, других её субъектов, других государств, и не предполагает изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта). Однако статьей 8 Федерального закона «О наименованиях географических объектов» установлено, что изменение наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа осуществляется Федеральным Законом по представлению самого субъекта РФ О наименовании географических объектов. В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации наименования географических объектов относятся к ведению Российской Федерации. При этом федеральный закон не предусматривает обязательности упоминания о включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд при рассмотрении дела не исходил из того, что наименования субъектов Российской Федерации являются наименованиями географических объектов и отнес их к ведению субъектов Российской Федерации. Федеральное Собрание, наоборот, исходя из того, что наименования субъектов Российской Федерации являются наименованиями географических объектов, отнесло их к ведению Российской Федерации.

Если  предположить, что Конституционным  Судом будет рассмотрено дело о конституционности Федерального закона «О наименованиях географических объектов», то он может либо, сохраняя свою правовую позицию, признать статью 8 Федерального закона неконституционной, либо изменить свою правовую позицию, выраженную в Постановлении по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции, причём такое решение может быть принято только на пленарном заседании.'

Таким образом, можно сделать вывод, что  статья 137 Конституции Российской Федерации  закрепляет, что изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации  вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. В качестве примера можно привести Федеральный Конституционный Закон №1 «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» от 25 марта 2004 года, в результате которого был образован Пермский край. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа.' 

                                  

     
 

                                          Заключение. 

Цель  исследования достигнута посредством  раскрытия поставленных задач.

Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства. На основе Конституции  Российской Федерации и конституций  республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации - бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.

Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой системы России. Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости общественного  и государственного строя. Обладает такими юридическими свойствами:

- учредительный  характер (нормы Конституции закрепляют  основы государственного и общественного  устройства, учреждают важнейшие  государственные органы и т.д.);

- легитимность (Конституция - это акт, принимаемый,  как правило, народом, или от имени народа);

- верховенство (Конституция имеет верховенство  на всей территории РФ, обеспечивает  формирование правового государства,  подчинение государства праву);

- прямое  действие (Конституцию РФ должны  соблюдать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения);

- реальность (соответствие норм Конституции складывающимся в действительности общественными отношениями, способностью объективно отражать достигнутое в политической, экономической, социальной и других сферах);

- наличие  базовых, основных принципов (она  определяет процесс правотворчества  - устанавливает порядок и субъектов  принятия правовых актов, содержит  перечень нормативных правовых  актов, которые должны быть приняты в соответствии с ней);

- программность  (конституционные положения придают  ориентацию развитию общества, характеризуют  общность важнейших целей государства,  личности в какой-то степени  отражают общенациональную, общенародную  идею);

- стабильность  (обеспечивает сохранение принципов общественного и государственного строя);

- особая  охрана (в ней задействована вся  система государственных органов  государственной власти, осуществляющих  охрану в различных правовых  формах).

Таким образом, можно сделать вывод: юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции РФ характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена.  
 
 
 

                                   
 
 
 

     
 
 

   Список использованных источников и литературы. 

1 Конституция  Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.декабря  1993 г  М.: ИНФРА-М, 2007 г.

2 Федеральный закон от 4 марта 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Принят Государственной Думой 6 февраля 1998 года.

3 Федеральный закон от 17 октября 1997г. «О наименованиях географических объектов». Принят Государственной Думой 17 октября 1997 года.

4 Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации". Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2008 года.

5 Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы". Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2008 года.

6 Указ Президента РФ от 25 июля 2003 г. N 841 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации"

7 Указ Президента РФ от 9 июня 2001 г. N 679 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации"

8 Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. N 173 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации"

9 Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. N 20 "О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации"

10 Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // "Российская газета" от 14 декабря 1995 г.

11 Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации // "Российская газета" от 9 ноября 1995 г.

12 Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 г. № 13-П по делу о проверке конституционности статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26б 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания -- Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан // Российская газета, 29.07.2004.

13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.      

14 Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). // «Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный)» Под ред. - М.: Издательство БЕК, 1999г.

Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации // «Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации» М.: Народный учитель, 2002 г.

15 Карасаева  Л.В Учебно-методический комплекс: Конституционное право зарубежных  стран // «Учебно-методический комплекс: Конституционное право зарубежных стран» Изд-во ДВАГС, 2006 г стр. 26.

16 Конституционное право. Энциклопедический словарь // Ответ. редактор С.А. Авакьян. - М.: Изд. Норма. 2000 г стр. 100.

17 Кравец А. Верховенство Конституции - принцип конституционализма. Журнал российского права N 7 // «Верховенство Конституции - принцип конституционализма. Журнал российского права N 7» 2002 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

Информация о работе Конституция Российской Федерации