Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение Конституции РФ, как основного закона страны, имеющего высшую юридическую силу.
В соответствии с данной целью в курсовой работе были определены следующие задачи:
1.Дать определение понятию Конституции и раскрыть ее сущность.
2.Раскрыть функции Конституции РФ.
3.Выявить структуру Конституции РФ.
4.Охарактеризовать юридические свойства Конституции РФ.
5.Рассмотреть процедуру изменения и порядок пересмотра действующей Конституции РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….......3
1.Понятие и сущность, классификация Конституции Российской Федерации…………………………………………………….....5
1.1Понятие и сущность Конституции Российской Федерации……………………….5
1.2.Классификация Конституции Российской Федерации……………………………7
2.Функции Конституции РФ…………………………………………………9
3.Структура Конституции Российской федерации…………….13
4.Юридические свойства Конституции РФ………………………...17
5.Поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации………………………………………………………………………….19
5.1.Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации (ст. 135)…………………………………………………………………….20
5.2.Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (статья 136)……………………………………………………………………………..25
5.3.Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации (ст.137)…………………………………………………………………………………..28 Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников и литературы………..34
Согласно части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. Конституционный Суд, рассматривая дело о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, исходил из того, что изменение наименования субъектов Российской Федерации находится в ведении субъектов Российской Федерации, согласно Постановлению Конституционного Суда по данному делу включение нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации осуществляется указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке (при условии, что переименование субъекта Российской Федерации не затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы Российской Федерации, других её субъектов, других государств, и не предполагает изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта). Однако статьей 8 Федерального закона «О наименованиях географических объектов» установлено, что изменение наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа осуществляется Федеральным Законом по представлению самого субъекта РФ О наименовании географических объектов. В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации наименования географических объектов относятся к ведению Российской Федерации. При этом федеральный закон не предусматривает обязательности упоминания о включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд при рассмотрении дела не исходил из того, что наименования субъектов Российской Федерации являются наименованиями географических объектов и отнес их к ведению субъектов Российской Федерации. Федеральное Собрание, наоборот, исходя из того, что наименования субъектов Российской Федерации являются наименованиями географических объектов, отнесло их к ведению Российской Федерации.
Если
предположить, что Конституционным
Судом будет рассмотрено дело
о конституционности
Таким
образом, можно сделать вывод, что
статья 137 Конституции Российской Федерации
закрепляет, что изменения в статью
65 Конституции Российской Федерации
вносятся на основании федерального
конституционного закона о принятии
в Российскую Федерацию и образовании
в ее составе нового субъекта Российской
Федерации, об изменении конституционно-правового
статуса субъекта Российской Федерации.
В качестве примера можно привести Федеральный
Конституционный Закон №1 «Об образовании
в составе Российской Федерации нового
субъекта в результате объединения Пермской
области и Коми-Пермяцкого автономного
округа» от 25 марта 2004 года, в результате
которого был образован Пермский край.
«Об образовании в составе Российской
Федерации нового субъекта в результате
объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого
автономного округа.'
Цель исследования достигнута посредством раскрытия поставленных задач.
Конституция
является фундаментом системы права,
главным системообразующим
Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой системы России. Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости общественного и государственного строя. Обладает такими юридическими свойствами:
- учредительный
характер (нормы Конституции закрепляют
основы государственного и
- легитимность (Конституция - это акт, принимаемый, как правило, народом, или от имени народа);
- верховенство
(Конституция имеет
- прямое
действие (Конституцию РФ должны
соблюдать все органы
- реальность (соответствие норм Конституции складывающимся в действительности общественными отношениями, способностью объективно отражать достигнутое в политической, экономической, социальной и других сферах);
- наличие
базовых, основных принципов (
- программность
(конституционные положения
- стабильность (обеспечивает сохранение принципов общественного и государственного строя);
- особая
охрана (в ней задействована вся
система государственных
Таким
образом, можно сделать вывод: юридическая
природа Конституции РФ проявляется в
ее чертах и юридических свойствах, которые
отражают специфику ее нормативно-правового
содержания. Каждая черта Конституции
РФ характеризует определенный аспект
ее содержания как сложного, многопланового
правового феномена.
Список использованных
источников и литературы.
1 Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.декабря 1993 г М.: ИНФРА-М, 2007 г.
2 Федеральный закон от 4 марта 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации". Принят Государственной Думой 6 февраля 1998 года.
3 Федеральный закон от 17 октября 1997г. «О наименованиях географических объектов». Принят Государственной Думой 17 октября 1997 года.
4 Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации". Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2008 года.
5 Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы". Одобрен Советом Федерации 26 ноября 2008 года.
6 Указ Президента РФ от 25 июля 2003 г. N 841 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации"
7 Указ Президента РФ от 9 июня 2001 г. N 679 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации"
8 Указ Президента РФ от 10 февраля 1996 г. N 173 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации"
9 Указ Президента РФ от 9 января 1996 г. N 20 "О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации"
10 Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // "Российская газета" от 14 декабря 1995 г.
11 Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации // "Российская газета" от 9 ноября 1995 г.
12 Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 г. № 13-П по делу о проверке конституционности статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26б 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания -- Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан // Российская газета, 29.07.2004.
13 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
14 Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). // «Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный)» Под ред. - М.: Издательство БЕК, 1999г.
Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации // «Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации» М.: Народный учитель, 2002 г.
15 Карасаева
Л.В Учебно-методический
16 Конституционное право. Энциклопедический словарь // Ответ. редактор С.А. Авакьян. - М.: Изд. Норма. 2000 г стр. 100.
17 Кравец
А. Верховенство Конституции - принцип
конституционализма. Журнал российского
права N 7 // «Верховенство Конституции
- принцип конституционализма. Журнал
российского права N 7» 2002 г.